Библиографическое описание:

Машурян И. С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 270-273.

Развитие и становление общества на современном этапе, является предметом научного интереса многих исследователей. В дискурсе многих авторов изучающих данную проблему этап развития формирующегося общества именуется индустриальным, а само общество информационным. Среди них можно отметить следующих: Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Е. Масуда и других.

В исследованиях ученых нашего времени не достаточно четко разработаны истоки возникновения и определения таких понятий как информатизация и глобализация, их взаимозависимость и взаимообусловленность как элементов единой системы формирования общества.

Мы считаем, что в основе развития общества лежит информация, а точнее способность человека производить, усваивать, преобразовывать и передавать информацию.

Термин информация имеет неоднозначные определения у разных авторов. Некоторые рассматривают информацию (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) как передачу сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней (Т.В. Зиновьева[2, с. 66]). Другие считают её одним из наиболее общих понятий науки, обозначающих некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. (О.И. Семенков[9], О.Филатова[11]).

По мнению А.В. Федорова информацией является «сообщение, передаваемое тем или иным способом (устным/звуковым, письменным визуальным, аудиовизуальным) с помощью условных кодов и технических средств»[10].

Американский ученый Д.С. Робертсон выдвинул формулу “цивилизация - это информация” [6]. Взяв за основу количественные меры математической теории информации, ученый определяет уровень цивилизации в соответствии с количеством производимой информации:

Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 10^7 бит;

Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации 10^9 бит;

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 10^11 бит информации;

Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 10^17 бит;

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 10^25 бит.

Таким образом, информация это сообщение или сведение о чем-либо, о ком-либо, являющиеся объектом хранения, переработки и передаваемое тем или иным способом (устным/звуковым, письменным, визуальным, аудиовизуальным) с помощью условных кодов и технических средств.

Многие исследователи выделяют существенные различия между информацией и знаниями, считая первое объективным, а второе субъективным понятием. Сочетание содержательной и ценностной сторон двух этих понятий позволяют сформулировать фундаментальное, объединяющее третье – информационный ресурс.

Информационные ресурсы общества могут быть определены как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования [3, c.5]. Информационные ресурсы, накопленные обществом на каждом историческом этапе, формируют информационную базу, необходимую для дальнейшего развития и функционирования цивилизации. В зависимости от увеличения информационной базы, расширяется и территория использования информационных ресурсов - информационное пространство.

Обобщая вышесказанное мы можем выделить два фактора влияющих на развитие человечества первый - увеличение информационной базы, второй - расширением инфор-мационного пространства. Существует также третий немаловажный фактор - степень информатизации общества.

Понятие информатизации, было предложено академиком А. П. Ершовым: "Информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности" [7, c.518-520].

А.И. Ракитов определяет информатизацию как «процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения, и распространения информации…» [4].

Рис.1.


Мы считаем что, информатизация охватывает процесс создания, усвоения новой информации, использования её на практике и разработку информационных и информационно-коммуникационных технологий, для последующей передачи усвоенного опыта в той или иной сфере.

Информационная технология представляет собой бинарный информационный ресурс, который несет в себе собственно саму новую информацию, а также информацию о методе, способе её использования, применения.

В зависимости от развития качественных и количественных характеристик передаваемой информации на каждом этапе истории развивались средства и способы её передачи - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Первыми способами передачи информации были жесты, затем появилась речь, письмо, книгопечатание, средства передачи информации на основе электричества (телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютеры). Исходя из вышесказанного, мы можем выделить несколько этапов в развитии способов передачи информации: устный, письменный, книжный, компьютерный (электрический). Изобретение каждого нового способа передачи информации явилось следствием противоречия между возрастающими объемами информации и ограниченными возможностями (способностями) человека в области её восприятия, обработки и усвоения.

Со времён освоения технологии добычи огня и до современных инновационных изобретений происходил и происходит усвоение и обмен информации и информационных технологий. Данный процесс обуславливает прогресс человеческого сообщества на всех этапах исторического развития на макро и микроуровнях.

Микроуровень характеризуется:

  • стремлением отдельных социальных единиц, социальных групп, и социальных объединений к информатизации и как следствие увеличение общей информационной базы;

  • консолидацией, рационализацией, ассимиляцией информационных ресурсов и информационных технологий в совокупности определяющих прогресс общества;

  • формированием новых и/или укрупнением существующих социальных и социально-правовых образований на базе общего информационного пространства.

Макроуровень при рассмотрении его в исторической перспективе характеризуется тремя взаимозависимыми, цикличными процессами – увеличением объемов информатизации, ростом уровня жизни общества – прогрессом и как следствие укрупнением общего информационного пространства.

На микроуровне начальным этапом является интенция отдельных социальных единиц, социальных групп, и социальных объединений, а на макроуровне работают объективно сформировавшиеся факторы процесса информатизации.

Цикличность данных процессов можно проследить в исторической перспективе в отношении каждой из сфер человеческой жизнедеятельности.

Современный этап развития общества позволяет констатировать факт выхода из периода циклического развития, на новый уровень информатизации, благодаря достигнутому техническому оснащению в области ИКТ и предельно достижимому на сегодняшний день укрупнению информационного пространства.

Рис. 2.

В соответствии с современной научной терминологией данное укрупнение информационного пространства мы можем назвать глобализацией (от фр. global – всеобщий, лат. globus – шар).

Благодаря глобализации формируется новый тип общества, характеризующийся всеобъемлющей информатизацией на базе современных ИКТ, именуемый «постиндустриальным» или «информационным обществом».

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х годов, ввёл данный термин в научный дискурс японский профессор Ю.Хаяши, профессор Токийского технологического института. Информационное общество определялось им как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство - продукт его станет более «информационноемким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

И. Ракитов[5] считает общество информационным, если:

  • любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

  • в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

  • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности услуг.

Наиболее разработанной философской концепцией постиндустриального, информационного общества на наш взгляд является теория американского социолога Д.Белла. По определению Д.Белла - «Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени зависит от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов».

Он противопоставляет постиндустриальное общество доиндустриальному и индустриальному, проводя сравнительный анализ по нескольким качественным характеристикам. В соответствии с этим анализом главным стратегическим ресурсом постиндустриального общества являются – знания, ведущим сектором экономики - информационные технологии и сфера услуг, основной технологией – интеллект, а базовые профессии теперь не обуславливаются, важна высокая квалификация и профессионализм в любой области.

Согласно его теории можно выявить, что доиндустриальное общество основывается на взаимодействии человека с природой, индустриальное – на взаимодействии с преобразованной им природой, а постиндустриальное общество – на взаимодействии между людьми.

Рассматривая развитие общества на постиндустриальном этапе Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна» выделил в истории человечества три волны: первая волна – аграрная, вторая – индустриальная и третья – постиндустриальная. По его мнению, отличительными особенностями постиндустриального общества, являются деконцентрация производства и населения, резкий рост информационного обмена, превалирование самоуправленческих политических систем, индивидуализация личности при сохранении солидарных отношений между людьми и сообществами.

М. Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» рассматривая развитие общества на современном этапе отмечал следующие трансформации связанные с информационно-технологической революцией: возникновение информациональной экономики и процесс глобализации, возникновение сетевых предприятий, трансформацию труда и занятости, возникновение культуры реальной виртуальности.

Таким образом, мы можем констатировать, что благодаря достигнутому в настоящее время техническому оснащению в области ИКТ и предельно достижимому на сегодняшний день укрупнению информационного пространства общество вышло из состояния циклического развития в области информатизации. Современный этап развития общества в области информатизации достиг максимально возможного масштаба - глобализации, в связи с чем происходят происходят трансформации во всех сферах жизни общества в политике, экономике, культуре, медицине, сфере труда и занятости и других.


Литература:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Москва: Академия, 1999.

  2. См. Зиновьева Т.В. Основные социологические термины. Учебное пособие. Изд-во ЮУрГУ, 2006. 66 с.

  3. Колин К. К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика - 94, М., 1994, с. 5.

  4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991. – 287с.

  5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература, 1990.

  6. Робертсон Д.С. Информационная революция: наука, экономика, технология. Реферативный сб./ИНИОН РАН М. 1993 с.17-26

  7. Руткевич М. Н. Диалектический материализм. М., 1973. С. 518-520

  8. Тоффлер Э. Третья волна М.: АСТ, 2010.

  9. См. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г.

  10. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмот-ности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.

  11. О.Филатова. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий http://voluntary.ru/dictionary/581/word/informacija.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle