Библиографическое описание:

Баскакова Н. В. Последовательность развития творческого мышления в географо-краеведческом курсе // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 249-251.

Для педагогики и современной системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления школьника как субъекта культуры социального и духовного общества. Модернизация российского образования предполагает подготовку детей к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах жизни. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активно творческой деятельности, а география позволяет активно развивать творчество, креативное, образное мышление и соответствует эмоциональной творческой природе восприятия школьника.

Особую значимость в обучении географии имеет изучение своего края, как неотъемлемой части социоприродного окружения школьника. С одной стороны краеведение позволяет лучше понять окружающую действительность, с другой краеведческий курс позволяет использовать творческие способности школьников для более эффективного получения знаний, развивая и формируя посредством самостоятельной работы над вопросами и заданиями творческое мышление, как процесса образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью, что способствует наиболее продуктивному протеканию образовательного процесса.

Для наиболее эффективного развития творческого мышления при изучении природы своего края был разработан географо-краеведческий курс «Мир вокруг меня» для учащихся 8-9 класса. Отличительная особенность данного курса в том, что последовательность развития творческого мышления (схема 1) включает четыре этапа, связанных с творческой деятельностью школьников и предполагает использование географо-краеведческих проектов для развития творческого мышления учащихся в школьном курсе географического краеведения. В этом контексте развитие творческого мышления рассматривается через уровни творчества используемые при осуществлении творческой деятельности, развивающихся на разных этапах (по А. Тэйлору, Е.П. Торрансу, Е.Л. Яковлевой): I – экспрессивное творчество, II – продуктивное творчество, III – инновационное творчество, IV – порождающее творчество.

Первый этап – этап экспрессивного творчества – направлен на самовыражение субъекта через неосознанное стремление к творческому познанию и созиданию окружающего мира, на основе внутренних причин, потребностей, без непосредственного воздействия извне. На данном этапе используется проект погружения, который проходит в виде медиа сочинения «Живописный Приокский район» и является завершающим этапом – уроком обобщения по I разделу «Географические особенности Приокского района», в который включены изучение: географического положения, рельефа и геологии района, климата, внутренних вод, почвенного покрова, животного и растительного мира района. Способствует целостному восприятию краеведческого пространства, мотивации творческого мышления школьников, для введения их в творческую, созидательную деятельность. Вовлечение в творческую деятельность на данном этапе осуществляется через систему заданий, обращенных к личному опыту учащихся, беседу мотивационного диалога, эссе, сочинений; экскурсии в природу, практических работ с использованием эмпирических и образно-ассоциативных методов, с целью всестороннего познания и мотивации продуктивного мышления учащихся. Этап экспрессивного творчества реализуется в 8 классе на краеведческих уроках.

Второй этап – этап инновационного творчества – способствует саморазвитию учащихся, ориентации на результат творческой деятельности духовных (художественных) и материальных (вещественные предметы) продуктов и результат своего творчества, через познавательный проект «Демографический портрет Приокского района», развитию творческого мышления, самостоятельности через познание процессов, объектов и явлений краеведческой направленности при изучении курса «Мир вокруг меня». Соответствует разделу «Население и хозяйство Приокского района», реализующегося в 9 классе при изучении населения и этнокультурных особенностей района. А задания, направленные на активизацию познавательной, самостоятельной и творческой деятельности – коллективные и групповые диалоги, экскурсия на производство, практические работы с использованием эмпирических и теоретико-географических методов, позволяют развить не только выше сказанные виды деятельности, но и способствуют развитию коммуникативных навыков и работе в коллективе.

Третий этап – этап инновационного творчества – направлен на модификацию известного материала, через постановку и решение проблем, реорганизация имеющегося опыта субъекта и формирование его на основе новых вариантов при работе над проблемными ситуациями, привнесения оригинальности, нового взгляда на проблему и ее решение, способствует в исследовательском проекте «Я – эколог», реализующемся в разделе «Экологическое состояние Приокского района», осознанию сущности объектов, явлений, взаимосвязей и проблем своей местности через преобразование имеющихся знаний, личный опыт и самостоятельную исследовательскую работу по темам «Экологическое состояние района», «Природное наследие и экологическая политика района». Система заданий, направленных на осознание и осмысление, активизацию исследовательской деятельности, критического, смыслопоискового и конфликтных диалогов, практических работ с использованием теоретико-географических и исследовательских методов вовлекают учащихся в творческий процесс мыслительной деятельности, что способствует его развитию при изучении краеведческого курса.

Четвертый этап – этап порождающего творчества – ориентирован на зарождение и выдвижение совершенно нового принципа рассмотрения проблем и их решения, осознанную творческую деятельность школьников при работе над творческим проектом «Будущее района в наших руках…», реализуя себя проектировщиком будущего своего района, через осознание творческой деятельности, творческое созидание краеведческой работы. Творческий проект реализуется в заключение изучения всех разделов. Творческие задания поисковой и инновационной направленности, самореализующего диалога, практические работы с использованием методов проблемного изложения, моделирования и проектирования способствуют разноплановой деятельности школьников и выхода учащихся на новый продуктивный уровень – уровень творческого мышления.

Программа курса включает четыре содержательные линии, обеспечивающие развитие онтологического, аксиологического, праксиологического и гносеологического аспектов содержания в русле идей современного образования.

Раскрытая выше последовательность реализовывалась на уроках краеведения, что явилось методическим условием развития творческого мышления. Применение данной последовательности способствует не только развитию творческого мышления, но и сопутствующих творческому мышлению процессов, обеспечивает высокое качество обученности, увеличивает познавательную активность обучающихся на уроках.

Врезка4Врезка3Врезка2Врезка1

Врезка5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle