Библиографическое описание:

Колесник Н. Е. Проектирование содержания общеобразовательных предметов для формирования профессионально важных качеств обучающихся СПО // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 281-283.

Профессиональное образование призвано готовить конкурентоспособных специалистов, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных успешно адаптироваться, жить и работать в новом столетии. Кроме профессиональных знаний и умений, огромное значение уделяется профессионально важным качествам (ПВК). Среди этих качеств можно выделить коммуникативную и информационную культуру, способность к осознанному анализу своей деятельности, ответственность и др.

Основные вопросы, которые интересуют учащихся с первого дня обучения в профессиональном заведении, сводятся к актуальности выбранной профессии в настоящее время, к вопросу о конкретных функциях будущей специальности, о процессе обучения данной специальности, о тонкостях и специфике будущей профессиональной деятельности, о приобретении необходимых практических навыков [5].

Важной составляющей подготовки специалистов среднего профессионального образования, базовой площадкой для формирования личности будущего специалиста являются общеобразовательные дисциплины.

Однако, общеобразовательные предметы, при изучении которых учащиеся не видят реального, конкретного применения в будущей профессиональной деятельности, вызывают у учащихся недовольство. При простом запоминании они пригодны только для воспроизведения, а не для применения к решению различных профессиональных задач. Такой подход к обучению дисциплинам общеобразовательного цикла приводит к тому, что даже хорошо успевающие учащиеся на занятиях по дисциплинам специальности с трудом «узнают» полученные ранее методы исследования.

Потребность в новых знаниях возникает у учащихся только при осознании их значимости для будущей профессиональной деятельности, она отражает их умение находить ответы на профессионально и жизненно важные вопросы, на все, что интересно и находит практическое применение.

Дисциплины общеобразовательного цикла представляются учащимся малозначимыми и нигде не пересекающимися с дисциплинами профессионального цикла [5].

По данным мониторинга (Гамаюнова Н.Ф.), 84% профессий в Перечне профессий учреждений СПО соответствуют третьей или четвертой ступени классификации, то есть, требуют среднего (полного) общего образования. Поэтому, согласно Закона РФ «Об образовании» (ст.20, п.2): «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования».

Построение содержания общеобразовательных предметов с ориентацией на развитие профессионально важных качеств, выделение сущностных направлений этой работы является важным условием формирования ПВК.

Предполагается, что поставленная задача будет решена, если за период обучения в среднем профессиональном заведении учащиеся получат прочную общеобразовательную подготовку, овладеют важной частью содержания образования – общеучебными умениями, которые являются фундаментом конкретных видов деятельности, составляют основу для формирования профессионально важных качеств.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что качество знаний, развитие творческих способностей учащихся определяются сформированностью общеучебных умений и навыков. Они направлены на саморазвитие личности, на снижение учебной перегрузки, на сохранение здоровья школьников. Своевременное овладение учащимися общеучебными умениями и навыками оказывает влияние на становление таких качеств личности, как целеустремлённость и ответственность, компетентность, профессионализм. В целом это создаёт предпосылки для формирования высокой самооценки личности, воспитания чувства собственного достоинства. Выявлена следующая закономерность: чем сложнее становится учебная деятельность, тем выше требования к её эффективности, тем большее значение приобретают учебные умения.

В природе почти не существует педагогических явлений в чистом виде, они одновременно являются и общественными, и психологическими. Обучение учащихся общеучебным умениям и навыкам выступает действенным инструментом, а в значительной мере и гарантом успешности протекания социальных процессов. Они несут в себе и тот психологический механизм, без которого не состоятся процессы развития способностей человека. Поэтому невозможно ставить и решать проблему развития личности вообще и творческих возможностей её в частности – вне проблемы формирования у учащихся общеучебных умений и навыков. Бесспорно, система общеучебных умений многоаспектна, представляет собой многофункциональное и иерархическое образование, сложен и процесс её формирования [4].

«Очевидно, что эффективное формирование и развитие общеучебных умений предполагает соответствующее дидактическое, методическое и управленческое обеспечение этого процесса. Несущей конструкцией данного обеспечения… является классификация общеучебных умений» [1].

В данной работе основополагающим является (с опорой на классификацию Н.А. Лошкаревой) деление общеучебных умений на учебно-организационные умения (организация учебного труда), учебно-информационные умения (работа с книгой и другими источниками информации), учебно-коммуникативные умения (культура устной и письменной речи) и учебно-интеллектуальные умения. Однако, как отмечают авторы Милованова Н.Г. и Прудаева В.Н. [4], рациональнее и удобнее объединить все общеучебные умения в 4 группы: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.

Организационные умения – уметь определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно). Составить план действий по решению проблемы (задачи). Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут. Результат своей деятельности соотнести с целью и оценить его.

Интеллектуальные умения – уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, Интернет-ресурсы и пр.). Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание). Уметь перерабатывать полученную информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде (составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.).

Оценочные умения – уметь оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических), а также с точки зрения различных групп общества (верующие – атеисты, богатые – бедные и т.д.). Объяснять (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции. Самоопределяться в системе ценностей. Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия.

Коммуникативные умения – уметь донести свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Понять другие взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща.

Дробление сложных умений или навыков на «элементарные составляющие» практически не реализуемо в технологии обучения, поэтому большинство из них отнесены более чем к одной группе (что подтверждает их постоянное взаимодействие).

Проанализировав примерные программы учебных дисциплин для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008, по следующим общеобразовательным предметам: обществознание, литература, история, русский язык, математика, информатика и ИКТ, естествознание, география в разделе «Требования к результатам обучения», мы соотнесли их с группами общеучебных умений, составляющих основу профессионально важных качеств.

Анализ проведённого исследования показывает, что при изучении всех общеобразовательных предметов необходимо формирование всех групп общеучебных умений. Однако, при изучении: обществознания, истории, естествознания, необходимо больше внимания уделять формированию интеллектуальных умений; русский язык – оценочных и коммуникативных; математики – организационных, интеллектуальных и оценочных; информатики и ИКТ, географии, литературы – интеллектуальных и оценочных умений.

В нашем случае такой сопоставительный анализ скоординирует деятельность педагогов в части совершенствования общеучебных умений, которые составляют основу для формирования профессионально важных качеств, что будет способствовать не только успешному овладению дисциплинами общеобразовательной подготовки, но и эффективному вхождению в профессиональную деятельность.

Сформированность профессионально важных качеств у выпускников средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общеобразовательных предметов будет способствовать лучшей адаптации к существующим социально-экономическим условиям, а также фундаментализации и повышению качества среднего профессионального образования.


Литература:

  1. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm

  2. Гамаюнова Н.Ф. Формирование обобщающе-повторительных курсов на основе мониторинга качества общеобразовательной подготовки студентов СПО: Дис. ... к.пед.н. – Москва, 2008.

  3. Закон РФ «Об образовании».

  4. Лисицын М.К. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Кург. гос. пед. ин-та, 1994. – 82 с.

  5. Милованова Н.Г., Прудаева В.Н. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий. Методические рекомендации.– Тюмень: ТОГИРРО, 2008. – 28 с.

  6. Монако Т.П., Белогуров А.Ю. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в профессиональном становлении современных специалистов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2005. – № 15. – С. 160-169.

  7. Примерные программы учебных дисциплин для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle