Библиографическое описание:

Расулхожаева М. А. Роль воспитателей в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с животным миром // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 314-316.

В статье рассматриваются проблемы использования животного мира в формировании моральных качеств у детей старшего дошкольного возраста, в частности роль и место воспитателей ДДУ в данном процессе, основы технологического подхода к деятельности.

Ключевые слова: моральные качества, животный мир, технологический подход, процесс формирования моральных качеств, дети старшего дошкольного возраста.


В годы независимости последовательно осуществляется коренное реформирование всех сфер социально-экономической жизни. Формирование, способное самостоятельному, творческому мышлению, высоконравственной личности, квалифицированных кадров считается важнейшим фактором успешной реализации данного обновления. Это ставит перед образованием все новые задачи.

В Законе Республики Узбекистан “Об образовании” и Национальной программе по подготовке кадров определены основные направления деятельности по коренному реформированию сферы образования.

Дошкольное образование является важным звеном непрерывного образования. Именно в этом возрасте начинают формироваться знания, умения и навыки личности в социально-экономической, идеологической, политической, экологической, культурной и других областях. В становлении мировоззрения, морально-нравственных качеств данный возрастной период занимает особое место. Воспитуемый, как дома, так и в семье овладевает первичными знаниями об общественных отношениях, их организации и содержании, формируют определенные навыки.

Успешное решение проблемы формирования моральных качеств у детей, в частности, старшего дошкольного возраста, непосредственно связано с качеством подготовки педагогических кадров. Профессиональное мастерство и опыт педагогов-воспитателей имеет решающее значение для формирования у воспитуемых моральных качеств. Правильный подход к своим функциям, чувство ответственности обеспечивает эффективность формирования у детей таких положительных качеств, как бережное отношение к окружающей среде, соблюдение режима дня, правильная организация взаимоотношений со сверстниками, уважение дружбы.

В современных детских дошкольных учреждениях (ДДУ) уделяется особое внимание осознанию воспитуемыми сущности первичных научных знаний. Передача подрастающему поколению экономических знаний, способствующих определению ценности продукции, оборудования или предметов, и особенно природных знаний, обеспечивающих формирование отношения к окружающей среде, осознанию его положительных и отрицательных последствий требует от педагогов, осуществляющих деятельность в ДДУ прочного усвоения основ современных знаний, соответствующих практических навыков и умений.

Актуальным требованием современности является вооружение воспитателей-педагогов ДДУ современными знаниями, в частности педагогическими и информационными технологиями. В последнее время осуществлен ряд научно-методических работ в данном направлении. Семинары-тренинги, проводимые в целях вооружения воспитателей ДДУ современными педагогическими технологиями, формирования навыков и умений эффективного использования информационных технологий, творческого отношения к деятельности стали важным шагом на пути положительного решения основных задач, стоящих перед работниками области.

Использование животного мира в формировании у детей дошкольного возраста моральных качеств является целенаправленным педагогическим процессом. Основной целью организации данного процесса состоит в формировании таких моральных качеств, как сознательное, бережное отношение к животному миру; практических навыков рационального природопользования. Оптимальное решение данных функций предусматривает решение следующих задач:

1. Глубокое осознание воспитателями ДДУ актуальности и общественного значения морального воспитания.

2. Создание благоприятных условий для получения воспитателями детских дошкольных учреждений сведений о животном мире в контексте воспитания моральных качеств детей.

3. Вооружение воспитателей-педагогов знаниями в области использования животного мира в формировании морально-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Врезка14. Формирование у воспитателей ДДУ положительного отношения к использованию животного мира в процессе морально-нравственного воспитания детей-дошкольников.

Эффективность процесса использования животного мира в воспитании моральных качеств детей дошкольного возраста зависит от следующих факторов:

1. Осведомленность воспитателей о животном мире как средстве формирования моральных качеств у детей.

2. Способность воспитателей определять традиции, отражающие идеи организации морально-нравственной деятельности детей.

Разработка плана и проекта деятельности, направленной на формирование воспитателями ДДУ морально-нравственных качеств дошкольников.

  1. Умение воспитателей создавать необходимые условия, позволяющие обеспечить последовательность и непрерывность организации морального воспитания детей-дошкольников.

  2. Умение педагогов ДДУ рационально организовать процесс формирования моральных качеств у детей дошкольного возраста на основе народных традиций и др.

В ходе исследования уровень сформированности навыков и умений воспитателей в области организации морального воспитания детей посредством ознакомления с животным миром определялось на основании следующих критериев:

1. Чувство педагогами педагогической потребности использования животного мира в формировании у детей дошкольного возраста моральных качеств.

2. Владение воспитателями современными знаниями о животном мире.

3. Уровень творческого отношения к использованию животного мира в формировании моральных качеств у детей-дошкольников.

Эффективность использования животного мира в формировании моральных качеств у детей дошкольного возраста зависит от различных факторов:

1. Объективные факторы:

а) наличие в детском дошкольном учреждении соответствующих условий для использования животного мира в процессе морального воспитания (живой уголок, аквариум, животные, работа кружков и др.);

б) наличие современных технических средств, позволяющих использование в процессе занятий информационных технологий;

в) обеспеченность ДДУ специальной литературой (учебными пособиями, методическими рекомендациями, средствами наглядности, альбомами, различными макетами, муляжами, орудиями труда и др.) по использованию животного мира в моральном воспитании.

2. Субъективные факторы:

а) осознание воспитателями как общественная необходимость использования животного мира в формировании моральных качеств детей-дошкольников;

б) заинтересованность администрации ДДУ от создания соответствующих условий в данной области;

в) сформированность у воспитателей практических навыков использования животного мира в формировании моральных качеств у детей;

г) заинтересованность воспитателей в изучении и обмене передовым опытом в деле использования животного мира в моральном воспитании детей дошкольного возраста, навыки работы над собой, рефлексии своей деятельности;

д) умение воспитателей ДДУ, связанные с целевым использованием возможностей местной фауны в формировании моральных качеств детей;

ж) сформированность умений налаживания сотрудничества с семьей, общественностью в реализации данного процесса и др.

В ходе исследования также обоснована эффективность технологического подхода к педагогической деятельности, направленной на использование животного мира в организации морального воспитания детей дошкольного возраста.

На основе анализа источников по современным педагогическим технологиям определены компоненты технологического подхода к организации педагогического процесса, направленного на моральное воспитание детей на основе ознакомления с животным миром:

1. Точное определение целей (в частности, правильное определение частных целей в рамках общей).

2. Правильное определение задач использования животного мира в процессе воспитания.

3. Отбор целесообразного с научно-методической точки зрения содержания знаний о животном мире.

4. Адекватность методов, применяемых на занятиях по моральному воспитанию, задаче эффективной реализации поставленных задач.

5. Правильный с научно-методической точки зрения отбор средств воспитания.

  1. Конкретизация роли и задач активных субъектов занятий – воспитателей и воспитуемых в процессе занятий, организованных посредством животного мира.

7. Результативность процесса занятий, направленных на изучение животного мира.

8. Целесообразность форм и методов контроля, направленных на определение эффективности деятельности воспитуемых.

9. Научно-практическая обоснованность ожидаемых результатов.

Организация на основе технологического подхода процесса использования животного мира для формирования у детей моральных качеств гарантирует достижение поставленных целей.

В заключении можно отметить, что использование животного мира в процессе организации морального воспитания детей дошкольного возраста является сложным педагогическим процессом, и зависит от ряда факторов. Успешная реализация данного процесса должна осуществляться в двух направлениях: вооружение воспитателей детских дошкольных учреждений знаниями, навыками и умениями в области использования животного мира в формировании моральных качеств; разработки и внедрения технологического подхода в организации данного процесса.


Литература:

  1. Каримов И.А. Баркамол авлод Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори. – Т.: Ўзбекистон, 1998.

  2. Каримов И.А. Ўзбекистон буюк келажак сари – Т.: Ўзбекистон, 1998.

  3. Бабанский Ю.Б. Ҳозирги замон умумтаълим мактабларида ўқитиш методлари. –Т.: Ўқитувчи, 1990. –158 б.

  4. Григорянц А.Г. Атрофимиздаги табиат билан таништириш. – Т.: Ўзбекистон, 1988. –34 б.

  5. Йўлдошев Ж.Г. Таълим янгиланиш йўлида. –Т.: Ўқитувчи, 2000. – 207 б.

Основные термины (генерируются автоматически): моральных качеств, моральных качеств, животного мира, животного мира, использования животного мира, использования животного мира, дошкольного возраста, дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, формировании моральных качеств, формировании моральных качеств, старшего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, формирования моральных качеств, формирования моральных качеств, моральных качеств детей, моральных качеств детей, детей старшего дошкольного, детей старшего дошкольного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle