Библиографическое описание:

Коокуева В. В., Кегдеева Е. М. Оценка состава и структуры расходов федерального бюджета на социальную политику // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 109-112.

Социальная политика – наиболее актуальная, распространенная проблемы для России. Проблемы ее совершенствования подчеркивается на всех уровнях. Так, В.В. Путин в день своего назначения на должность издал указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».[1]

Проблема финансирования социальных расходов всегда была объектом исследования ученых – финансистов, как теоретиков, так и практиков. Среди основных работ можно выделить труды следующих ученых: О.В.Врублевской, А.Г.Игудина, В.Н.Лексина, В. И. Матеюка, Г.Б.Поляка, И.Подпориной, М.В.Романовского, В. Шарина и других. Основное внимание в этих работах уделяется проблемам социального обеспечения и социальной защиты населения.

Анализ структуры расходов федерального бюджета за 2010 года показал, что более 45% составляют межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам. На национальную экономику направлено 13,32%, общегосударственные расходы составляют 9,24%.

В таблице 1 представлена информация об исполнении консолидированного бюджета за 2011 год. Видно, что расходы на социально-культурные мероприятия составляют более 50%.

Таблица 1

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2011г.[2] ,млрд. рублей


Консолидированный
бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

из него:

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Доходы - всего

20855,4

11367,7

7644,2

Расходы - всего

19994,6

10925,6

7679,1

из них на:




общегосударственные вопросы

1357,0

777,8

468,8

обслуживание государственного и муниципального долга

328,9

262,7

75,7

национальную оборону

1517,2

1516,0

3,5

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

1518,6

1259,8

282,1

национальную экономику

2793,4

1790,2

1316,4

из нее на:




топливно-энергетический комплекс

55,4

41,0

21,5

сельское хозяйство и рыболовство

268,7

141,4

231,3

транспорт

499,1

291,0

212,2

дорожное хозяйство (дорожные фонды)

714,2

349,5

424,5

связь и информатику

77,2

42,6

38,1

прикладные научные исследования в области
национальной экономики

180,6

178,7

1,9

другие вопросы в области национальной экономики

814,0

559,5

277,0

жилищно-коммунальное хозяйство

1195,0

279,8

968,6

социально-культурные мероприятия

11245,9

4370,6

4526,9

межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

0,0

651,3

15,3

Профицит, дефицит (-)

860,7

442,0

-34,9


Совокупные расходы на социальные отрасли и социальную политику составляют 2,7% ВВП, или 16% от всех расходов федерального бюджета.

Низкий уровень социальных расходов в федеральном бюджете определяется тем фактом, что подавляющая их часть обеспечивается с помощью территориальных бюджетов: 76% на образование и здравоохранение, более 90% на ЖКХ и более 70% на социальную политику. Учитывая эти доли расходов, можно оценить величину затрат на социальную сферу в консолидированном бюджете на уровне 11,2-11,7% ВВП. Если прибавить к ним межбюджетные трансферты на социальные цели и трансферты государственным внебюджетным фондам, то совокупная величина на социальные цели в консолидированном бюджете составит величину равную 17-18% ВВП.

В Бюджетном послании на 2011-2013 годы четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Реализация этого приоритета требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но и бюджетной системы в целом.

Если рассматривать эти расходы по доле в ВВП, то картина складывается более объективная. Так, из федерального бюджета на 2009 год на социальный круг вопросов направляются расходы, равные 2,68% к ВВП, а в 2011 году – 2,07% к ВВП. Относительно невысокий уровень расходов на социальные цели из федерального бюджета во многом обусловлен тем, что основное бремя социальных расходов ложится на субъекты Российской Федерации. Кроме того, значительная часть социальных обязательств федерального центра финансируется за счёт межбюджетных трансфертов и трансфертов государственным внебюджетным фондам.

Рассмотрим более подробно социальные расходы федерального бюджета.

Расходы федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» немного снижаются. Инвестиции на ЖКХ в основном проходят по федеральной целевой программе «Жилище», в рамках которой реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Его реализация предусмотрена по 4 направлениям, связанным с повышением доступности жилья, увеличением объемов ипотечного жилищного кредитования, увеличением объемов жилищного строительства, модернизации коммунальной инфраструктуры и выполнением государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.

Недостаточное государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции увеличения платности образования в России за счет расходов населения. Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,51% - в 2008 году, 78,09% - в 2009 году, 2010 г. – 81,86, а в 2011 году – 72,70% (см. таблицу 2).

Таблица 2

Состав и структура расходов федерального бюджета в сфере образования
в период 2007-2011 гг.

Вид расхода

2007г.

2008г.

2009г.

2010 г.

2011 г.

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Дошкольное образование

2,568

0,87

2,868

0,94

4,238

1,10

4,179

0,97

5,557

0,99

Общее образование

3,358

1,14

3,538

1,15

4,307

1,12

5,645

1,32

56,057

10,13

Начальное профессиональное образование

8,826

3,00

11,858

3,86

14,350

3,74

3,067

0,31

3,916

0,73

Среднее профессиональное образование

26,623

9,03

29,674

9,66

36,653

9,54

32,094

7,46

35,200

6,34

Переподготовка и повышение квалификации

4,946

1,68

4,067

1,32

5,014

1,31

4,839

1,12

6,937

1,27

Высшее профессиональное образование

228,252

77,48

238,162

77,51

299,891

78,09

351,449

81,86

402,357

72,70

Молодежная политика и оздоровление детей

0,318

0,11

0,367

0,12

0,904

0,24

0,649

0,16

0,610

0,12

Прикладные научные исследования в области образования

1,967

0,66

1,788

0,59

6,609

1,71

15,646

3,64

20,086

3,62

Другие вопросы в области образования

17,752

6,03

14,872

4,85

12.08

3,15

11,196

2,57

22,648

4,10

Итого по разделу

294,611

100

307,194

100

384,046

100

428,764

100

553,368

100


Основное место в структуре ассигнований по данному разделу занимают расходы на здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской помощи (см. таблицу 3).

Таблица 3

Структура бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт»

Вид расхода

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Стационарная медицинская помощь

132,906

62,78

173,821

53,80

191,637

56,74

222,376

44,52

Амбулаторная помощь

10,113

4,78

38,013

11,76

46,130

13,66

143,611

28,75

Скорая медицинская помощь

0,542

0,26

0,539

0,18

0,433

0,13

0,349

0,07

Санаторно-оздоровительная помощь

13,177

6,22

22,982

7,12

28,173

8,34

37,450

7,50

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

2,509

1,18

7,083

2,19

5,878

1,74

5,663

1,13

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

7,042

3,33

11,206

3,46

11,589

3,43

13,016

2,61

Физическая культура и спорт

13,471

6,36

21,113

6,53

13,281

3,93

-

0,00

Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта

3,485

1,65

4,915

1,52

4,968

1,47

7,543

1,51

Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта

28,441

13,44

43,444

13,44

35,633

10,55

69,543

13,92

Итого по разделу

211,686

100,0

323,116

100

337,721

100,00

499,551

100,00


Следует отметить, что Правительству Российской Федерации пока не удалось в полной мере решить задачу по завершению формирования системы финансирования стационарных медицинских учреждений, основанной на стандартизации медицинской помощи с ориентацией на конечный результат. Эта система предусматривает поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование, при котором действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе. Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста, но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность. Это наглядно иллюстрирует структура расходов по разделу «Социальная политика» (см. таблицу 4).

Таблица 4 Структура расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика»

Вид расхода

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Пенсионное обеспечение

181,007

66,83

217,303

69,89

243,648

70,63

2137,578

68,33

Социальное обслуживание населения

4,046

1,49

6,764

2,17

6,362

1,84

6,905

0,22

Социальное обеспечение населения

81,680

30,16

86,176

27,72

89,211

25,86

786,689

25,15

Охрана семьи и детства

2,366

0,87

2,081

0,67

2,837

0,82

191,279

6,11

Прикладные научные исследования в области социальной политики

0,143

0,05

0,151

0,05

0,130

0,04

0,197

0,01

Другие вопросы

1,622

0,60

-1,57

-0,50

2,756

0,80

5,878

0,19

ИТОГО

270,864

100

310,905

100

344,944

100,00

3128,527

100,00


Анализ таблицы 4 показывает, что в 2011 году резко возросла сумма расходов на социальную политику в 9 раз, в основном на счет увеличения расходов на пенсионное обеспечение. Структура расходов в целом примерно одинакова по годам. Так, 66-70% - расходы на пенсионное обеспечение, 25-30% - расходы на социальное обеспечение. Существенное увеличение ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей по уровню роста потребительских цен. В разделе пенсионное обеспечение отражаются пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащим, судьям, социальные выплаты ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, и другие доплаты.

В составе расходов на социальное обеспечение населения указанного подраздела предусмотрены ассигнования на реализацию мер по реформированию системы оплаты труда; реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище»; предоставление мер социальной поддержки гражданам, другие выплаты.

Таким образом, несмотря на социальную ориентацию федерального бюджета проблемы бедности, охраны детей и материнства остаются актуальными.

Согласно Конституции Российской Федерации стратегической целью государственной социальной политики является обеспечение социальных прав и свобод граждан, повышение качества и уровня жизни населения в условиях социальной безопасности и устойчивого социального развития страны.

Поддержание достойного уровня и максимально высокого качества жизни населения; обеспечение социальной безопасности отдельных социальных групп, регионов и страны в целом; поэтапное повышение социальных стандартов повседневной жизни населения в отношении жилья, работы, культуры, досуга и коммуникаций – все это должно быть решено для выполнения всех гарантированных Конституцией социальных гарантий.


Литература:

    1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

    2. Данные Федеральной службы Государственной статистики.

    3. Данные Федерального казначейства.

    4. Федеральные законы об исполнении федерального бюджета за 2009-2010 годы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle