Библиографическое описание:

Гаранина А. А. Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 213-216.

Долгосрочные интересы России, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в Евро-Азиатское экономическое пространство, определяет особую роль Сибири в силу географического положения и наличия огромного ресурсного, значительного производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. Между тем, в последнее время наметилась тенденция оттока населения из Сибири, относительного замедления экономического развития.

Цель "Стратегии развития Сибири" заключается в том, чтобы определить долгосрочные ориентиры экономического развития, принципы государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили бы реализовать стратегические интересы России, а также средства их достижения.

Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается неконкурентоспособной.

Качественное ухудшение сырьевой базы. Крупные месторождения наиболее освоенной Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции вышли на поздние стадии разработки с падающей добычей. Доля трудноизвлекаемых запасов с низкими дебитами скважин (менее 10 т/сутки) составляет 55-60% и продолжает расти. Часть месторождений близка к своему исчерпанию. Высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой Европейской части России, промышленно развитых стран Европы и Азиатско-тихоокеанского региона; низкой плотностью населения в самой Сибири; недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры.

Повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий. Отсутствие эффективных мер привлечения инвестиций на региональном уровне [1].

Одним из основных факторов, определяющих перспективы развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, прежде всего:

  • месторождения полезных ископаемых: извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77% российских запасов, природного газа -85%, угля – 80%, меди – 70%, никеля – 68%, свинца – 85%, цинка – 77%, молибдена – 82%, золота – 41%, металлов платиновой группы – 99%;

  • гидроэнергетические ресурсы – 45% гидроэлектроэнергетического потенциала России;

  • биологические ресурсы:около 9 % мировых запасов древесины (более 41 % российских запасов).

Другим важным фактором развития Сибири является ее сравнительно высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири развиты такие отрасли, как топливная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работает более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров сибирских отделений РАН, РАМН, РАСХН, министерств и ведомств, в том числе оборонно-промышленного комплекса (ОПК), более 100 высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах. Принимая во внимание тот факт, что в стоимости наукоемкой продукции затраты на транспорт и энергию составляют относительно небольшую часть, сибирская наукоемкая продукция сможет конкурировать с продукцией других регионов [2].

Существующая транспортная инфраструктура не позволяет преодолеть оторванность Сибири от остальной страны, что препятствует привлечению инвестиций и развитию региона.

Для такого большого региона, как Сибирь, необходимо развитие всех сфер, которые влияют на поведение инвестора, но в первую очередь это именно транспортная инфраструктура. Для инвестиционного развития округа требуются транспортные коммуникации совершенно нового уровня.

Базовый Транссиб не всегда адекватен в растущем объеме производства и экспорте грузов на восток.

В качестве примера региона с недостаточным развитием транспортной инфраструктуры можно рассматривать Республику Тыва, где, по его словам, отсутствие железной дороги не позволяет развивать горнодобывающую и угольную промышленность. Принципиально важным сегодня для развития макрорегиона Сибири и каждого из 12 регионов Сибирского федерального округа представляется безусловная активизация и серьезное качественное обновление инвестиционной политики.

В прошлом веке огромное внимание уделялось развитию всех видов транспорта. На стыке XX и XXI веков построен Транссиб. Особое внимание уделялось трансполярным водным маршрутам, достаточно назвать освоение Северного морского пути (СМП). Перед Великой Отечественной войной и после нее началось строительство каналов и гидротехнических сооружений, была создана единая водная система европейской части страны, Москва стала портом пяти морей. Почти одновременно с Транссибом было создано Западно-Сибирское пароходство.

В первой половине XX века созданы Енисейское и Ленское речные пароходства. Введена в строй Амуро-Якутская автомагистраль круглогодичного действия.

С 60-х годов началась модернизация железных дорог. Апофеозом стало строительство БАМа — для нового вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот. Реализация этого витка была отложена на неопределенное время.

В середине 80-х годов предполагалось строительство новых железных дорог к месторождениям нефти и газа севера Тюменской области, угля, к лесным массивам, к месторождениям черных и цветных металлов. Без этих дорог невозможна дальнейшая эксплуатация природных ресурсов, на которых держится экономика Российской Федерации.

Конечно, скорость доставки грузов от производителей к потребителям в это время была близка к скорости гужевого транспорта, техническое состояние транспортных средств — на уровне 3–4 технологического уклада.

Пассажирский транспорт был общедоступен, но комфортность низкой.

К началу нового века страна имела следующие материальные дисбалансы на транспорте: дороги к природным ресурсам по всем видам транспорта, но в первую очередь, железнодорожным; в авиации — маршруты по внутренним линиям и в восточных районах РФ; в автомобильном транспорте (дороги); СМП (включая проблемы ледокольного флота).

Первые годы XXI века характеризуются растущей интеграцией России в мировую экономику, в основном, через сибирские ресурсы; происходит определенная переориентация транспорта и его инфраструктуры на страны АТР, строятся пограничные транспортные переходы и т.п.

Прогноз экспертов дает основания полагать, что перевозки (в т.ч. на экспорт) российских ресурсов — нефти, газа, угля, черных металлов, леса, стройматериалов будут только увеличиваться. Перспективы развития индустриального и других секторов экономики Сибири изложены в Стратегии экономического развития Сибири [3].

Одной из основных точек экономического роста являются межрегиональные внутренние рынки, особое значение при их формировании принадлежит крупным транспортным узлам на базе больших городов типа Новосибирска, Омска, Красноярска и т.д. К межрегиональным рынкам должна подтягиваться законодательная база для формирования конкурентной среды, развития малого бизнеса, стягивания международных перевозок и т.д. — все это должно иметь целевой характер.

Россия обладает гигантским транспортным комплексом, который постепенно прирастал Сибирью. В свое время была определенная парадигма — сдвиг производительных сил на восток. Был построен БАМ, потом малый БАМ, который планируется довести до Якутска. От Транссиба протягивались дороги к ресурсам. Теперь эти "отростки" нужно соединить Северо-Сибирской магистралью.

Вокруг транспортных магистралей оседало переехавшее население из Европейской части России, и тем самым решалась проблема заселения Сибири и Дальнего Востока. Еще более ста лет назад Столыпин предупреждал об опасности соседства густонаселенного государства для наших пустынных окраин. Однако за время, прошедшее с предыдущей переписи, население азиатской части сократилось на 2,5 млн человек (8%). Если будет так продолжаться, то незачем будет ставить вопрос о развитии производительных сил на востоке страны, потому что теряется, в первую очередь, интеллектуальный потенциал.

На юге Сибири развито машиностроение, аграрно-промышленный и научно-образовательный комплексы, в которых занята основная трудоспособная часть населения, генерирующая новые технологии. Это тылы для развития Севера и транспортной системы. На Севере, в экстремальных природно-климатических условиях, сконцентрированы уникальные и крупнейшие месторождения полезных ископаемых, поэтому здесь нужен особый технологический подход ко всему, в первую очередь, к строительству [4].

Каждый вид транспорта для перевозки грузов с точки зрения экономической целесообразности, безальтернативен, тем более в Сибири. Здесь никогда не будет такой транспортной системы, как в Европейской части страны. Концептуальной основой развития транспорта в Азиатской части РФ должен стать экологический аспект, практические мероприятия, нейтрализующие негативное воздействие отрасли на хрупкую северную природу.

"Мы обладаем транспортным комплексом, который в недалеком прошлом обслуживал потребности СССР и всей социалистической системы; аналогично в части углеводородного и другого сырья, как основного источника валюты и инвестиционных ресурсов. И в том, и в другом случае сейчас имеет место развитие — и в транспортном комплексе, и в освоении ресурсов.

Транспортный комплекс — это сложная, многоуровневая, многоотраслевая система, развитие которой является важнейшим фактором экономического и социального развития, решения основных геополитических задач. И в то же время это система, зависящая от темпов научно-технического прогресса во всех сферах жизнедеятельности.

Нужно создать основные принципы построения государственной политики в сфере транспортной системы. Проблема крайне значима для России с ее гигантской территорией, с ее климатическим разнообразием, с неравномерностью в условиях хозяйственного развития в различных регионах.

В целом по стране, и здесь, за Уралом, должна формироваться сеть научных центров-городов, где каждый может реализовать свои возможности. Из таких "центров притяжения" люди уже не будут стремиться уехать в столицу или за рубеж. Эта установка поможет преодолеть центробежные силы, неизбежные для моноцентрической модели.

Без адекватного транспортного комплекса создать такую полицентрическую структуру экономики невозможно. Естественно, что развитие такой транспортной структуры — это прерогатива государства. Такое развитие даст импульс для развития бизнеса и стимулирует частный капитал, создавая новые основы для экономического развития регионов.

Для миллионов российских семей транспорт — это насущная необходимость, обеспечение нормальной работы и учебы, это возможность отдыха и путешествий как по стране, так и за рубеж. Особенно это ощущается с учетом вызова глобализации. Для российских регионов развитие транспортной системы является все более важным фактором привлекательности территорий для инвестиций, развитие производства и улучшения качества жизни людей.

Потенциально Россия может быть самодостаточной практически по всем видам минеральных ресурсов, хотя имеющийся большой задел используется сегодня не в полной мере. Основной источник собственных ресурсов России, особенно нефти, газа, угля, — Сибирь и Дальний Восток. Однако их освоение и эксплуатация существенно затруднены отсутствием развитого транспортного комплекса, что делает добываемые ресурсы зачастую неконкурентоспособными даже у отечественных потребителей.

Создавая условия и для международных транзитов, мы обязаны предусмотреть главное — освоение богатейшей ресурсной базы. Например, одним из факторов, сдерживающих освоение и развитие Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса является почти полная его транспортная изолированность (особенно Якутского рынка)[5].

Азиатские регионы России — одни из ворот для экономики России на рынки нового гиганта — стран АТР. Имея незаселенный Восток России и перенаселенные пограничные регионы Китая, крайне опасно оставлять подобную ситуацию без внимания. Но заселение этих территорий и их экономическое развитие не может осуществляться без формирования надежного транспортного комплекса. Таким образом, Россия делится на две части — транспортно-недостаточная, в основном энергоизбыточная, с основными минеральными и другими природными ресурсами Сибирь и Дальний Восток, и остальная часть России — с противоположными характеристиками. Ясно, что стратегия должна учитывать эти принципиальные различия.

Другой важной особенностью Транспортной стратегии должны быть географо-климатические особенности создания и развития транспортной сети России. У нас не только огромные расстояния, но и суровые северные условия, характерные для большей части транспортной сети (Европейский Север, Урал, вся Сибирь и Дальний Восток). Даже эксплуатация шоссейных дорог в Сибири обходится в 2-3 раза дороже, с более частыми ремонтно-восстановительными работами, чем в центре и на юге Европейской части России, в том числе и потому, что технологии строительства недостаточно адаптированы к северным условиям. Примеры решения аналогичных проблем хорошо известны (Аляска, Канада, Хоккайдо). С этим же связаны и проблемы безопасности движения на транспорте.

При низких температурах работоспособность транспортной техники резко падает; поток отказов в зимнее время и переходные осенне-весенние периоды резко увеличивается по сравнению с летним временем и достигает порой десятикратной величины. Несмотря на экстремальные температурные условия, доля применяемой здесь техники в северном (хладостойком) исполнении не превышает 20%.

Поэтому для модернизации и развития транспортной сети России особенно важно применение самых современных технологий и машин, особенно адаптированных к условиям Севера.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные целевые задачи:

  • совершенствование и развитие опорной транспортной сети;

  • обеспечение гарантированной доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов;

  • повышение конкурентоспособности транспортной системы России и обеспечение реализации транзитного потенциала страны;

  • повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

  • улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Стоит назвать еще одну важнейшую задачу — интеллектуализацию всей транспортной системы. Речь идет о подготовке новых кадров, информатизации, научном обеспечении, включая принципиально новые технологии и машины — словом, о людях и идеях новой генерации. Если транспортная система (как и Россия в целом) не совершит рывок в этом направлении, то даже хорошая, доработанная стратегия останется на бумаге. Ее некому будет реализовывать.


Литература:

  1. Ярова Е.С., Кызянов К.А. Значение Транссибирской магистрали для развития России. // Эпиграф, 2001,№ 5, с. 1-3.

  2. З.Л Крейнис. Великий Российский путь из Санкт-Петербурга во Владивосток. – М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2010. – 491 с

  3. Маянин Н.П. Транспортный узел Сибири. – Новосибирск: Сибинформ, 1999. –58 с.

  4. Аянов Д.Р. История транспортного освоения Сибири. – СПб.: Питер, 2003, 180с.

  5. Камонов В.Д. Сибирь в 20 веке. – М.: ВЛАДОС,2002. – 135 с.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортной системы, транспортной системы, развития Сибири, развития Сибири, Европейской части России, Европейской части России, развития транспортной, развития транспортной, экономического развития, экономического развития, регионах Сибири, регионах Сибири, транспортной сети России, транспортной сети России, развития транспортной сети, развития транспортной сети, Стратегии развития Сибири, Стратегии развития Сибири, экономического развития Сибири, экономического развития Сибири.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle