Библиографическое описание:

Гукасова Г. С. Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 321-323.

Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социальным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов.

Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная профессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, игнорирование и другие некорректные вмешательства в деятельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику.

Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный педагог, как субъект труда, призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.

Обобщая рассуждения о профессиональном и культурном восхождении социального педагога, подчеркнем, что профессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизического развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д.

Все это в значительной степени может регулироваться и формироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профессионал и как личность. Значимым в осуществлении социально-педагогической деятельности может быть профессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном на правлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры.

Таким образом, можно говорить о "саморазвивающейся способности профессиональной культуры, которая может и должна иметь место в практической деятельности, самообразовании социального педагога, социального работника"[1, с. 54].

Ведущим условием повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности. Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том, как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный психологический опыт человека, в том числе и в профессиональном плане. Иными словами, профессиональным самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности. Проблема устойчивости качества и развития профессионального самосознания также зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен своей деятельностью. Показатели развития профессионального качества, является гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Профессиональное и психологическое становление специалиста- сложный , непрерывный процесс «проектирования личности». В связи с этим одной из актуальных задач, которую необходимо решать в ВУЗе, является организация профессионального и психологического становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству.

Для эффективного развития профессионализма социального педагога необходимо решение следующих задач:

  • развитие личностного интереса к выбранной профессии;

  • формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

  • формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Задачи профессионального и психологического становления могут быть практически решены посредствам некоторых способов, таких, как реализация социально-педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного подхода, заключающегося в признании человека полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности.

Совершенствование профессионализма также тесно связано с организацией инновационного процесса в социально-педагогической деятельности. Инновационная деятельность должна содержать не только применения инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной деятельности.

Следует отметить, что особенность системы повышения подготовки социального педагога к профессиональной деятельности- наличие специальных психолого-педагогических курсов, мероприятий, тренингов личностного роста, которые помогают социальному педагогу преодолевать трудности профессионального роста и значительно увеличить уровень профессионального самосознания [2, с. 198].

Рассмотрим управление профессиональным развитием социального педагога, пути формирования социально - педагогических навыков.

  1. Формирование личностных качеств, уровня базовых социальных установок (нравственно-психологическая плоскость). Это предполагает определенную центрацию педагога на личности клиента, его проблемах, стремлениях, мыслях и переживаниях, т.е. клиентоцентрированный подход, который отражает гуманистическую центрацию специалиста. В то же время существенны сосредоточенность на содержании и способах собственной профессиональной деятельности, творческий подход к делу, при котором достигаются высокие результаты.

  2. Теоретическая подготовка и профессиональные знания (теоретико-методологическая плоскость). Наличие знаний основ социальной политики государства, правовых основ, теории и методики социально-педагогической деятельности, технологий социально-педагогической работы.

  3. Технологическая подготовка (операционно-деятельностная плоскость). Умение проводить социологические исследования, выбирать и реализовывать технологии индивидуальной и групповой работы, организовывать практико-ориентированную деятельность детей и взрослых».

Можно назвать следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма социальных педагогов:

  1. Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифицированных специалистов, обладающих как теоретической и технологической готовностью к социально-педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели: осознанный выбор профессии; внутренняя предрасположенность к социально-педагогической деятельности; высокий уровень коммуникативной культуры и профессиональной компетентности.

  2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование социально-педагогической деятельности.

Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения:

  • аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);

  • прогностические (определение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);

  • проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);

  • рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);

  • коммуникативные (владение культурой межличностного общения).

Существует множество путей формирования психологической и социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы. Первый путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры. В основе второго пути лежит углубление и расширение личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации его в условиях социальной сферы. Он включает: а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку специалиста и определяют его компетенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы; б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере; в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои психолого-педагогические возможности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи; г) накопление опыта реализации своей психолого-педагогической под готовки в социальной сфере. Третий путь включает создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы. Четвертый - проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы. Пятый - изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою психолого-педагогическую подготовку. Шестой - обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в психолого-педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.

Ведущая роль в овладении социально-педагогической куль турой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога». Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности специалиста, связанной с про явлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Культура самообразования формируется у будущего специалиста в процессе его обучения, профессионального и психологического становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие у молодого специалиста после выпуска в период его адаптации в последующей его профессиональной деятельности. Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения психологической и педагогической культуры специалиста социальной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересован ной роли самого специалиста они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его социально-педагогической культуры.

Следует отметить, что психологическая готовность к профессиональной деятельности социального педагога совокупность свойств личности которые является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности. Определяющим фактором профессионально психологической готовности социального педагога является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Эта специальность не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одной из самых одухотворённых и благородных видов деятельности человека. Поэтому роль психологической готовности студента к профессиональной деятельности социального педагога, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. Среди профессионально значимых качеств, которые и формируют психологическую готовность, можно назвать такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптивности. Профессионально важные качества определяют то индивидуальное психологическое своеобразие социального педагога, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального работника [3, с. 246].

Следовательно социальный педагог - высококультурный, ответственный, широкопрофильный, постоянно самосовершенствующийся профессионал. Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная профессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей.


Литература:

  1. Гуров, В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы/ В. Н. Гуров // Педагогика.- 2003.- № 4. - С.54-58.

  2. Калачева, И.И. Профессиональное становление школьных социальных педагогов: этнопсихологические аспекты / И. И. Калачева. - М., "Альтаир" 2000.- 198 с.

  3. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога/ Г.М. Коджаспирова - М.: Наука и жизнь, 2000. - 246 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle