Библиографическое описание:

Ахметова К. И. Мониторинг как средство оценки эффективности процесса повышения квалификациии педагогических кадров // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 303-306.


С обретением суверенитета и независимости Республика Узбекистан выбрала собственный путь строительства демократического правового государства и открытого гражданского общества, формирования социально ориентированной рыночной экономики. Реформы в материальной и духовной сферах жизнедеятельности общества осуществляются с учетом менталитета народа, его национальных традиций, богатого исторического и духовного наследия, а также позитивного опыта развитых странах. Одним из важнейших приоритетов общественного развития Узбекистана определено образование. Концептуальные основы реформирования системы образования отражены в Национальной программе по подготовке кадров. Ее сущностью и отличительной особенностью является системная целостность, включающая в качестве основных компонентов личность, государство, общество, непрерывное образование, науку и производство.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является повышение образовательного и профессионального уровня преподавателей и оценка его результатов с помощью монитрингового исследования. Только самостоятельный и творческий профессионал, активный субъект на рынке образовательных услуг, обладающий индивидуальным стилем профессиональной деятельности, умеющий распоряжаться своим интеллектуальным потенциалом, постоянно развивающий свою педагогическую компетентность, способен к претворению в жизнь современных идей. В профессиональной педагогике отдельные системообразующие элементы мониторинга нашли свое отражение в работах Беспалько В.П., Голиш Л.В., Ахметовой К.И., Майорова А.Н., Силиной С.Н., Симонова В.П. [1-5] и других авторов.

Исследованием установлено, что достижение эффективности процесса повышения квалификации неразрывно связано с разработкой и внедрением мониторинга и оценки его результатов. На основе имеющихся исследований в области теории и методологии мониторинга и оценки, учитывая различные толкования понятий «мониторинг», «оценка» и «мониторинг и оценка эффективности процесса повышения квалификации» мы сформулировали их рабочие определения.

Педагогический мониторинг подразумевает длительное и систематическое, научно-обоснованное, специально организованное наблюдение и отслеживание тенденций в системе и в самом объекте повышения квалификации с целью получения информации для сравнения их с заданным эталоном, их оценки, контроля и прогноза, а также принятия управленческих решений. Мониторинг эффективности процесса повышения квалификации – это научно обоснованный метод непрерывного, контрольно-оценочного, диагностико-прогностического отслеживания результатов процесса повышения квалификации и тенденций его развития.

Целью мониторинга эффективности процесса повышения квалификации является строго определенные по времени оценка и фиксация эффективности процесса повышения квалификации, осуществляемые в сравнении с нормативно заданными параметрами государственного требования посредством специального инструментария. Результаты мониторинговых измерений могут стать основанием для принятия конкретных управленческих решений. Одновременно с этим мониторинг и оценка органически взаимосвязаны со всеми функциями и ступенями образовательного процесса. Проведенное исследование позволило констатировать, что мониторинг и оценка эффективности процесса повышения квалификации характеризуется рядом ключевых функций. В их числе: информационная, организационная, контрольно-оценочная, коррекционная, диагностико-прогностическая.

Одним из главных компонентов мониторинга и оценки является фиксация эффективности процесса повышения квалификации. Ее можно представить, как соотношение поставленной цели и достигнутых результатов (обучения), а так же меру достижения целеполагания. Но это возможно лишь в том случае, если результаты заданы исключительно операционально, спрогнозированы в зоне потенциального развития конкретного обучающегося, исходя из его максимальных возможностей и степени обученности, и фиксируются на конкретных этапах образовательного процесса, т.е. имеют временные параметры оценки.

В ходе исследования было установлено:

  • понятие «эффективность повышения квалификации» определено в двух значениях: (1) в общем - как комплексная характеристика достигнутого уровня повышения квалификации, результат деятельности образовательного учреждения повышения квалификации педагогических кадров ССПО в целом (уровень образовательное учреждение - обучающийся); (2) в специальном - как степень (мера) соответствия результатов повышения квалификации конкретно определенно заданным целям повышения квалификации, определяемая путем систематической фиксации и оценки (уровень обучающий - обучающийся);
  • достижение эффективности повышения квалификации обеспечивается в рамках социально-педагогической системы, включающей такие компоненты и элементы как: государственные требования, нормативная модель педагога, критерии эффективности повышения квалификации, мониторинг и оценка эффективности повышения квалификации и др.

В процессе исследования определены индикаторы эффективности процесса повышения квалификации, подлежащие мониторинговому отслеживанию. Во-первых, это результаты, которые можно фиксировать с большей вероятностью точности. Они выражаются в следующих показателях: образовательное и личностное развитие обучаемого; профессиональная компетентность обучающих; инфраструктура образовательного учреждения повышения квалификации педагогических кадров ССПО; соответствие действующих государственных требований - требованиям обучающихся и обучающих. Во-вторых, эффективность процесса повышения квалификации определяют также результаты, поддающиеся фиксации с меньшей степенью точности; социально-профессиональная адаптация молодых специалистов, полноценность выполнения ими гражданских функций в обществе.

На основе теории и методологии моделирования социальных, в частности педагогических, объектов разработана авторская модель мониторинга эффективности процесса повышения квалификации, относящаяся к классу алгоритмических (Рис.1). Представленная модель отражает не только его статичные (структурные) компоненты, но и динамичные (функциональные), а также динамику реализации мониторинга как структурного целого. Процессуальной стороной модели мониторинга является его двусторонняя организация и взаимодействие всех компонентов. Прямой процесс реализации идет от главной цели (отслеживание динамики эффективности процесса повышения квалификации и состояния педагогических систем) к осуществлению функций мониторинга, выступающих его самостоятельными (частными) задачами.

Каждая из этих функций имеет свое предметное содержание, но практическая их реализация проводится на основе единого девятишагового операционального алгоритма: (1) → Определение цели (2) →Сбор данных → (3) Оперативная обработка → (4) Интерпретация данных → (5) Создание базы данных → (6) Обобщение и систематизация → (7) Анализ и оценка данных → (8) Представление собранной информации пользователю → (9) Принятие управленческих решений.

Рис.1. Модель мониторинга и оценки эффективности
процесса повышения квалификации педагогических кадров ССПО


Обратный процесс протекает от полученной потребителем информации к принятию им решений, далее осуществляется коррекция выполняемых задач, применяемых методов и средств, и/или прогнозирование развития системы повышения квалификации, и/или оптимальный выбор образовательных целей и средств их реализации. Таким образом, обратная связь выступает самостоятельной функцией мониторинга эффективности процесса повышения квалификации. Она необходима для выполнения управленческой деятельности на уровне конкретного образовательного учреждения.

Результаты теоретического анализа показали, что эффективность процесса повышения квалификации зависит от конечных результатов деятельности образовательного учреждения и определяются тем, как в ней реализуются основные функции выявления и решения проблем: проблемно-ориентированного анализа состояния педагогической системы (проблематизация); поиска возможностей (способов) решения проблем, планирование нововведений; мотивация исполнителей; осуществления изменений (реализации), мониторинга, оценки и регулирования процессов изменений. Наработанные в процессе исследования содержательные параметры эффективности процесса повышения квалификации и модели мониторинга эффективности повышения квалификации позволили перейти к научно обоснованной реализации мониторинговых исследований на уровне «образовательное учреждение - обучающийся», «обучающий - обучающийся», «администрация - обучающий», «администрация - обучающийся» при условии разработки соответствующей технологии, отвечающей современным требованиям.

Проведенным исследованием установлено, что в практике повышения квалификации, как и в современной педагогической науке, используются параметры оценки эффективности образования, определяемые как уровни обученности, воспитанности, развитости личности обучающихся. Соответственно этому разработаны поуровневые показатели и критерии их количественной оценки, выражаемые в баллах. Однако попытки суммировать и вывести средние количественные показатели, например, обученности или воспитанности, по группам обучающихся оказываются не состоятельными, так как, не адекватно отражают реальные показатели результатов образования. Анализ имеющихся научных работ и собственное исследование позволили выделить основные результаты образования, которые можно зафиксировать, измерить и оценить в процессе педагогического мониторинга с большей степенью точности. Это:

  1. образовательные и профессиональные знания, умения, навыки обучающихся: они отражают содержательный уровень эффективности процесса повышения квалификации, адекватность требуемому уровню профессиональной компетентности в соответствии с государственными требованиями;

  2. общие и специальные учебные умения, способы познавательной деятельности: они отражают деятельностно-когнитивный уровень эффективности процесса повышения квалификации, адекватность по предмету перечню;

  3. качества и свойства личности: они отражают личностно-деятельностный и психолого-педагогичесикй аспекты эффективности образовательного процесса – реальные потребности и способности обучающихся, обеспечения требуемого уровня их социальной компетентности;

  4. профессиональная компетентность кадров: она отражает уровень эффективности преподавания, его адекватности требованиям государства и Национальной программе по подготовке кадров;

  5. инфраструктура образовательного учреждения: она характеризует материально-технический, учебно-методический, информационный аспекты эффективности образования, его адекватность государственным требованиям;

  6. соответствие государственных требований (а также учебных планов и программ) требованиям потенциальных работодателей: оно отражает соответствие прогнозируемых результатов образования социальному заказу, адекватность целям и задачам того учебного заведения, формы и пр., где работает на данный момент обучающийся.

Результаты, определяющие эффективность процесса повышения квалификации, но с меньшей степенью точности, выражены такими показателями, как результативность образовательного процесса, адекватность применения образцов поведения, приобретенных в ходе обучения, в условиях реальной профессиональной работы и социальной деятельности и др.

Как показало исследование, измерения и оценка эффективности процесса повышения квалификации по его результатам определяются следующими параметрическими особенностями: результаты образования можно оценить количественно в абсолютных значениях, в цифрах, процентах, каких-либо иных значениях (например, в коэффициентах успеваемости, обучаемости), но обязательно измеряемых в математических параметрах; результаты повышения квалификации можно определить только квалиметрически, т.е. качественно описательно или в виде бальной (рейтинговой) шкалы, либо путем экспертных оценок (эксперты оценивают уровень проявления того или иного качества, результаты: высокий, средний, низкий, минимальный, достаточный, оптимальный и т.п.); результаты повышения квалификации невозможно точно измерить и оценить качественно и количественно, но тем не менее их можно спрогнозировать и вероятно определить, используя методы оценки слабо формализуемых явлений, процессов на основе теории нечеткой математики и непараметрических измерений педагогического объекта.

Таким образом, полученные результаты позволяют прогнозировать последующее развитие процесса повышения квалификации, определяет стратегию и тактику управления эффективностью образовательного процесса, формировать сравнительную базу данных для последующего совершенствования функционирования системы повышения квалификации. Информация, получаемая на данном этапе реализации мониторинга, в наивысшей мере интегрировано характеризует уровень эффективности процесса повышения квалификации и является основанием для коррекции как педагогических, так и управленческих действий, направленных на дальнейшее обеспечение развития системы повышения квалификации педагогических кадров ССПО в целом, а также для прогнозирования последующего развития образовательного учреждения.


Литература:

  1. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием // Мир образования. 1996. №2. -С. 38-45.

  2. Голиш Л.В., Ахметова К.И. и др. Педагогический мониторинг: проектирование и реализация. -Т.; 2001. -.31с.

  3. Майоров А.Н. Мониторинг учебной деятельности. //Школьные технологии. №1. 2000. -С.96-131.

  4. Силина С.Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах //Педагогика. №7. 2001. -С.47-62.

  5. Симонов В.П. Критерии оценки уровня обученности и качества знаний //Директор школы. №7.2004. -С.41-42.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle