Библиографическое описание:

Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.

В условиях обновления общества и изменения целей и задач школьного образования на первый план выдвигается разностороннее развитие личности ребенка, в том числе и его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, умения и навыки мышления. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения.

Хотя проблема обучения и умственного развития является одной из старейших психолого-педагогических проблем, в последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все большее внимание уделяют проблемам развивающего обучения. В то же время нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались.

Подготовка творческой личности во все времена была задачей государственного значения. Если проанализировать современный учебный процесс и ныне сформированные цели образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка. Так, в Законе Российской федерации «Об образовании» это положение сформулировано так: «...выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности, овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни…». [1]

Работа над развитием учащихся имеет особое значение и является фундаментом дальнейшего становления личности школьника. Все, что закладывается учащимся, определяет на многие годы вперед успешность и уровень процесса формирования личности человека, его мировоззрения, его развития. Приобретенные в школе качества, знания, умения и навыки обеспечивают не только основу дальнейшего образования и воспитания подростка или юноши в школе или в другом учебном заведении, но и во многом определяют качества практической, общественной и профессиональной деятельности взрослого человека.

Одним из факторов исследования интеллектуальной сферы школьников является феномен проблемного обучения.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Принцип проблемности включает:

  • логику построения учебного процесса и содержание изучаемого материала;

  • методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею;

  • усвоение учителем содержания и сущности теории организации процесса проблемного обучения;

  • структуру урока и формы контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся;

  • овладение учителем формами, методами и техническими средствами обучения;

  • систематическое творческое применение учителем усвоенного на практике.

Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников, является проблемным.

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952) [2], который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены. В последнее время его труды пересматриваются [3], выходят публикации о нем. [4]

Широкое распространение концепция проблемного обучения получила в 1960-80-х годах. [5]

Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют в виду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач. Теория проблемно-развивающего обучения представлена сегодня в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения отечественными педагогами и психологами. [6]

Существует несколько подходов к трактовке концепции проблемного обучения.

Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Рассмотрим особенности методики проблемного обучения.

Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности - это путь достижения обычной активности, а не творческой. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубления знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, они ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:

  • постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации;

  • осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе чего учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;

  • применение данных способов для решения конкретных задач.

Основные условия для успешного применения проблемного обучения следующие:

  • проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;

  • быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям;

  • должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

  • задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Что же представляет собой сущность проблемного обучения?

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень становился выше, и в настоящее время высокому уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения.

Цель проблемного обучения:

  • усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов (овладение способами познания);

  • формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника;

  • развитие индивидуальных способностей школьника.

Достоинства проблемного обучения:

  • высокая самостоятельность учащихся;

  • формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

  • развитие мыслительных способностей учащихся.

В проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. «Проблемным» оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. [7]

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.

Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием, когда требуется найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

В связи с проблемным обучением, как мы уже отметили, употребляют понятия «учебная проблема» или «проблемная задача». Вообще проблема - теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, обязательно предполагает противоречивую ситуацию между данными (фактами и пр.) и требованием найти неизвестное.

Основными элементами учебной проблемы для ученика являются «известное» и «неизвестное».

Суть учебной проблемы состоит в том, что она является содержанием проблемной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школьника. Она несет в себе новое для ученика знание и способы усвоения этого знания и определяет структуру мыслительного процесса. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов.

Важнейшей составляющей педагогического процесса при этом становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где происходит переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное. В связи с этим в исследовании интеллектуального развития школьника особое внимание уделяется технологии личностно-ориентированного обучения. [8]

В педагогической науке существуют методы обучения, представляющие интерес в плане интенсификации интеллектуальной деятельности школьников. Выделяются три группы методов, каждая из которых выполняет, прежде всего, свою функцию, но в то же время находится в тесной взаимосвязи с методами остальных групп, т.е. в единстве рассматриваются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля в обучении.

Классификация методов обучения школьников:

  • информационно-рецептивный или объяснительно-иллюстративный (знания даются учителем в готовом виде, а именно: формулируются правила, иллюстрируются примерами; дети воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель);

  • частично-поисковый или эвристический метод (учитель, формулируя проблему, путем постановки вопросов вовлекает учащихся в процесс ее доказательного решения; оказанная со стороны учителя помощь делает поиск детей частичным, зато создает условия для осуществления ими поисковой деятельности);

  • репродуктивный метод (школьники выполняют работу по образцу, данному учителем);

  • проблемное изложение (педагог формирует проблему и раскрывает перед школьниками пути ее доказательного решения, учит самостоятельно, критически анализировать явления, ориентироваться в новой ситуации);

  • исследовательский метод (школьники без непосредственного участия педагога овладевают новыми знаниями или способами их добывания, разрешают проблему).

На основе имеющихся в педагогической науке дидактических и методических принципов обучения и воспитания с учетом многопредметного программного материала, особенностей форм и методов его реализации особо выделяются подходы обучения школьников:

  • системно-целостный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям действительности, позволяющий объяснить частное с позиции общего, социально и личностно значимого;

  • инновационно-перспективный подход, предусматривающий проблемно-поисковую деятельность обучаемых по освоению перспективных инноваций во множестве предметов в программе обучения, направленных на выработку глобально-гуманистического мировоззрения, созидающих умений и развитие творческого потенциала личности;

  • оптимально персонифицирующий или принцип оптимизации обучения, требующий, чтобы оно было развивающим.

Чтобы оптимизировать обучение используются следующие принципы обучения школьников:

  • гностический - умения, обеспечивающие изучение содержания, способов воздействия и анализа реакций школьников, их возрастных и индивидуально-психологических особенностей, особенностей процесса и результатов своей деятельности;

  • проектировочный – связан со стратегическими задачами, включает умения в области формирования системы целей и задач, позволяющие видеть конечный продукт своей педагогической деятельности;

  • конструктивный - содержит умения в области формирования тактических задач; отбора и композиции содержания учебного материала для интеллектуальной загруженности с учетом уровня обученности и развития детей, который должен стать достоянием учащихся; проектирование их деятельности с целью усвоения сообщаемого учителем и интеллектуального развития;

  • организационный - включает в себя умения эффективного решения задач, связанных с организацией сообщения изучаемого, интенсификации деятельности учащихся и учителя;

  • коммуникативный - включает учение о возбуждении интереса к изучаемому, внушении необходимости и важности его изучения

  • гуманизации - предполагает такую организацию учебного процесса, при котором знания имели бы для ученика личностный смысл; сам ученик не терялся бы в процессе обучения, важные условия гуманизации образования – усиление мотивации и дифференциации обучения;

  • гуманитаризации - приобщения школьника к духовной культуре, творческой деятельности, к открытию нового;

  • феномено-экологический - экологизация образования и личности, забота и о физическом, и о социальном совершенствовании детей;

Отметим еще принцип ведущей роли учителя в специальной организации познавательной деятельности школьников по интеллектуальному развитию. В этом процессе учителю нужно самостоятельно планировать, как перевести интеллектуальные умения, навыки, способности из одного состояния в другое (не знал – узнал, не умел – умеет, и т.д.).

Итак, анализ основных направлений интеллектуального развития школьника позволил обнаружить у интеллектуальных структур не только содержательно-операциональные, но и потребностно-мотивационные, а также эмоциональные компоненты.

Таким образом, проблемное обучение, в отличие от традиционного, представляет собой сложную разновидность системы взаимодействия, в которой важную роль играет управление учащимися своей деятельностью.

Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед непроблемным, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение. Более того, переоткрытие всего программного содержания в процессе обучения привело бы к обеднению этого процесса (например, в выработке навыков самостоятельной работы с книгой, усвоения материала, и др.).

Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов школьного курса (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления проблемного обучения. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Во многом это зависит и от конкретных условий работы в том или ином классе. Да и изложение учебного материала в школьных учебниках редко приспособлено для проблемного обучения.

Учитывая изложенное выше, с целью интенсификации интеллектуального развития школьника, как было отмечено, необходима оптимизация процесса обучения.


Литература:

  1. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. - 1996. - № 2. - С.2-60.

  2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольского; Под ред. Н.Д. Виноградова. - Москва: Мир, 1919. - 112 с.; Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. - Москва, 1921. - 122 с.

  3. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. - Москва: Педагогика-пресс, 2000. – 200 c.; Дьюи Дж. От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку (Сб. статей). - М.: Карапуз, 2009. - 352 с.

  4. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросскультурный контекст: монография / Мин-во образования и науки РФ, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир. гос. пед. ун-т. - Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2005. - 234 с.; Шарвадзе Б.А. Жизнь и философия Джона Дьюи. - Тбилиси, 1995. - 255 с.; Шарвадзе Б.А. Философия Джона Дьюи. - Тбилиси: Центр культурных связей Грузии «Кавказский дом», 1998. - 312 с.

  5. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону,1970. - 300 с.; Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с.; Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. - 64 с.; Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе: Методическое пособие по спецкурсу. - Л., 1973. - 234 с.; Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. - М.: «Просвещение», 1968. - С. 186-203; Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 198 с.; Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: «Просвещение», 1977. - 240 с.; Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. - М.: «Просвещение», 1968. - 208 с.; Поспелов Д.А., Пушкин В Н., Садовский В.Н. К определению предмета эвристики // Проблемы эвристики. - М., 1969. - С. 34-42; Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980. - 214 с., и др.

  6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 с.; Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1995. - 230 с., и др.

  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. - 290 с.; Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с., и др.

  8. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21; Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.; Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с., и др.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle