Библиографическое описание:

Дикарева И. Г., Астанкова Г. Д. Эффективность формирования экологической культуры школьников в процессе реализации педагогического проекта «Экологический год» // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 326-332.

Формирование экологической культуры – сложный, длительный процесс утверждения в образе мышления необходимости природосообразного подхода в организации жизни и хозяйственной деятельности человека.

Весьма популярным направлением современной школы является создание и реализация экологических проектов, акций. Большая их часть основана на проблеме утилизации бытовых и промышленных отходов: проводятся, безусловно, важные мероприятия по очистке той или иной территории от мусора, несанкционированных свалок. Такая организация деятельности не может быть достаточной для формирования экологического мировоззрения. Осознание личностной и общественной ответственности, отказ от антропоцентризма, направленность на гармонизацию взаимоотношений человека и природы, – важные результаты экологического воспитания, которое, в свою очередь, носит междисциплинарный характер и не может быть реализовано в рамках одной учебной дисциплины или путем проведения эпизодических мероприятий.

Одним из возможных способов организации работы по экологическому воспитанию школьников может стать проведение «Экологического года». Эта системообразующая идея основана на привлечении внимания учащихся, их семей к так называемым «экодням». Международные экологические праздники, памятные даты подписания конвенций в области природоохранной деятельности или скорбные даты памяти о техногенных и природных катастрофах, дни, провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН, общественными организациями, – основа экологического календаря, который составляется и реализуется совместно со школьниками [4].

Основным критерием экологической воспитанности в нашей работе по формированию экологической культуры явилось ответственное отношение к природе. Указанный критерий включает в себя ряд показателей, которые мы определили в процессе работы. Известно, что степень проявления показателя характеризует уровень экологической воспитанности школьников.

Мы выделили следующие уровни [1]:

Высокий уровень:

  • Наличие ярко выраженного положительного интереса к учебным предметам естественно-географического цикла.

  • Яркое проявление ответственного отношения к природе и понимания важности ее охраны.

  • Ярко выраженное стремление к усвоению нравственно-эстетических ценностей (природа-ценность).

  • Четко выраженное умение устанавливать причинно-следственные связи в системе «Человек-природа».

  • Осмысленное, аргументированное понимание влияния экологических факторов на состояние здоровья.

  • Активное проявление гуманного отношения к природе, к людям, к самому себе.

  • Активное участие на уроках, во внеклассных мероприятиях, в трудовых делах, а также в пропагандистской работе среди младших школьников

Уровень выше среднего:

  • Наличие положительной мотивации к учебным предметам естественно-географического цикла.

  • Достаточно ярко выраженное проявление ответственного отношения к природе и понимание важности ее охраны.

  • Достаточно ярко выраженное стремление к усвоению нравственно-эстетических ценностей (природа - ценность).

  • Достаточно выраженное умение устанавливать причинно-следственные связи в системе «Человек-природа».

  • Достаточно глубокое понимание влияния экологических факторов на состояние здоровья.

  • Достаточно выраженное проявление гуманного отношения к природе, к людям, самому себе.

  • Достаточно активное участие на уроках, во внеклассных мероприятиях, в трудовых делах, а также в пропагандистской работе среди младших школьников.

Средний уровень:

  • Недостаточное проявление положительной мотивации к изучению учебных предметов естественно-географического цикла.

  • Недостаточное проявление ответственного отношения к природе и понимания важности ее охраны.

  • Недостаточное стремление к усвоению нравственно-эстетических ценностей (природа-ценность).

  • Недостаточное выраженное умение устанавливать причинно-следственные связи в системе «Человек-природа».

  • Недостаточно глубокое понимание влияния экологических факторов на состояние здоровья.

  • Недостаточное проявление гуманного отношения к природе, к людям, самому себе.

  • Эпизодическое участие на уроках, во внеклассных мероприятиях, в трудовых делах, а также в пропагандистской работе среди младших школьников.

Низкий уровень:

  • Отсутствие положительной мотивации к изучению учебных предметов естественно-географического цикла.

  • Отсутствие проявления ответственного отношения к природе и понимания важности ее охраны.

  • Отсутствие стремления к усвоению нравственно-эстетических ценностей (природа-ценность).

  • Неумение устанавливать причинно-следственные связи в системе «Человек-природа».

  • Отсутствие понимания влияния экологических факторов на состояние здоровья.

  • Незнание пословиц, поговорок о здоровье.

  • Отсутствие проявления гуманного отношения к природе, к людям, самому себе.

  • Безучастность в работе на уроках, во внеклассных мероприятиях, в трудовых делах, а также в пропагандистской работе среди младших школьников.

В процессе работы нами были проведены диагностические методики А.П. Сидельковского, С.Н. Глазачева и др. [2, 3, 5].

Методика 1. «Мое отношение к природе» (А.П. Сидельковский) [5]

Цель: выявить отношение учащихся к природе.

Обратимся к таблице 1.

Таблица 1

«Мое отношение к природе»

Сумма набранных баллов

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Учащиеся 6-7 классов

Учащиеся 8-9 классов

Учащиеся 6-7 классов

Учащиеся 8-9 классов

Чел.

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Более 40 – менее 20

21

22

24

30

15

16

19

23

От 20 до 30

38

41

30

37

28

30

21

26

От 30 до 40

34

37

27

33

50

54

41

51


На основании таблицы 1 мы построили диаграммы для учащихся 6 -7 классов (рис. 1) и 8 - 9 классов (рис. 2).

Рис.1. Оценка и самооценка отношения к окружающей среде учащихся 5 – 6 классов


Рис.2. Оценка и самооценка отношения к окружающей среде учащихся 8 - 9 классов


Методика 2 . Тест «Эзоп» (С.Д. Дерябо) [2, 3].

Цель: выявить доминирующие психологические установки учащихся.

Ученикам предлагается 12 ключевых слов, к каждому их которых прилагается список – ассоциаций. Задача учащихся быстро, не задумываясь выбрать список слов – ассоциаций. Задача учащихся быстро, не задумываясь выбрать предложенного из списка одно слово, которое в наибольшей степени у них ассоциируется с ключевым.


Например:

1. Лес

Поляна (к)

Муравейник (и)

Заповедник (о)

Дрова (п)

Песок

2. Лось

следы (и)

лесник (о)

трофей (п)

камни

рога (к)

3. Трава

поливать (о)

силос (п)

кора

роса (к)

Интерпретация результатов: к - эстетическая установка; и - когнитивная установка; о - этическая; п – прагматическая установка.

Таблица 2

Анализ ответов школьников контрольного (8 «Б»)
и экспериментального (8 «А») классов

Доминирующая установка

Варианты опытной работы

1 срез

2 срез

Учащиеся
6-7 классов

Учащиеся
8-9 классов

Учащиеся
6-7 классов

Учащиеся
8-9 классов

Чел.

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

о

4

4

6

7

34

37

12

15

к

14

15

15

19

31

33

18

22

и

20

22

21

26

14

15

30

37

п

55

59

39

48

14

15

21

26


На основании таблицы 2 мы построили диаграммы для учащихся 6 -7 классов (рис. 3) и 8 - 9 классов (рис. 4).

Рис. 3. Изменение доминирующих психологических установок учащихся 6 – 7 классов


Рис. 4. Изменение доминирующих психологических установок учащихся 8 – 9 классов


Методика 3 . «Определение нравственно – экологической позиции

Учащимся был предложен тест, на каждый вопрос дается несколько ответов. Учащиеся должны были выбрать только один вариант из предложенных, характеризующий их отношение и поведение в природе. Результаты отражены в таблице 3

Таблица 3

Определение нравственно – экологической позиции учащихся 5 – 6 и 8 – 9 классов

Нравственно-экологическая позиция

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Учащиеся
6-7 классов

Учащиеся
8-9 классов

Учащиеся
6-7 классов

Учащиеся
8-9 классов

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Негативно-деструктивная

6

7

9

11

3

4

5

6

Равнодушно-созерцательная

41

44

39

48

40

43

33

41

Пассивно-сочувственная

28

30

15

19

16

16

23

28

Активно-добротворческая

18

19

18

22

34

37

20

25


На основании таблицы 3 мы построили диаграммы, позволяющие проследить изменение отношения учащихся к природе (рис.5, 6).

Рис. 5. Нравственно-экологическая позиция учащихся 5 – 6 классов


Рис.6. Нравственно-экологическая позиция учащихся 8 -9 классов


Таким образом, проведение экологического года позволяет систематизировать работу школы в области экологического воспитания, привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с антропогенным воздействием на окружающую среду, способствует формированию понимания человека как органической части природы. Важен охват значительного числа учащихся, массовый характер мероприятий, проводимых в течение экологического года. Учебно-воспитательный процесс в современной школе весьма насыщен, поэтому справедливо полагать, что не каждая экологическая дата будет сопровождаться викторинами, играми, конференциями. В данном случае можно ограничиться выпуском инициативной группой школьной стенгазеты, раскрывающей историю появления и значение «экодня».


Литература:

  1. Астанкова, Г,Д. К вопросу о формировании экологической культуры школьников в учебной деятельности [Текст] / Г.Д. Астанкова // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников в контексте стандартов нового поколения / отв. ред. А.А. Семенов – Самара: ПГСГА, 2012. – С. 90 – 93.

  2. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика [Текст]: учебное пособие для учителей / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - С. 42.

  3. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 28, 34, 112, 113.

  4. Дикарева, И.Г. Организация экологического воспитания школьников "Экологический год" [Текст] / И.Г.Дикарева // Молодой ученый (ежемесячный научный журнал). – 2010. – № 7(18). – С. 257–262.

  5. Сидельковский, А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе [Текст]: методические рекомендации и разработки / А.П. Сидельковский. – Ставрополь: Пятигорский ГПИ, 1988. – С. 98.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle