Библиографическое описание:

Баскакова Н. В. Последовательность развития творческого мышления в географо-краеведческом курсе // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 249-251.

Для педагогики и современной системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления школьника как субъекта культуры социального и духовного общества. Модернизация российского образования предполагает подготовку детей к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах жизни. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активно творческой деятельности, а география позволяет активно развивать творчество, креативное, образное мышление и соответствует эмоциональной творческой природе восприятия школьника.

Особую значимость в обучении географии имеет изучение своего края, как неотъемлемой части социоприродного окружения школьника. С одной стороны краеведение позволяет лучше понять окружающую действительность, с другой краеведческий курс позволяет использовать творческие способности школьников для более эффективного получения знаний, развивая и формируя посредством самостоятельной работы над вопросами и заданиями творческое мышление, как процесса образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью, что способствует наиболее продуктивному протеканию образовательного процесса.

Для наиболее эффективного развития творческого мышления при изучении природы своего края был разработан географо-краеведческий курс «Мир вокруг меня» для учащихся 8-9 класса. Отличительная особенность данного курса в том, что последовательность развития творческого мышления (схема 1) включает четыре этапа, связанных с творческой деятельностью школьников и предполагает использование географо-краеведческих проектов для развития творческого мышления учащихся в школьном курсе географического краеведения. В этом контексте развитие творческого мышления рассматривается через уровни творчества используемые при осуществлении творческой деятельности, развивающихся на разных этапах (по А. Тэйлору, Е.П. Торрансу, Е.Л. Яковлевой): I – экспрессивное творчество, II – продуктивное творчество, III – инновационное творчество, IV – порождающее творчество.

Первый этап – этап экспрессивного творчества – направлен на самовыражение субъекта через неосознанное стремление к творческому познанию и созиданию окружающего мира, на основе внутренних причин, потребностей, без непосредственного воздействия извне. На данном этапе используется проект погружения, который проходит в виде медиа сочинения «Живописный Приокский район» и является завершающим этапом – уроком обобщения по I разделу «Географические особенности Приокского района», в который включены изучение: географического положения, рельефа и геологии района, климата, внутренних вод, почвенного покрова, животного и растительного мира района. Способствует целостному восприятию краеведческого пространства, мотивации творческого мышления школьников, для введения их в творческую, созидательную деятельность. Вовлечение в творческую деятельность на данном этапе осуществляется через систему заданий, обращенных к личному опыту учащихся, беседу мотивационного диалога, эссе, сочинений; экскурсии в природу, практических работ с использованием эмпирических и образно-ассоциативных методов, с целью всестороннего познания и мотивации продуктивного мышления учащихся. Этап экспрессивного творчества реализуется в 8 классе на краеведческих уроках.

Второй этап – этап инновационного творчества – способствует саморазвитию учащихся, ориентации на результат творческой деятельности духовных (художественных) и материальных (вещественные предметы) продуктов и результат своего творчества, через познавательный проект «Демографический портрет Приокского района», развитию творческого мышления, самостоятельности через познание процессов, объектов и явлений краеведческой направленности при изучении курса «Мир вокруг меня». Соответствует разделу «Население и хозяйство Приокского района», реализующегося в 9 классе при изучении населения и этнокультурных особенностей района. А задания, направленные на активизацию познавательной, самостоятельной и творческой деятельности – коллективные и групповые диалоги, экскурсия на производство, практические работы с использованием эмпирических и теоретико-географических методов, позволяют развить не только выше сказанные виды деятельности, но и способствуют развитию коммуникативных навыков и работе в коллективе.

Третий этап – этап инновационного творчества – направлен на модификацию известного материала, через постановку и решение проблем, реорганизация имеющегося опыта субъекта и формирование его на основе новых вариантов при работе над проблемными ситуациями, привнесения оригинальности, нового взгляда на проблему и ее решение, способствует в исследовательском проекте «Я – эколог», реализующемся в разделе «Экологическое состояние Приокского района», осознанию сущности объектов, явлений, взаимосвязей и проблем своей местности через преобразование имеющихся знаний, личный опыт и самостоятельную исследовательскую работу по темам «Экологическое состояние района», «Природное наследие и экологическая политика района». Система заданий, направленных на осознание и осмысление, активизацию исследовательской деятельности, критического, смыслопоискового и конфликтных диалогов, практических работ с использованием теоретико-географических и исследовательских методов вовлекают учащихся в творческий процесс мыслительной деятельности, что способствует его развитию при изучении краеведческого курса.

Четвертый этап – этап порождающего творчества – ориентирован на зарождение и выдвижение совершенно нового принципа рассмотрения проблем и их решения, осознанную творческую деятельность школьников при работе над творческим проектом «Будущее района в наших руках…», реализуя себя проектировщиком будущего своего района, через осознание творческой деятельности, творческое созидание краеведческой работы. Творческий проект реализуется в заключение изучения всех разделов. Творческие задания поисковой и инновационной направленности, самореализующего диалога, практические работы с использованием методов проблемного изложения, моделирования и проектирования способствуют разноплановой деятельности школьников и выхода учащихся на новый продуктивный уровень – уровень творческого мышления.

Программа курса включает четыре содержательные линии, обеспечивающие развитие онтологического, аксиологического, праксиологического и гносеологического аспектов содержания в русле идей современного образования.

Раскрытая выше последовательность реализовывалась на уроках краеведения, что явилось методическим условием развития творческого мышления. Применение данной последовательности способствует не только развитию творческого мышления, но и сопутствующих творческому мышлению процессов, обеспечивает высокое качество обученности, увеличивает познавательную активность обучающихся на уроках.

Врезка4Врезка3Врезка2Врезка1

Врезка5

Основные термины: творческого мышления, творческого мышления, развития творческого мышления, развития творческого мышления, творческой деятельности, творческой деятельности, творческого мышления учащихся, творческого мышления учащихся, развитие творческого мышления, развитие творческого мышления, развитию творческого мышления, развитию творческого мышления, Приокского района», Приокского района», этап инновационного творчества, этап инновационного творчества, творческого мышления школьника, творческого мышления школьника, творческого мышления школьников, творческого мышления школьников

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle