Библиографическое описание:

Шлыков А. В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 386-388.

Актуальность воспитания патриотизма среди студентов обусловлена высоким уровнем ее интеллектуального потенциала и социальной активностью. По мнению С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовского в социальной структуре общества студенчество – социальная группа, по своему общественному положению ближе всего стоящая к интеллигенции и предназначенная в будущем к занятию высококвалифицированным трудом в различных отраслях науки, техники, управления, культуры [1]. Таким образом, студенческая молодежь это тот социальный слой общества, который, прежде всего, должен стать объектом патриотического воспитания.

В настоящее время, в стране уделяется большое внимание патриотическому воспитанию студенческой молодежи. Проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ведется пропаганда достижений российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, трудовых свершений граждан, подвигов защитников Отечества, государственных символов, разрабатываются методические пособия, проводятся социологические исследования в данной области.

Все это является формами патриотического воспитания, но что же такое «патриотическое воспитание»?

В проекте федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание определяется как система мер, направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3].

Целью патриотического воспитания является формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Исходя из выше сказанного, патриотическое воспитание призвано стать отдельной системой воспитания личности [3].

Но почему же возникает потребность в формировании всех этих качеств, казалось бы, естественных для граждан сильной и могучей державы?

Для этого необходимо понять, что же такое «патриотизм» и что значит быть патриотом своей Родины. Несмотря на относительную понятность этого термина, который чаще всего трактуется как «любовь к Родине», исторически сложились разные точки зрения относительно него. Ученые, философы, писатели оценивают патриотизм исходя из своих политических, философских убеждений, учитывая ситуацию в стране, поэтому и существуют кардинально различные мнения.

Например, точка зрения Льва Толстого по поводу патриотизма идет вразрез с привычным пониманием данного слова. По его мнению, для правителей патриотизм это орудие достижения властолюбивых целей. А для управляемых – рабское подчинение тем, кто у власти. Патриотизм есть рабство [5]. Тому, что подобный «патриотизм» существовал, свидетельствуют мировые и гражданские войны, национализм и т.д.

Существует и другое определение понятия «патриотизм».

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [6].

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Как же такой патриотизм превращается в то явление, которое определяет Толстой? Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом, потому что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека, прежде всего с представителями «своей» общности [11]. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм – добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.

Слово патриотизм наиболее часто употребляется, когда говорят о подвигах солдат, подвергших себя лишениям, презревшим страх, и, наконец, отдавшим жизнь во имя Родины. Здесь идет речь о военно-патриотическом воспитании, как объекте, которому уделяется наибольшее внимание со стороны государства и который является наиболее пропагандируемым. Мужество и отвагу необходимо воспитывать в настоящем гражданине, потому что каждый настоящий патриот должен считать честью для себя защищать интересы Отечества, когда оно подвергается военной угрозе, но многие согласятся, что война – это экстренная ситуация, к которой нужно быть готовым, но не стоит забывать и о патриотизме в повседневной жизни. Военная мощь – это во многом гарант стабильности и безопасности государства на международной арене, но является ли она основным показателем престижа и авторитета страны? Готовность к защите Родины – это очень важный аспект, но неужели лишь на этом строится патриотизм граждан?

Уже давно сложилось как традиция то, что авторитет государства и престиж на международной арене завоевывают другие национальные герои. Речь идет о спортсменах. Мы можем гордиться своими соотечественниками, которые, несомненно, являются образцами мужества, отваги, трудолюбия и терпения, но как обычный гражданин может гордиться собой как патриотом своей страны? Большинство населения не является ни военными героями, ни великими спортсменами. Что же такое патриотизм для обычного человека? Неужели это только гордость за своих великих атлетов, воинов, ученых писателей, поэтов, композиторов и т.д.? Ведь чувство патриотизма должно быть общенародным, оно должно греть изнутри каждого человека, потому что он должен быть горд за свою страну и за себя, как гражданина своего Отечества. Он должен видеть все это вокруг себя, а не смотреть по телевизору, слушать по радио и читать в газетах. Патриотизм это ежедневный труд каждого, который в итоге складывается в большой подвиг всего государства. Чувство патриотизма естественно в человеке, когда он знает, что работает во благо себе, своим близким, своей стране, а не пытается выживать, наблюдая по телевизору тех, кто живет намного лучше его. Каждый человек мечтает быть таким патриотом, который знает, что своим повседневным трудом делает вклад в развитие искусства, культуры, науки, образования, медицины и т.д.

В настоящее время мировоззрение студентов ВУЗа отличается прагматичным отношением к образованию, направленным на получение престижной специальности, как средству достижения материальных благ и высокого социального статуса, потребительское и пассивное отношение к культуре, приверженность западным идеалам карьеризма и социальной успешности. Однозначно оценить данные черты достаточно сложно, но также необходимо отметить, что именно в период студенчества формируется ценностная и профессиональная ориентация. Студенты – это один из самых активных социальных слоев населения, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом. Однако, неопределенность в будущем, обусловленная трудностью в определении последующего места работы по полученной специальности, падения престижа многих профессий, а также служба в армии после окончания ВУЗа, заставляют задумываться о возможностях легкого заработка, о поиске вариантов избежать воинской повинности, об эмоциональной разгрузке и т.д.

Результаты опроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 году показали, что среди молодежи 55% – те, кто готов переступать через моральные нормы для достижения успеха. Значительная часть – от 30 до 50 % молодежи – не считают неприемлемым обогащение за счет других, хамство, проституцию, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену, публичное проявление неприязни к людям других национальностей [4].

В.Е. Семенов отмечает, что ценностные ориентации молодежи за последние 30-40 лет претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е – первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирали не менее 2/3 респондентов; теперь она находится на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В современных СМИ исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало не престижным. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи и т. п.) [5].

Мы выяснили, что патриотизм – высокоморальное чувство, важная часть ценностной структуры любого гражданина, поэтому направленное только лишь военно-патриотическое воспитание не даст должного результата. Формирование у студенческой молодежи социально значимых патриотических качеств и ценностных установок должно осуществляется через изучение гуманитарных дисциплин, их участие в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности, а также в соответствующей деятельности различного рода молодежных движений, акций, инициатив, конкретных мероприятий и т.д. Патриотическое воспитание в ВУЗе должно проводиться масштабно, затрагивая почти все сферы жизни молодых людей.


Литература:

  1. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодежи // Молодежь и образование. – М., 1972, с 152.

  2. Лутовинов В.И. О патриотическом воспитании молодежи // Обозреватель.–1997.– №3-4 – С.18-23.

  3. Медведев Д.А., проект федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». 2011, электронный ресурс.

  4. Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения. Брошюра составлена Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественным советом Центрального федерального округа. Москва 2009 г.

  5. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. С. 37-43.

  6. Cолженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века. // Ориентир. – 1996. – № 12. – С.31.

  7. Толстой Л.Н. Христианство и патриотизм // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. М., 1992. Т. 39.

  8. Федеральный закон «О военной обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. №53 – ФЗ.

  9. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

  10. Устякин В.Е. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук: М., 1996.

  11. Paul Gomberg, "Patriotism is Like Racism" in Igor Primoratz, ed., Patriotism, Humanity Books, 2002, pp. 105-112.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle