Библиографическое описание:

Токарев А. А., Иванова В. В., Сидорова А. В. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 376-377.

Начальный этап формирования личности – это дошкольное образование, ценностная ориентация ребёнка в окружающем мире. Именно в этом возрасте закладывается положительное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Основой экологического воспитания у ребёнка является осознанно-правильное отношение к природным явлениям, которые окружают его с дошкольного детства. Правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, знаний, роста, жизни отдельных существ. В процессе общения ребёнка с природой, знания помогают ему понимать, конкретные ситуации в поведении животных, состоянии растений, дают возможность адекватно реагировать, дать правильную оценку. Осознанность проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию, либо понять, что пытаются объяснить им взрослые, зная потребности живого существа, могут выполнить определённые трудовые действия, направленные на улучшение и сохранение жизни растений и животных.

Процесс обучения правильному отношению ребёнка к природе, сопровождается отдельными формами его поведения, которые могут служить оценкой уровня его экологической воспитанности. Это проведение опытов, самостоятельные наблюдения, желание рассказать о впечатлениях и переживаниях, воплощать в различной деятельности (ухаживать за растениями и животными, воспроизводить в игре).

Природа хрупка и ранима, водоёмы становятся безжизненными, почвы теряют плодородие, выпадают кислотные дожди-это сигнал, который призывает нас бережно относится к окружающему миру. В связи с этим тема экологического воспитания у детей-дошкольников актуальна как никогда.

С дошкольного возраста следует начинать работу по формированию экологической культуры, когда закладываются основы познания окружающей действительности. В этот период времени необходимо использовать правильное отношение детей к природе, которые воспринимаются не только как экологические знания, но и деятельность с их учётом. Активная позиция детей – степень экологической воспитанности подрастающего поколения.

В настоящее время наблюдается отрасль науки изучающая систему "человек-природа", на основе биологии человека, социологии, географии, медицины, философии и других наук. Т.И. Алексеева отмечает, что в пределах экологического подхода все сферы изучения человека зависят прежде всего от взаимодействия человека со средой.

Перед учёными стоит задача осуществления эколого-вале логического образования, начиная с дошкольного детства, содержания и методических подходов.

С момента прихода детей в ясельную и вторую младшую группу, можно начинать их экологическое воспитание в дошкольном учреждении. Самым главным обстоятельством, которое обеспечивает успех работы – это понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

- доброжелательное отношение, понимание настроения детей, вызванного в первую очередь отрывом от семьи;

- повторения одного и того же, выразительная речь;

- переключение внимания детей с одного предмета на другой;

- образец для подражания, созданный воспитателем в своём поведении;

- похвалы в адрес малышей (поглаживание по голове, словесная оценка).

Практическое занятие по экологии для детей дошкольного возраста:

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Обследовать овощи, познакомить с репой и морковкой. Умение слышать воспитателя, умение повторить определения предметов.

МАТЕРИАЛ. Кукла Дед, два подноса, тарелка и нож, корзинка с репой и морковью (на каждого ребёнка).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ВЕДУЩИЙ. Дети, садитесь поудобнее, к нам сейчас придёт гость. Вносит Деда (куклу) с корзинкой.

Дед. Здравствуйте мои дорогие дети! Здравствуйте мои золотые! Здравствуйте, Маша, Алёша, Наташа!

Подходит к детям, здоровается с некоторыми за руку, других гладит по голове, третьих-по плечу. Всем даёт возможность привыкнуть к нему.

Ведущий .Здравствуйте дедушка! Это у тебя выросла репка большая-пребольшая?

Дед. Да, я пришёл к вам, чтобы показать то, что я вырастил на своём огороде в деревне.

Ведущий .Дедушка, да ты к нам пришёл с подарками!

Дед. Вот что я принёс. Кто знает что это? (достаёт из корзины репку и показывает её).

Ведущий. Да, это репка. Дети скажем все вместе-репка. Репка выросла в огороде.

Дед. Репка не очень большая, её можно подержать в руках.

Ведущий. Дети, возьмите каждый себе по репке. Посмотрите на репку и скажите: какого она цвета? (жёлтая.) Потрогайте и скажите :какой она формы?(круглая.)Покажите, что она круглая.(дети в воздухе руками показывают круг.)

Дед. Серёжа, какая репка? (жёлтая, круглая.)

Ведущий. Пощупайте, погладьте репку и скажите: гладкая ли репка? Нажмите на неё пальцем: твёрдая или мягкая?

Дед. Да, репка твёрдая и гладкая.

Ведущий. Давайте все репки сложим на этот поднос. Дедушка, а ведь у тебя в корзине ещё что-то есть. Покажи нам это, пожалуйста!

Дед. Кто может сказать, что это? (Показывает морковь.) Что это, Саша? А как думает Оля?

Ведущий. А где же выросла морковь? Кто знает? (На огороде? В деревне?) Какого цвета морковь? (Красная.) Какой она формы-такая же круглая, как репа, или нет?

Дед. Ребята, положите морковь на этот поднос. Я хочу с вами поиграть. Вот на этом подносе что лежит? (Морковь.) А на этом? (Репка) Мы сейчас вместе с вами пойдём гулять по группе. По моему сигналу вы будите находить либо репку, либо морковку. Раз, два, три – скорей репку найди. (Находят.)

Ведущий. Правильно! Это репа. Она круглая, жёлтая.

Дед. Раз, два, три-к морковки беги. (Бегут и находят морковь.)

Ведущий. Молодцы, все узнали морковку. Она длинная, красная. (Игра повторяется два-три раза.) Дети, а сейчас я приглашаю вас в кафе. Присаживайтесь на стульчики. Скажите, что принёс нам Дедушка? Правильно, он принёс морковь и репку. Сейчас я их порежу и угощу вас. Репа тоже твёрдая, как морковь, режется с трудом.

Дед. Угощайтесь, дети, моим урожаем.

Ведущий. Ребята, давайте скажем Дедушке большое спасибо за подарки. Приходите ещё к нам в гости. До свидания.

Дед. До свидания. (Уходит.)

Ведущий. Давайте морковкой с огорода угостим нашу птичку. Морковка полезна и детям, и птицам. В ней много витаминов. (ДЕТИ ВМЕСТЕ С ВЕДУЩИМ ТРУТ НА ТЁРКЕ МОРКОВЬ ДЛЯ ПОПУГАЯ И УГОЩАЮТ ЕГО).


Литература:

  1. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий – по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников.- СПб. : ООО Издательство «Детство – Пресс»,2010. – 128 с

  2. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.

  3. Николаева В.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 112 с.

  4. Кравченко Н.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие. Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle