Библиографическое описание:

Барангулова С. М. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 247-249.

В настоящее время высшее профессиональное образование ориентировано на социальный заказ. Потребителями результатов образовательных процессов являются работодатели, оценивающие качество образования и подготовленность специалистов по уровню их компетентности. Профессиональное образование должно быть ориентировано на подготовку компетентного специалиста, способного применять полученные знания и умения, быть готовым к осуществлению определенного вида деятельности в конкретных ситуациях [3].

Широкое внедрение в промышленность наукоемких технологий, специфика решаемых в них инженерных задач, находящихся на стыке нескольких технических наук, требующих объединения в процессе их решения усилий специалистов разного профиля, привели к трансформации многих инженерных специальностей. Для успешного выполнения своих функций современный выпускник-бакалавр должен обладать не только суммой общих и специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных качеств личности, обеспечивающих плодотворную работу в команде разнопрофильных специалистов [2]. В соответствии с видами профессиональной деятельности перед выпускником стоит ряд задач, успешное решение которых зависит от уровня сформированности у него профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в вуз, обучающиеся имеют различные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача ВУЗа – подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. Сущность профессиональной компетентности заключается в формировании на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности. Выполнение стандартов ВПО третьего поколения предполагает формирование определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентноспособным на рынке труда и активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования [2].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить существующие противоречия в исследуемой области:

- между потребностью в квалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и традиционным содержанием профессиональной подготовки выпускников вуза;

- между потребностью в создании эффективного процесса развития профессиональной компетентности студентов и отсутствием теории и технологии его практической реализации.

Одним из способов формирования профессиональной компетентности выпускников в системе высшего профессионального образования мы видим научно-исследовательскую деятельность, направленную на развитие навыков самостоятельного овладения научными знаниями и их творческого применения.

Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как одно из ключевых направлений совершенствования качества профессиональной подготовки студентов [1]. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность студентов способствует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в вузе знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. В процессе научного поиска происходит осознание студентами необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования. Непосредственное участие студентов в научных исследованиях значимо не только для получения фундаментального образования, но прежде всего для воспитания специалистов, обладающих профессиональной культурой. Научно-исследовательская деятельность определяет возможности профессионального развития личности студента. Аксиологический аспект данного вопроса позволяет показать вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность как восхождение личности студента к ценностям познания, истины, самореализации, как раскрытие его субъектности [2].

В качестве условий формирования профессиональной компетентности студентов через научно-исследовательскую деятельность по нашему мнению являются:

  1. Обеспечение возможности активного участия студентов в научно-исследовательской деятельности;

  2. Осуществление подготовки преподавателей и кураторов к субъект-субъектному взаимодействию со студентами;

  3. Внедрение в образовательный процесс методических рекомендаций по ведению научно-исследовательской деятельности, являющейся основой формирования профессиональных компетенций студентов.

Реализация выделенных условий возможна путем решения следующих задач:

    1. Определение критериев и уровней сформированности профессиональной компетентности через научно-исследовательскую деятельность.

    2. Разработка и внедрение в образовательный процесс модели формирования профессиональной компетентности через научно-исследовательскую деятельность.

    3. Разработка программы по работе с преподавательским составом и кураторами академических групп по формированию субъект-субьектных отношений между ними и студентами.

Профессиональная компетентность представляет собой совокупность трех компонентов: гносеологического, праксеологического и аксеологического [1]. Перечисленные выше структурные элементы профессиональной компетентности мы рассматриваем в качестве критериальной оценки сформированности профессиональной компетентности:

– Аксиологический критерий сформированности профессиональной компетентности предполагает сформированность совокупности целей и мотивов, адекватных целям и задачам профессиональной деятельности, устойчивая потребность к постоянному повышению уровня профессиональной компетентности; мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое и ответственное отношение к делу; осознанная потребность в постоянном повышении квалификации; приобщение к нормам и ценностям профессиональной среды; осознание социальной значимости профессии; интерес к работе и потребность в выбранной профессиональной деятельности; ценностное, позитивное отношение к профессии; умение критически оценивать свои личностные, профессиональные качества и результаты деятельности; способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю с последующей корректировкой своей деятельности; готовность к проявлению инициативы; развитие критического мышления; удовлетворенность выбором сферы деятельности; умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой и т.п.

– гносеологический критерий – наличие системы знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, объем профессиональных знаний и представлений, профессиональное мышление, понимание системного характера профессиональных проблем, знание требований, предъявляемых к профессии и т.д.

– праксеологический – сформированность системы общих учебных и специальных умений, эффективное использование целостной системы знаний по ряду дисциплин, их аккумулирование и интегрирование; умение мобилизовать свой опыт и способности на поиск, обработку и применение информации для решения профессиональных проблем; способность выбрать наиболее оптимальные формы и методы деятельности, выявить недостатки и разрешить противоречия в процессе работы; умение изучать, анализировать, обобщать и использовать передовой опыт данной сферы деятельности; умение планировать и проектировать различные модели деятельности, предугадывая и учитывая возможные трудности; способность к быстрому обучению, усвоению нового.

Исходя из логики исследования, нами были выделены три уровня сформированности профессиональной компетентности студентов посредством ведения научно-исследовательской деятельности: функциональный, профессиональный, креативный. Уровень сформированности профессиональной компетентности рассматривался нами как степень интегративной сформированности всех компонентов профессиональной компетентности.

Функциональный уровень сформированности профессиональной компетентности студентов через научно-исследовательскую деятельность сформирован в том случае, если у студента отсутствует целостная картина профессиональной деятельности. Уровень профессиональных знаний минимальный. Возникают сложности при применении полученных знаний на практике, возможность выполнения профессиональных задач только по алгоритму. Отсутствует личностная потребность в самосовершенствовании и саморазвитии.

Профессиональный уровень сформированности профессиональной компетентности студентов через научно-исследовательскую деятельность сформирован в том случае, если актуализирована потребность в получении профессиональных знаний, но не выработана установка на профессиональную деятельность, недостаточен уровень применения полученных профессиональных знаний на практике. Владеет традиционными технологиями, умеет применять полученные знания при решении профессиональных задач.

Креативный уровень сформированности профессиональной компетентности студентов через научно-исследовательскую деятельность сформирован в том случае, если актуализирована потребность в получении профессиональных знаний, студент имеет полное представление о будущей профессии, понимает её сущность и социальную значимость. Актуализирована потребность в личностном и профессиональном самосовершенствовании. Владеет инновационными технологиями, имеет исследовательский опыт, умеет применять полученные знания при решении творческих нестандартных профессиональных задач, коммуникабелен в условиях групповой и коллективной работы, межличностных взаимодействиях. Разнопланово и безошибочно решает профессиональные задачи. Анализирует результаты своей деятельности, оценивает на их основе развитие ситуации, прогнозирует ее дальнейшее развитие.

Процесс формирования профессиональной компетентности студентов через научно-исследовательскую деятельность предполагает качественный переход от функционального уровня к креативному. Разработанные критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности студентов являются компонентами модели формирования профессиональной компетентности через научно-исследовательскую деятельность.

Организованная научно-исследовательская деятельность как целостная система является средством формирования у студентов профессиональной направленности личности, усвоение ими основ будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности студентов в соответствии с выделенными педагогическими условиями позволяет определить его индивидуальность к уровню профессиональной пригодности выпускника вуза. В ходе исследования мы пришли к выводу, что научно-исследовательская деятельность, стимулируя развитие мотивации, знаний и умений студента, способствует формированию его профессиональной компетентности.


Литература:

  1. Анищенко, В.А. Проектирование образовательной системы «колледж-вуз» в условиях учебного комплекса. Монография / В.А. Анищенко. – М.: «Дом педагогики», 2006. – 257 с.

  2. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография /А.В. Кирьякова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ 1996. – 187 с.

  3. Кирьякова, А.В. Ориентационно-ценностные основания компетентностных технологий / Компетентность и технологии образования: Материалы научно-практической конференции. – Хорсенс: Университетский колледж Витуса Беринга, Дания, 2008. – 297 c.

  4. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 163-164.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle