Библиографическое описание:

Родкина А. А. Формирование профессионально значимых качеств художников-стилистов по костюму в условиях ХГФ // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 316-318.

Переход системы высшего профессионального образования России на подготовку на уровнях бакалавриата и магистратуры предопределил необходимость разработки новых требований к Примерной основной образовательной программе, в которой четко прописаны результаты ее освоения в виде общекультурных и профессиональных компетенций. Смысловое содержание компетенций органично связаны с профессионально важными и значимыми качествами личности, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности.

В психологии понятие «профессионально значимые качества» было введено В.Л. Марищуком. В работе «Психологические основы формирования профессионально значимых качеств», автор говорит, что способности к различным видам деятельности в большей степени характеризуются уровнем развития некоторых личностных черт, а также ряда показателей психических, психомоторных процессов, физических качеств. Обычно такие называют профессионально важными качествами» [3]. В дальнейшем они стали называться «профессионально значимыми качествами» и определялись как отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства, которые выражаются уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов, а также физические качества, способствующие успешному овладению любой профессией».

В целом, можно сказать, что профессионально значимые качества любого будущего специалиста – это личностные качества, которые будут обеспечивать успешность профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Профессионально-значимые качества будущего художника-стилиста формируются в процессе обучения в соответствии со спецификой его профессиональной деятельности.

Структура процесса формирования профессионально значимых качеств личности будущих художников-стилистов включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный [2].

Эффективными педагогическими средствами формирования профессионально значимых качеств личности студента являются: проблемное обучение, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы, деловые игры, конкурсы [1].

Одежда является конечным продуктом нескольких отраслей производства, качество которого формируется на этапах изготовления материалов, создания модели и ее конструкции, конфекционирования и, собственно, процесса изготовления.

Художественное проектирование – сравнительно молодая область творчества. Общественная потребность в нем возникла только в 19 веке в связи с переходом производства изделий на машинную технологию и обслуживание массового рынка.

Объектами художественного проектирования выступают все изделия, изготавливаемые всеми накопленными к данному времени методами, в том числе и не выпускаемые серийно, как и изделия, по характеру своего назначения и форме не требующие специальной конструкторско-технологической проработки.

Костюм органично дополняет предметную среду, которая окружает человека и постоянно воздействует на него. Художник-стилист стремится к тому, чтобы форма костюма была содержательной, удобной, максимально согласованной с технологией производства.

Чтобы установить жизнеспособность вещи, художник-стилист рассматривает ее не изолированно, а в связи с человеком, которому она служит, и средой, в которой находится человек и другие вещи, т.е. как составную часть сложной системы человека – вещь – среда (эргономическая формула процесса художественного проектирования).

Художественно-конструктивное решение должно обладать такой совокупностью существенных признаков, которые в достаточной мере были бы решающими для создания образца изделия, определяли бы его внешний вид:

- художественно-конструктивное решение должно быть новым и отличаться от аналогов, известных в нашей стране и за рубежом;

- должно соответствовать требованиям технической эстетики – обладать художественной и информационной выразительностью, целостностью композиции, рациональностью формы, соответствовать требованиям эргономики;

- художественно-конструктивное решение изделия должно позволить изготавливать его в промышленных условиях при экономически целесообразных затратах на производство, использовании прогрессивных материалов и технологий промышленного изготовления, минимальном применении ручного труда;

- художественно-конструктивное решение, реализованное в изделии, в процессе его производства или эксплуатации должно давать положительный результат, под которым понимается экономический, социальный, технический или иной общественно-полезный эффект.

Художественная специфика костюмного проектирования определяется главным образом объектом его творчества, то есть непосредственно человеком. Образуя с ним единое целое, костюм не может быть представлен вне своей утилитарной функции. Свойства одежды обусловлены в ее создании учетом пропорциональных особенностей фигуры, половой принадлежностью, возрастом человека, а также частными деталями его внешности. В процессе художественного проектирования костюма художник-стилист в зависимости от решаемой задачи может эти черты подчеркнуть или, наоборот, завуалировать.

Костюм превращается в предмет высокой технологии, где на первый план выходит совершенная функция. Но какой бы функциональной ни была мода, какими бы функциональными приемами ни руководствовался ее создатель, он всегда остается творцом, изобретателем и художником.

На этапе художественного проектирования костюма художник-стилист разрабатывает художественный проект костюма производственного, бытового назначения, обеспечивая при этом высокий уровень утилитарных свойств и эстетических качеств изделий, предметов, соответствие их технико-экономическим требованиям и прогрессивной технологи производства, требованиям эргономики.

Он также осуществляет при помощи новых информационных технологий поиск наиболее рациональных вариантов решений элементов и компонентов формы. При этом художник-стилист осуществляет объемно-пространственное и графическое проектирование, разрабатывает композицию, находит стилистическое решение.

При работе с индивидуальным потребителем художник-стилист разрабатывает творческий эскиз модели в соответствии с индивидуальными антропологическими данными клиента. Также по желанию клиента художник может выбрать модель из различных информационных источников (интернет, журналы, буклеты, проспекты) и из базы данных САПР (при наличии ПК со специальными программами). В этом случае художник выполняет модификацию внешнего вида модели.

Параллельно с разработкой творческого эскиза проводится разработка технического эскиза модели. Технический эскиз включает технический рисунок модели в соответствии с антропологическими данными заказчика, а также конструктивные элементы, составляющие костюм.

Таким образом, мы можем сказать, что деятельность художника-стилиста носит интегрированный характер, включающий навыки как в художественной области, так и в технической.

В соответствии со спецификой деятельности профессионально-значимыми качествами профессии «Художник-стилист» будут являться:

  • инициативность;

  • оптимизм;

  • способность отстаивать свое мнение;

  • стремление к профессиональному росту;

  • внимание к деталям;

  • избирательность внимания;

  • концентрированность внимания;

  • способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;

  • способность к зрительным представлениям;

  • способность к созданию образа по словесному описанию;

  • способность к переводу образа в словесное описание;

  • интуитивное мышление;

  • наглядно-образное мышление;

  • предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;

  • творческое мышление;

  • тактильная память;

  • эмоциональная память;

  • память на образы предметного мира;

  • навыки точной манипуляции и ловкость;

  • твердость руки, устойчивость кистей рук;

  • умение грамотно выражать свои мысли;

  • умение импровизировать;

  • умение предвидеть результат;

  • чувство вкуса;

  • чувство гармонии;

  • развитый эстетический и художественный вкус.

Таким образом профессионально значимые качества художников-стилистов включают профессиональную направленность, сформированность представлений о психологических особенностях специальности, мотивацию достижений.


Литература:

  1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание 2-е / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2005.

  2. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

  3. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.03. – Ленинград, 1982. – 351 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle