Библиографическое описание:

Давронов И. Э. Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение» // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 323-326.

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.

Ключевые слова: анализ, наблюдение, группировка, обобщение, цель, средство, проблемная ситуация, учебные материалы, творческие задания, мотив, упражнение, потребность.

Перед каждым поколением стоит задача изучения, освоения и развития общественных благ, знаний, созданных пелевечеством. Без этого нелъзя представитъ себе жизненного прогресса и разветия общества. Один из путей реализации обозначенной задачи-вооружение молодого поколения прочными научныьи знанияьи через постоянное совериенствование системы образованния, ибо благодаря научным изысканиям формируются убеждения и мировоззрение человека, достичается духовнонравственная зрелостъ.

В этом аспекте взможности усвоения родного языка учащимися начальных классов довольно ограничены. Для постижения языковых явлений требуется применитъ различные виды умственной деятулъности анализ наблюдения, сравнение, группировка, синтез, обобщение а учащийся этого возраста еще не обладелий в достаточной ступеней таким мыщлением. Одна из oсобенностей учфщихся началных классов состоит в том, что они быстро воспринимают конкретные реалим, что связанно с формированнием навиъков конкретного мыщления.

Если умственная деятелъностъ не опирается на данный фактор, то невозможно усвоенные языковых явленый. Ученик через наблюдения последоиателъно, один за другим, на капливает вы сознании языквые факты, обдумывает их и делает пределенные выводы.

Остновная целъ современного образователного процесса заключается в том, чтобы каждый ученик занял достойное место в микросоциуме. К сожалению, до сегодняшнего дня среды ученых и, следователно,учителей нет однозначного фонимания и различения пнятий «упражнение» и «задание», «репродуктивное» и «творческое» упражнение «творчесткое» и «алгоритмическе» упражнение, вследствие чего учителя фолностъю не раскрывают характера выполнения предлагаемого учащимся задания. В практики получается , что выполнияемые на уроках задания вы основном носят репродуктивный характер. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо обозначить конкретные приемы выполнения тех или иных заданий, учитывая их спесифико значение для учебной деятелнсти, направленность и др.

Предметом дискуссии является также разграничение понятий “творческое упражнение” и “алгоритмическое упражнение”.

Не установив четких различий между этими двумя видами упражнений, невозможно изложитъ свои суждения по вопросу о работе над алгоритмическими упражнениями. Последнией, в свою очридъ требует системного анализа особенностей мышленная и познователъной деятелносты учашихся. Познователная деятелностъ-это целиком продукт мышления или памятъ тоже участвует в познавателъном просесси? Исходя из этогоб работа над адгоритмическими упражнениями при изучении родного языка в началных классах является доволно сложной в методическом отношении.

Саму собой разумеется, что алгоритмические упражнения в преподаиании родног языка в началъных классах появилисъ не случайно. В современной практики обучения родному языку алгоритмические широко представлены в учебникач для началных классов, и способы работы с нами достаточно разнообразны.

Интелектуалъная деятелъностъ человека, мышление, усвоение знаний, их совершенствование в широком смысле связано с вполнением заданий, в нашем случае- учебных заданий.

Задания в любой сфере человеческой деятельнсти-будь то материальное производств или наука-связаны с усвоением учебных предметв; каждое направление учебной деятельности (запоминание и творчество, изучение знаний и их применение, обобщение и самооценка) неразрывно связано с учебным заданием. Поэтому задания можно рассматривать и как цель и как средство.

В дидактической теории термины «задание», «учебное заданые», «интелектуалное», «проблемное» и.т.п. употребляются наряду с терминами «упражнение», «самостоятелъная работа». Прежде чем датъ определенные понятию «учебное задание», его дидактическую и методическую характеристику попытаемся рассмотретъ его трактовку с точки зрения психолого дидактов и методистовю

В иследованиях С.Л. Рубинштейна учебные задания рассматриваются как одна из централных проблем. Ученый высказывает мысль о том, что учебные задания связаны с реальными условиями деятельности ученика.

Анализируя учебные задания, С.Л. Рубинштейн расматривает категрии: мотив, отношение, цель, условия. Мотив определяет отношение ученика к учебному заданию, ведет его к цели, стимулирует выполнение действые [1, 184]. Развивая эту мысль, ученые продлжает: «Сознательная деятельность человека состоит в выполнении заданий. В зависимости от данных в задании отношений, цели, условий задание принимается, решается». [1, 187] Отношение, цель, практические условия наполняют внутреннее сдержание задания. «На каждом этапе учебной деятельности, пишет С.Л. Рубинштейн, следует руководствоваться мотивом».

А.Н. Леонтьев характеризует понятие задание следующим образом: «Задание – это поставленная цель на основе определенных условий»[2,232]. Обозначая особенности задания, он использует термины «потребность», «мотив», «деятельность». Потребность, по утверждению А.Н.Леонтьева, «погружает» человека в работу, мотив же призывает к деятельности. В человеческой деятельности выделяют действия и приемы деятельности. Если первое направлено на достижение цели, то второе – на создание условий для реализации цели. Таким образом, А.Н. Леонтьев внес в теорию учебных заданий новое направление – он обосновал идею о необходимости выделения действия (поведения) в человеческой деятельности.

Взгляды А.Н. Леонтьева об учебных заданиях развили в своих исследованиях Я.А. Пономарев и Н.Ф. Талызина. Я.А. Пономарев, комментируя понятие «задание», обосновал категорию «заданная ситуация». Он определил исполнителя задания как субъекта в заданной ситуации. Субъект (исполнитель) и объект (данное задание) в заданной ситуации взаимовлияют друг на друга, что приводит к удовлетворению потребности, и таким образом «разрешается» данная ситуация. В заданной ситуации выявляются все действия субъекта, субъект может обновить, изменить заданные условия с тем, чтобы достичь желаемого результата. «Таким образом, – заключает Я.А. Пономарев, – субъекта и объекта в то же время, когда ситуация осложняется субъект пополняет, совершенствует, развивает свои знания» [3,70].

Я.А. Пономарев внес ряд категорий в теорию заданий, в частности, определил взаимовлияние субъекта и объекта в учебной ситуации, активность субъекта в плане овладения знаниями, их совершенствования.

О.Розиков в научно-педагогическом исследовании проанализировал учебные задания в контексте их связи с учебным материалом. По его мнению, «учебное задание – это изменённая форма учебного материала, которая зависит от целей обучения» [4,20]. В этой характеристике, исходя из потребностей обучения, подчеркнуты следущие особенности: 1) возможность построения (структуризации); 2) возможность построения и пересмотра структуры; 3) наличие формы учебного материала; 4) соразмерность этапов процесса обучения; 5) возможность замены одного задания другим; 6) открытая система; 7) дополнение одного другим; 8) соответсвие приемов изучения и совершенствования знаний требованиям; 9) создание условий для удовлетворения потребностей в учении и обучении [4,13-17].

«Задания отраждают опыт, накопленный человечеством, и одновременно являются средством обновления материальных и духовных ценностей и дальнейшего их обогащения» [5,21]. В указанном источнике обоснована идея подразделения заданий на три группы: а) задания общественного производства. С этим видом заданий сталкиваются представители всех профессий и соответственно решают их. Производственные задачи обусловлены всей окружащей средой, их решение развивает общество; б) задания связанные с научными знаниями. Чаще их называют научными проблемами. Проблемные вопросы представлены в таком виде, что ответа на них в существующих научных знаниях нет. Даже самая маленькая проблема в науке требует её исследования и решения; задания же (задачи), имеющие мировое значение, заключаются в постановке проблемы и их выполнении. Основная цель постановки научных проблем связана с изучением явлений природы, общества, психики, изобретением новым способов деятельности; в) учебно-познавательные задания. Они применимы в учебном процессе. С помощью этих заданий развивается личность ученика.

Из краткого анализа можно заключить, что понятие «задание» (задача) разработано во многих источниках. С.Л. Рубинштейн раскрыл понятие «задание», обосновав его специфику (мотив, цель, условия, субъект (лицо, выполняющее задание) и объект (выполняемая задача, решаемая проблема). По его утверждению, с помощью задания осуществляется управление деятельностью учащихся, т.е. «задание» С.Л.Рубинштейн трактует как «средство». А.Н. Леонтьев, комментируя понятие «задание», связал его с котегориями «потребность», «мотив», «деятельност».Он параллельно анализировал понятия «задания» и «цель». «Цель» А.Н.Леонтьев разъяснил, как данное в извесных усдовиях задание. Я.А. Пономарев проанализировал понятие «задание»в системе «субъект»-«объект», которая проявляется в определенной проблемной ситуатции, он разработал термина:ситуация формирования знаний, ситуация мотивации к получение знаний, ситуация освещения (презентации) знаний; понятие (задача). Я.А.Понамарев перенес в контекст «провлемная ситуация». Л.М.Фридман рассмотрел дидактические особенности учебных заданий, способы преодоления трудностей в процессе выполнения умственных и трактических задач; О.Р.Розиков изучил систему «учебный материал и задание » и охарактеризовал понятие «задание» как средство удовлетворения потребностей, возникающих в учебном процессе, имея в буду потребности обучения (деятельность учителя) и потребности учения (деятельность ученика.) Такой подход дает возможность рассматривать учебное задание как видоизмененную форму учебного материала.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что «задание» – очень широкое содержательность помятис и по крайней мере, включает в себя пять значений.

- средство (С.Л. Рубинштейн)

- цель (А.Н. Леонтьев)

- проблемная ситцация (Я.А. Пономарев)

- средство обучения (Н.Ф. Талызина)

- форма учебного материала (О.Р. Розиков)

Ни одно из этих значений не противоречит понятию «задание» т.е. каждый из упомянутых авторов выделил ведущий (с его точки зрения) признак задания. Опираясь на данные положения, можно выстроить обоснованную систему заданый для учащичся наяалных классов.

В процессе изучения подного языка ученик овладевает необходилыми знаниями, умениями и навыками на материале различных заданий, которые направлены на наблюдение, сопоставление, выявление сходства и различия языковых явлений, их классификацию.

В практике обученения родномуязыку обычно смешивают понятия «задание» и «упражнение» причум слово «упражнение» используется чаще.

В педагогическом словаре мы находим такое разъяснение: «Упражнение- это многократное повторение таких – либо действий в целях более прочного усвоения или повышения качества» (знаний, умений, навыков) [6,319]. Упражнение занимает важное место в обучениию

Чтовы упражнение было эффективным, необходимо учитывать его соответствие (по уровню сложности) реальной ситуции, предвидсть иожможрые ошибки и пути их исправления по ходу выполнения.

В методике выделяют два вида «условий» (т.е. задач) упражнений. Первый вид (традиционный), когда условие (задача) описано подробро и полностью.

К примеру, в учебниках по родному языку для начальных классов «условия» к упражнениям даются именно в такой форме. Второй способ (нетрадиционный), в котором условие к упражнению прудстляется поэтапно.

Выполняемыс учебные задания по родному языку группируются следущим образом:


















Учебные задания ориентируют учащихся на исследования неизвестного, умение делать правильные, аргументированные выводы, то есть стимулируют их к размышлению, поиску.

В начальных классах ребенок получает первичные навыки чтения, письма, вычислений, овладевает способами активного участия в образовательном процессе. Дети учатся самостоятельно мыслить, определять своё место в жизни.


Литература:

  1. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. -416 с.

  2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972. -576 с.

  3. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика, 1976. -280 с.

  4. Розыков О.Р. Теоретические основы оптимального применения системы учебных задач в обучении школьникоы (на материалах гуманитарных предметов). Автореферат дисс…док. пед. наук. – Тбилиси, – 1986. -50 с.

  5. Розиков О.Р. ва бошкалар. Дидактика. – Т.: Фан, 1997. -256 б.

  6. Краткий педагогический словарь. – М.: 1984. -319 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle