Библиографическое описание:

Панфилова Е. В. «Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими становятся // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 303-306.

Изменения, происходящие в современном социуме, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания «трудного» ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, алкоголизации, наркомании и т.п., то есть прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребёнка возникают как результат социально-экономической, политической и экологической нестабильности общества, усиления роли псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей за поведением и свободным временем своего ребёнка, чрезмерной занятости взрослых, эпидемий разводов и т.п. Всё это подрывает уверенность ребёнка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищённости.

Традиционно официальной задачей средней общеобразовательной школы признаётся обучение ребёнка, т.е. формирование у него определённой системы знаний, умений и навыков, и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции, взглядов и ценностей. Учеба – ведущий вид деятельности учащихся, а также основная их обязанность. Поэтому нормализация учебы «трудных» школьников имеет огромное значение для их перевоспитания. Воспитательные мероприятия с «трудными» преследуют, по сути дела, одну главную задачу: вернуть детей школе, возродить у них интерес к учению, нормализовать учебную деятельность. Без решения этой задачи трудно добиться успехов в перевоспитании школьника. Вся система школьного образования, действительно заинтересована в том, чтобы из её стен выходили не просто молодые люди с багажом качественных знаний по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные к новым условиям социальной реальности, увлечённые, не имеющие проблем, характеризующихся психолого-педагогической наукой как девиантное поведение, должна по-новому взглянуть на свои цели и возможности их реализации. И поэтому другой важнейшей для школы на современном этапе её развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причём акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что-либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку.

Что же такое «трудный» ребёнок? Представителями различных наук даются многочисленные определения отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения. Например, в педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В психологической науке девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе [2]. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны педагогов и внимании сверстников. В медицинской трактовке под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. Несмотря на некоторые различия, все подходы выделяют главный критерий девиаций – нарушение общепринятых норм, принятых в данном обществе. А вот понятие «социальная норма» выступает как исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций и имеет широкий диапазон определённых параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. Поэтому принципиальным критерием, определяющим категорию «социальная норма», служит разрушающее воздействие социальных явлений, которые являют собой реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека. Это и есть та граница, которая определяет норму от девиации. Естественно, что по обе стороны от границы возникает масса ситуаций, которые зачастую затрудняют идентификацию социального явления. Неопределённость в критериях, границах дозволенного, отсутствие ясных и понятных мер ответственности за те или иные поведенческие акты объективно способствуют расширению «поля девиантности», обусловливая «размытость» его границ [1].

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребёнка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребёнок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и стойкая школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость – серьёзная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведёт к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих его дел и поручений. Важная группа факторов усиления и роста девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологий – таких, как рост психических заболеваний, ухудшение генетического фонда населения, алкоголизм, суицидные настроения и т.п. Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в семье ребёнка: неблагополучие, разлад в семье, педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, наказания по пустякам, брань при взаимодействии с членами семьи, алкоголизм родителей, даже сам факт принадлежности к неблагополучной семье. Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребёнка: болезни, отставания в учёбе, одиночество, непонятность другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, агрессивность, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля. Их массовое распространение создаёт у подростков иллюзию нормального поведения, по крайней мере, отсутствие чего-либо чрезвычайного, аморального. Возникает подростковая субкультура со своими «нормами», разрешающими делать всё что хочется. В итоге отрицаются нормы, установленные взрослым обществом, и насаждаются свои представления о нормальном поведении. Складывается подростковая, молодёжная система ценностных ориентиров со своими авторитетами и приоритетами.

В деле обеспечения эффективной деятельности школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей очень важным направлением работы является прогнозирование девиантного поведения школьников. Прогнозирование – это определение потенциальных возможностей развития явления на основе познания его природы, закономерностей, прошлого и настоящего состояния. Осуществляя прогнозирование девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиаций в школе; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой – уменьшают эти проявления. Прогнозирование в условиях школы может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся в целом или общее прогнозирование, прогнозирование индивидуальное, групповое; можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов и форм девиаций. К прогностическим факторам относят условия семейного воспитания. Семья школьника играет огромную роль в формировании механизмов социальной адаптации ко всем жизненным средам социума. Не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызвал отклонение в поведении ребёнка или подростка. Но семьи детей с девиантным поведением имеют некоторые особенности. Родители в этих семьях обычно «плохо знают» своих детей, недостаточно хорошо понимают их чувства и состояние, уделяют им мало времени и внимания, не умеют управлять их поведением, практически не знают или мало знают их друзей и чем они занимаются в свободное время. Неблагоприятная семейная обстановка способствует нарушению процесса социализации школьника и приводит к накоплению в нем девиантного потенциала. Поэтому в изучении семьи ребёнка в организации работы с ней также важен комплексный подход. Только различные специалисты: учителя в первую очередь, классный руководитель, социальный педагог, психолог, школьный врач – могут достаточно полно изучить условия семейного воспитания ребёнка и организовать работу с родителями. Например, взаимодействие перечисленных специалистов, имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей в поведении, прогнозирование и личности ребёнка в его эмоциональных проявлениях, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения. Эффективность реализации целей комплексной группой специалистов на уровне школы и организация коррекционной работы с девиантным поведением детей и подростков во многом зависит от грамотно организованного процесса изучения личности ребёнка и его ближайшего окружения.

Среди факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение детей и подростков, важное место занимает положение ребёнка в группе. Это может быть и учебный коллектив класса, и группы по интересам, и объединения подростков для межличностного общения и т. п. Утрата комфортного поведения в школьном коллективе приводит к тому, что ребёнок ищет ту группу, где эта комфортность будет присутствовать. Таким образом, с большей долей вероятности можно прогнозировать, что нарушение отношений ребёнка в учебной группе вызывает угрозу отклоняющегося от нормы поведения со стороны учащегося. Приоритет в изучении положения ребёнка или подростка в учебной группе, безусловно, принадлежит педагогам, которые, взаимодействуя с другими специалистами, разрабатывают программы помощи нуждающимся в ней учащимся. Следующий фактор, который необходимо учесть при прогнозировании, – это влияние референтной группы на школьника. Является ли он лидером в этой группе, полностью ли принимает её ценности и ориентиры или способен отстоять свои взгляды на вещи и события? На эти вопросы необходимо ответить специалистам, изучающим влияние референтной группы на ребёнка. Все рассмотренные факторы находятся в тесной взаимосвязи. Для конкретного школьника или группы учащихся тот или иной фактор может являться доминирующим. Поэтому педагогическая поддержка детей и подростков с девиантным поведением направлена, прежде всего, на восстановление их нормального социального статуса, повышение адекватной самореализации за счёт проработки психологических трудностей и проблем: мотивационных, поведенческих, информационных, эмоциональных и, безусловно, личностных. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребёнка. Здесь важен индивидуальный подход, который означает выявление природы психологических трудностей конкретного девиантного ребёнка и действенных педагогических механизмов, лежащих в основе детских проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной. Задачи индивидуально-профилактической работы – это выявление детей и подростков, склонных к девиациям или имеющих факты девиантного поведения; воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на детей и подростков; постоянный и всесторонний контроль (по месту жительства, учёбы, работы) за их поведением и образом жизни. В более широком смысле индивидуальный подход должен быть применим в равной степени ко всем детям, предполагая хорошее знание педагогом личности каждого ребёнка. Важным этапом повышения эффективности как общей, так и индивидуальной профилактической работы является разработка и осуществление мероприятий, имеющих общую цель – управление процессом социализации детей и подростков и устранение десоциализирующих влияний.

Перевоспитание «трудного» ребёнка происходит по мере того, как накопившийся у него отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным. Это происходит в процессе общения и в процессе деятельности. Продуманный план учебно-воспитательной работы с «трудными» школьниками во многом определяет успех в их перевоспитании. В таком плане, как правило, различают два аспекта взаимно дополняющих друг друга. Во-первых, мероприятия, рассчитанные на всех «трудных» учеников школы. Во-вторых, индивидуальная работа с каждым из таких школьников [3]. Первый аспект воплощается в общешкольном плане, а второй – в планах классных руководителей и воспитателей. План педагогической коррекции должен дать ответ на три вопроса: что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности); как это устранить (как проанализировать учебу школьника, с кем изменить характер взаимоотношений, в какую практическую деятельность целесообразно его вовлечь и др.). Кому и что надо делать (распределение обязанностей между педагогами, психологами и т.п., установление сроков, меры контроля за эффективностью работы). Ответ на них план дает в виде перечня целей и задач на определенный период, с указанием путей и средств их достижения. В общешкольном плане следует предусмотреть меры, направленные на выявление «трудных» детей; мероприятия по формированию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся; вопросы взаимодействия педагогов с самоуправлением школьников, внешкольными учреждениями, с учреждениями культуры и спортивными организациями; изучение передового опыта и научных рекомендаций по проблеме перевоспитания школьников с отклонениями в поведении. План индивидуальной работы с «трудными» учащимися может включать следующие разделы: определение конкретных недостатков и объективных трудностей воспитания данного ребёнка в семье и школе; анализ нравственных и психологических особенностей его личности; выявление имеющихся положительных интересов и увлечений; перечень путей и средств формирования положительных качеств личности и организации социально ценного жизненного опыта. Важно, чтобы все планируемые мероприятия представляли собой определенную систему, продолжали и дополняли одно другое, не носили случайного характера, не противоречили деятельности других воспитывающих звеньев.

Самая сложная задача педагога – найти ключик к пониманию «трудного» ребенка или подростка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение. При разработке стратегии работы с такими детьми учителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого – компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника. Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у взрослых вырабатываются определенные стереотипы отношения к «трудным» детям, набор типичных реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, многие педагоги испытывают достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий педагогического поведения. Очень важно осознавать чувства и не позволять им управлять разумом. Умение педагога увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах – вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» ребёнку или подростку. Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к «трудному» ученику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Педагоги смогут помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что взрослые чувствуют и понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок или подросток будет открыт для общения и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда он пожелает изменить свое негативное поведение. Итак, понять, принять, помочь – основа педагогического подхода к «трудному» ребенку.

В заключение хотелось бы отметить, что воспитание ребенка в школьной среде является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких-либо застывших или одинаковых рекомендаций. Только индивидуальное обращение к личности ребенка, его интересам и увлечениям, принятие во внимание особенностей его развития поможет педагогам найти подход к «трудным» детям. «Всегда легче предупредить, чем исправлять», – говорил известный педагог А.С. Макаренко [4]. Лучшим же способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей «трудного» ребёнка: любви, безопасности, внимания, удовлетворения, самоутверждения – ведь именно их утрата приводит к девиантному поведению. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся индивид с собственным жизненным стержнем вряд ли попадёт под влияние негативных норм и образцов поведения.


Литература:

  1. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова и др. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – (Коррекционная педагогика). С. 147-156.

  2. Ефремов К.С. Трудные дети, трудные люди / К.С. Ефремов //Народное образование.– 2004. – № 3. – С. 117-124.

  3. Журавлев Д.К. Откуда берутся проблемные дети? / Д.К. Журавлев // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 141-147.

  4. Макаренко А.С. Из опыта работы // Педагогические сочинения. В 8 т. – М., 1983. – Т.1. С. 52-56.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle