Библиографическое описание:

Горбачева С. Н. Функции музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании молодежи // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 257-259.

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи. Одним из способов решения этой проблемы автор видит приобщение подрастающего поколения к традиционной культуре, а именно музыкальному фольклору.

The article is devoted to problem of spiritual and moral education of youth. One of the ways to solve this problem is initiation of young generation to traditional culture, namely to musical folklore.


Ключевые слова: музыкальный фольклор, жанры музыкального фольклора, функции музыкального фольклора.

Key words: musical folklore, genres of musical folklore, functions of musical folklore.


Сегодня, специалисты разных областей науки ставят вопрос о появлении духовного вакуума в обществе (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность и многие другие пороки нашего времени – все они разрушают человека, общество и государство. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде.

Культура является основой развития как общества в целом, так и отдельной личности. Культура каждого отдельно взятого народа, безусловно специфична, поэтому все нации такие разные, но идея высоконравственного, художественного видения мира связывает все культуры между собой [5, с.21]. Несмотря на постоянные интеллектуальные изменения, традиционная культура является фундаментальной основой развития общества, одним из продуктивных средств формирования и становления человека.

Приобщение молодежи к музыкальной культуре – это не только вопрос, связанный с развитием его музыкального вкуса, но и серьезная проблема формирования личности современного молодого человека, способного содержательно проводить свой досуг, духовно обогащаться в процессе общения с музыкальным искусством.

Древняя истина гласит: «Разложите молодежь – и вы победите нацию» [1, с.35]. Примером этому может служить, так называемая, современная музыка, которая проста и доступна, быстро усваивается и запоминается. Ведущее место у молодежи занимает развлекательная музыка: рок, хип-хоп, диско, реп, поп-музыка и другие направления. По мнению многих, такая музыка помогает поднять настроение, в ней бьется пульс нашего времени. Чаще, частота и сила звука подобной музыки выходят за пределы легкоусвояемых и благотворно действующих на человека, что в действительности оказывает резко отрицательное влияние на психику, интеллект и поведение молодого человека.

Особое место в воспитании молодежи занимает музыкальный фольклор. Многообразно и глубоко он отражает всю жизнь человека, от рождения до смерти, раскрывает его духовную красоту и богатство. Именно в музыкальном фольклоре отражены извечные стремления народа к добру и правде, к свету и счастью. Нравственные идеалы, заложенные в нем, воспитывали многие поколения. Они же продолжают оставаться базой для обучения студентов народно-хоровой специализации.

В связи с объективными процессами современного общества фольклор почти ушел из быта, но с профессиональной точки зрения он может получить вторую жизнь в других формах, в частности – через специальное музыкальное образование. Конечно, выпускники фольклорных отделений музыкальных колледжей, институтов, консерваторий, не могут заменить собой подлинных мастеров аутентичного народного пения, но с их помощью, возможно, удастся возродить народную культуру в сфере искусства.

Условно, возрождение общественного интереса к фольклору можно отнести к 60-м годам XX столетия, когда по инициативе крупного советского музыканта, педагога и общественного деятеля, народного артиста РСФСР профессора А.А. Юрлова, возглавлявшего в то время дирижерско-хоровую кафедру в Государственном педагогическом институте им. Гнессиных, и при активном содействии таких крупных исследователей-фольклористов, как А.В. Руднева, В.М. Щуров, В.И. Харьков, Л.Л. Христиансен, было открыто первое отделение по подготовке руководителей народных хоров. Такие же факультеты начали функционировать в Саратовской государственной консерватории, Ростовском филиале ГМПИ им. Гнессиных (ныне – государственная консерватория им. Рахманинова). Впоследствии их выпускники были основателями подобных отделений в других музыкальных вузах и ссузах. Главная цель педагогической и творческой деятельности специалистов этого профиля – возрождение и пропаганда подлинной музыкальной культуры.

Музыкальный фольклор располагает действенными способами этического воздействия посредством эмоционального сопереживания, способного вызвать сочувствие в беде, согласовать усилия в работе, укрепить общее настроение, вместе порадоваться, вместе оплакать потерю. Максим Горький говорил: «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная народного творчества… от глубокой древности музыкальный фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории…» [3, с.126]. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом русской земли, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории.

Каждый из жанров музыкального фольклора является ценностным этнопедагогическим базисом для освоения культурного наследия прошлого. Каждое отдельно взятое произведение учит либо трудолюбию, терпению, великодушию, либо любви к ближнему, родному дому, своей земле, Отечеству, воспитывает доброту, благородство, мужество. Содержит в себе неизменные человеческие заповеди, чувства добра, справедливости, правды, уважения человеческого достоинства [6, с.73].

Содержательно-ценностный потенциал музыкального фольклора безграничен. Так, песни календарно-земледельческого круга (святочные, масленичные, семицкие, троицкие, купальские и др.) связанны с землей, солнцем, небом. Именно эти песни «дают представление не только о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе древних восточных славян, но и об их мировоззрении, верованиях, мифологических представлениях, связанных с поклонением солнцу, источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы» [3, с.106].

В песнях семейно-бытовых праздников и обрядов (родильные, крестильные, свадебные, погребальные и др.), сопровождающих главные ступени жизненного пути, пройти которые должен был каждый, вырисовывается та естественная обстановка, в которой старшее поколение делилось своим опытом, а младшее стремилось его перенять.

Нравственное и эстетическое содержание детского музыкального фольклора (колыбельные, потешки, частушки, прибаутки, сказки с напевами, заклички, дразнилки и др.) формировало душу и характер ребенка, человеческое начало в нем. В целом, как песни созданные взрослыми специально для детей, так и творчество самих детей, раскрывает заботливое, терпеливое, доброжелательное и нежное отношение к ним.

Таким образом, музыкальный фольклор впитал в себя и сохранил для нас те нравственные критерии, которые и по сей день применимы в качестве оценочного основания во всех областях человеческой деятельности.

Жанровое многообразие музыкального фольклора порождает множество функций, которые видоизменялись в зависимости от общих изменений духовной культуры на разных этапах. Рассмотрим некоторые из них.

Функция (от лат. function – исполнение, осуществление) музыкального фольклора рассматриваются нами как технология реализации народной песней по своим специфическим законам всего сущего в форме деятельности, а также в форме материализованных или вербальных результатов деятельности [4, с. 99].

Основной функцией музыкального фольклора является коммуникативная функция. Народная песня объединяет людей посредством двух составляющих – слова и музыки. В тексте песни заложена особая смысловая нагрузка, мелодия же, усиливает силу слова, придает произведению определенную жаровую окраску, а, следовательно, и функциональную принадлежность. При совместном пении ярко проявляются черты характера каждого поющего, особенности его темперамента, а так же сила его таланта и красота голоса. В то же время коллективное исполнение не растворяет личность среди многих других, а наоборот позволяет преодолеть скованность и проверить свои способности, научиться чему-либо от более талантливых исполнителей.

Особое место занимает функция отражения действительности. Народная песня правдиво отражает реальную жизнь человека, описывает ее от рождения до смерти, представляет собой одно из проявлений общественного сознания. Песня – это история тяжелого крестьянского труда, постоянной борьбы, а также сложившиеся на этой основе мировоззрение, идеалы.

Этическое содержание русской песни необходимо рассматривать как синтез этического понятия добра и эстетического понятия красоты как свода знаний, ценностей, норм и образцов поведения. В музыкальном фольклоре задача – приносить добро – выражена особенно ярко. Об этом пишет и грузинский исследователь Г. Бандзеладзе «трудно назвать произведение, которое сознательно или бессознательно не было бы вдохновлено идеей добра, не служило бы воспитанию той или иной добродетели» [2, с. 103].

Эстетическая функция тесно переплетается с катарсической функцией (катарсис – очищение, душевная разрядка) музыкального фольклора. Исполнители при пении фольклора испытывают радость, душевное равновесие и внутреннюю свободу. Это порождает ценностное отношение между человеком и миром художественного творчества [4, с.112].

Дошедшие до нас традиционные песни обладают высокохудожественными качествами – поэзия поднимает извечные проблемы жизни человека, напевы – отличаются строгостью мелодической линии, выразительностью интонаций, способствуют развитию более тонкого музыкального вкуса, развивают эстетическое чувство формы, ритма, языка, умение четко и красиво вокализировать, при этом доставляя эстетическое наслаждение поющему. Способность заострить эстетическое внимание к миру можно рассматривать как еще одну из функций – гедонистическую (гр. hedone – наслаждение).

Немаловажную роль играют канонизирующая и эвристическая функции музыкального фольклора. Они характеризуют основной способ передачи песни «из уст в уста». Канонизирующая функция (гр. Kanon – правило, предписание) подразумевает устойчивость основных компонентов при устной природе бытования песен, лучшие образцы песенного фольклора не претерпевают существенных изменений. Эвристическая функция, наоборот, имеет смысл преобразования, создания новых образцов песен, что обусловлено все той же устной природой бытования фольклора, ее многовариантностью [4, с.113].

На кафедре искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры духовно-нравственное воспитание студентов реализуется в рамках проекта «Формирование ценностного отношения к музыкальному фольклору студентов народно-хоровой специализации».


Литература:

  1. Банин, А.А. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. // Региональный центр фольклора / А.А. Банин. – М., 1990. – 256 с.

  2. Веретенников, И.И. Народное музыкальное творчество Белгородского края / И.И. Веретенников. – Белгород, 1996. – 216 с.

  3. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. / М.С. Жиров.– Белгород, 2003 – 310 с.

  4. Жиров, М.С. Русская народная песня: история и современность. / М.С. Жиров, О.И. Алексеева. – Белгород,2007. – 163с.

  5. Народные праздники и обряды Белгородчины. / сост. Г.П. Макеева, Л.А, Подгорная. – Белгород, 1994. – 116 с.

  6. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Выпуск 2, ч.1 / сост. А.Н. Иванов. – М., 1993.– 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle