Библиографическое описание:

Пешкова О. А. Изучение и совершенствование организационных коммуникаций // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 115-116.

Для повышения результативности функционирования организаций особое внимание следует уделять вопросам исследования коммуникаций – известно, что большую часть рабочего времени менеджеры тратят на коммуникации [3, с.102; 4, с.185]. Система коммуникаций организации тесным образом связана с системой управления, однако многие организации не в состоянии оптимальным образом организовать систему коммуникаций, что отрицательным образом сказывается на деятельности организации в целом.

Для повышения эффективности управления организацией необходимо изучить роль коммуникаций в организации; коммуникационный процесс и его элементы, комплекс коммуникационных потоков организации, т.е. исследовать систему коммуникаций, уделяя особое внимание информационному, технико-технологическому, организационному и социально-психологическому аспектам.

Все сотрудники организации, объединенные взаимосвязанными и взаимообусловленными коммуникационными потоками посредством коммуникационных каналов друг с другом и внешней средой в коммуникационный процесс, образуют систему коммуникаций организации. Как известно, коммуникационные потоки организации подразделяются на внутренние и внешние; формальные и неформальные; горизонтальные, вертикальные и диагональные; восходящие и нисходящие; вербальные и невербальные и т.д.

Коммуникационный процесс – это процесс передачи сообщения от отправителя к получателю по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств. То, каким образом получатель воспринимает сообщение, отправитель узнает с помощью механизма обратной связи, – именно обратная связь превращает коммуникацию в двусторонний процесс обмена информацией. Наличие обратной связи позволяет как отправителю, так и получателю сообщения конструктивным образом корректировать цели, задачи, действия в процессе коммуникации.

На наш взгляд, среди барьеров, препятствующих коммуникации, наиболее существенными являются организационные и индивидуальные барьеры [4, с. 672].

Можно выделить следующие организационные барьеры: недостаточная координация коммуникаций руководством; различный статус сотрудников, предполагающий неодинаковый объем властных полномочий; разные потребности структурных подразделений; не соответствующая функциям и структуре системы управления система формальных и неформальных коммуникаций организации.

Для предотвращения указанных организационных барьеров коммуникаций необходимо создавать в организации атмосферу открытости и доверия, улучшая межличностные отношения; особое значение следует придавать обратной связи. Весьма важным представляется учет особенностей организационной и корпоративной культуры.

Индивидуальные барьеры, в основном, происходят вследствие различий в уровне образования и компетенции сотрудников, несоответствия их доходов, возрастных и прочих социально-демографических показателей.

Минимизировать конфликтность и негативное влияние индивидуальных барьеров возможно повышением уровня коммуникативной компетентности сотрудников.

Коммуникативная компетентность – это определенный уровень сформированных персональных характеристик, знаний, личностного и профессионального опыта общения индивида, позволяющий достичь успешной коммуникации [3, с.106].

К наиболее важным характеристикам, определяющим коммуникационную компетентность, относятся коммуникабельность, понимание и использование невербального языка коммуникации, знание норм и правил общения, способность вести себя соответственно коммуникативной ситуации, что, наряду с мотивацией и опытом, формирует коммуникативную личность той или иной сферы деятельности [3,с.107].

Для изучения и совершенствования системы коммуникаций организации могут применяться различные подходы исследования. К ним, в частности, относятся:

- системный подход, основанный на рассмотрении системы как единого целого, связанного с внешней средой, функционирующего с учетом всех возможных горизонтальных, вертикальных и диагональных связей;

- ситуационный подход, согласно которому необходимо учитывать конкретные внешние и внутренние факторы, которые характеризуют систему в данный момент и влияют на него определенным образом;

- комплексный подход, при котором обычно исследуются связи ограниченного числа уровней коммуникации.

Наиболее предпочтительным является, безусловно, применение системного подхода в совокупности с ситуационным подходом, поскольку коммуникации организации объединены в сложную систему, охватывающую все взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы организации; кроме того, организация объединяется коммуникационными потоками с изменчивой внешней средой.

Для исследования и дальнейшего совершенствования системы коммуникаций организации можно применить комплекс методов, в число которых, в частности, входят методы наблюдения, социометрии, исследования коммуникативных и социально-психологических качеств сотрудников, методы моделирования, а также качественные методы. Применение качественных методов объясняется тем, что не всегда возможно формализовать всю полноту факторов, связей, функций, процессов, определяющих функционирование системы коммуникаций в изменяющейся организационной и внешней среде, а также учесть социальные и психологические факторы, процессы и отношения, не поддающиеся строгому описанию.

Одним из наиболее распространенных качественных методов исследования является экспертный метод, который можно использовать для выявления степени влияния различных факторов коммуникации на эффективность деятельность организации.

Подходы и методы для исследования системы коммуникаций организации выбираются исходя из текущего состояния информационного и технико-технологического обеспечения системы коммуникаций и, соответственно, системы управления. В системе информационного обеспечения особое место занимает информация, на основании которой принимаются управленческие решения, – она должна обладать свойствами понятности, своевременности, достоверности, адекватности, ценности.

Можно утверждать, что совершенствование системы организационных коммуникаций поможет минимизировать затраты времени на коммуникационные и управленческие процессы, более действенным образом организовать коммуникационные потоки, повысить эффективность обратной связи, что позволит наладить более результативное взаимодействие между сотрудниками различных уровней управления, поднять производительность труда персонала и повысить эффективность деятельности организации.


Литература:

  1. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л.Гнатюк. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 864 с.

  3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: Международный университет Бизнеса и управления, 2004. – 204 с.

  4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. – М.: Дело, 1998. – 800 с.

  5. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.– 527 с.

  6. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. Москва. «РиП-холдинг», 2004г. – 244 с.

Основные термины: коммуникаций организации, коммуникаций организации, системы коммуникаций организации, системы коммуникаций организации, систему коммуникаций, систему коммуникаций, совершенствования системы коммуникаций, совершенствования системы коммуникаций, обратной связи, обратной связи, систему коммуникаций организации, систему коммуникаций организации, коммуникаций организации тесным, коммуникаций организации тесным, внешней средой, внешней средой, неформальных коммуникаций организации, неформальных коммуникаций организации, организационных барьеров коммуникаций, организационных барьеров коммуникаций

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle