Библиографическое описание:

Бурыкина В. Г. Концептуальные подходы и принципы формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 252-254.

Настоящее время – время нередких этнических конфликтов и проявления ксенофобии в России и за ее пределами. Нетерпимость к инаковости, оскорбление национальных чувств, ущемление национального достоинства личности, непонимание проблем людей, принадлежащих другим конфессиям, незнание культуры других народов и неумение подобрать адекватную и корректную форму поведения и общения по отношению к ее представителям – все это время от времени имеет место в современном обществе в целом и в студенческой среде в частности. В связи с этим, содержание высшего профессионального образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности.

Вопрос формирования готовности студенческой молодежи к межкультурному сотрудничеству особенно актуален в поликультурном образовательном пространстве вуза, характерной особенностью которого является совместное обучение российских и иностранных студентов. Кроме того, приобретение опыта межкультурного сотрудничества важно для реализации будущими специалистами их профессионального потенциала в условиях диалога культур.

Мы определяем межкультурное сотрудничество как особый вид межкультурного взаимодействия, который представляет собой целенаправленную совместную деятельность российских и иностранных студентов по достижению общих для них целей, ориентированных на решение актуальных проблем в сфере образования, культуры, науки, а также социальных и иных отношений в условиях диалога культур на основе этнической толерантности.

Межкультурное сотрудничество как совместная деятельность российских и иностранных студентов обладает пространственным и временным соприсутствием, наличием общей для всех участников цели, разделением функций, доброжелательными межличностными отношениями.

При определении концептуальных оснований формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству мы опирались на приоритетные психолого-педагогические подходы в образовании, а именно: культурологический, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный. Рассмотрим их подробнее.

1. Культурологический подход дает возможность определить совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций современного образования. Поэтому, основываясь на исследованиях В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина нами были выделены основные условия реализации данного подхода в процессе формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству, а именно:

  • создание поликультурного образовательного пространства путем организации совместного обучения российских и иностранных студентов в группах смешанного национального состава;

  • отбор культурологического содержания образования, которое обеспечивает возможность личностного и профессионального развития российских и иностранных студентов;

- определение содержания практических умений, необходимых для освоения опыта межкультурного сотрудничества, для построения собственных стратегий сотрудничества в условиях диалога культур.

2. Деятельностный подход, согласно которому психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Деятельность и сознание образуют органическое единство, при этом деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. С другой стороны, сознание проявляется только в системе субъективных отношений, в том числе в деятельности субъекта, в процессе которой субъект развивается [2]. В данной статье под деятельностью мы понимаем межкультурное сотрудничество студентов в образовательном пространстве вуза. При этом, мы полагаем, что готовность к межкультурному сотрудничеству у студентов может быть сформирована только в процессе их непосредственной совместной деятельности по решению актуальных проблем в сфере образования, науки и культуры, общественных отношений.

3. Личностно-ориентированный подход, который основывается на теоретических положениях Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, позволяет определить основные направления личностного развития студентов. Основные направления реализации личностно-ориентированного подхода связаны с использованием личностно-ориентированных педагогических технологий в образовательном процессе, которые инициируют студентов на самостоятельный поиск культуроведческой информации, к активным дискуссиям, выводам в процессе индивидуальной и совместной (парной, групповой) работы.

4. Компетентностный подход (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, А.В. Хуторской и др.), который возник в рамках модернизации российского образования, поскольку ускорение темпов развития общества, новые требования к специалистам на рынке труда не позволяют ориентироваться только на сложившуюся образовательную систему. Одним из основных понятий этого подхода является понятие «компетентность», которое, согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования», представляет собой «сложное личностное образование, включающее не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [4, с. 35]. Понятие компетентности шире понятия «знание» и «умение», оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой сумме знаний и умений). Обладание компетентностью превращает человека как носителя знаний в человека активного, социально адаптивного, настроенного на социализацию в обществе и влияние на общество в целях его изменения.

Готовность к межкультурному сотрудничеству рассматривается нами как интегрированное качество личности, которое характеризуется наличием систематизированных знаний в сфере межкультурного взаимодействия (когнитивная составляющая), мотивацией к совместной деятельности в условиях диалога культур (мотивационная составляющая), проявлением этнической толерантности по отношению к представителям различных культур (этическая, поведенческая составляющие), владением практическими приемами этой деятельности (операционально-технологическая составляющая). Таким образом, готовность к межкультурному сотрудничеству можно рассматривать в качестве компетентности.

С другой стороны, в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения сформулированы общекультурные и профессиональные компетенции, то есть «заранее заданное требование к образовательной подготовке обучаемых» [1, с. 35]. Например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 060301 Фармация в качестве пятой общекультурной компетенции приведено следующее требование: выпускник должен обладать «способностью и готовностью … к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности» [7, с. 10]. В ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 Дизайн одной из общекультурных компетенций выступает такое положение: выпускник должен быть готов «к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-10)» [5, с. 5]. В качестве еще одного примера следует привести ФГОС ВПО по направлению подготовки 071600 Музыкальное искусство эстрады. В данном документе в качестве общекультурной компетенции (ОК-12) приведено такое требование: выпускник должен обладать «способностью и готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина» [6, с. 8].

Считаем необходимым сделать пояснение, почему упомянуты именно эти направления подготовки. Этот факт объясняется тем, что исследование, посвященное формированию готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству, проводилось нами на базе ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» и ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» на факультетах, готовящих студентов по вышеуказанным направлениям подготовки.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что формирование готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству в образовательном пространстве вуза является одним из способов реализации компетентностного подхода в образовании и способствует обеспечению всех сфер общественного производства конкурентоспособными специалистами, способными к успешному выполнению профессиональной деятельности в условиях постиндустриального общества, глобализации и интеграции.

С учетом культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов нами сформулированы принципы формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству. Учитывая, что принцип – «это основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения» [3, с. 595], рассмотрим каждый из них.

Принцип культуросообразности заключается в том, что содержание и организация образовательного процесса должны иметь выраженную культуроведческую направленность и формировать положительную мотивацию к межкультурному сотрудничеству у российских и иностранных студентов. Образовательная деятельность по формированию готовности к межкультурному сотрудничеству должна организовываться с учетом национальных особенностей студентов, традиций, принятых в их стране, а также интересов представителей различных культур. Важным условием реализации данного принципа является создание благоприятного психологического климата в группах смешанного национального состава, а также формирование ценностного отношения студентов к различным культурам и их представителям.

Принцип диалога культур понимается, прежде всего, как признание и утверждение всеобщности диалога в качестве основы человеческого взаимопонимания (М.М. Бахтин, Б.С. Гершунский). Диалог культур в процессе формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству возможен только тогда, когда каждый из участников процесса межкультурного сотрудничества осознает свою ценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает культурные ценности партнера. Таким образом, диалог – это основа взаимного проникновения, обогащения и саморазвития различных культур. При этом процесс межкультурного сотрудничества является процессом взаимного обмена ценностями каждой из культур на основе взаимопонимания, взаимоуважения и согласия.

В контексте формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству особое значение имеет опора на принцип этнической толерантности. При этом следует отметить, что этническая толерантность – это не просто уступка, снисхождение, а, прежде всего, активная позиция человека по отношению к представителям различных культур, к особенностям этих культур, к процессу межкультурного сотрудничества. Такая активная позиция формируется на основе признания универсальных прав и свобод человека. Таким образом, принцип этнической толерантности реализуется в развитии у российских и иностранных студентов стремления достигать взаимного уважения, понимания и согласования различных точек зрения без применения давления и насилия.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей российских и иностранных студентов предполагает такое содержание образования и подбор методов, приемов и средств образовательной деятельности, которые являются адекватными уровню развития, склонностям и потребностям студентов, позволяют овладеть знаниями и практическими умениями в области межкультурного сотрудничества и обладают богатым потенциалом для формирования ценностного отношения к особенностям различных культур.

Принцип целенаправленности в процессе формирования готовности студентов к межкультурному сотрудничеству предполагает осознание российскими и иностранными студентами сущности, цели межкультурного сотрудничества, осмысление содержания совместной деятельности в условиях диалога культур и видение путей осуществления и совершенствования этой деятельности.

Таким образом, нами отражены концептуальные подходы к формированию готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству, а именно: личностно-ориентированный, культурологический, деятельностный, компетентностный подходы. На основе этих подходов сформулированы и обоснованы принципы формирования готовности студентов к межкультурному сотрудничеству: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов, культуросообразности, диалога культур, этнической толерантности, целенаправленности.

Формирование готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству – сложный процесс. Главной особенностью этого процесса является личность самого студента, как российского, так и студента-иностранца. Каждый студент является активным, творческим участником процесса межкультурного сотрудничества, внося свой собственный, индивидуальный вклад в мировой опыт межнационального взаимодействия. Российские и иностранные студенты являются равноправными партнерами в межкультурном диалоге, овладение навыками которого способствует духовному взаимодействию представителей различных этносов, уважению, принятию и пониманию системы ценностей различных культур, что в свою очередь является условием бесконфликтного сосуществования народов.


Литература:

  1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А.Зимняя// Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – с. 34-42.

  2. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с.

  3. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

  4. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн [Электронный ресурс]. – М., 2011. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm780-1.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071600 Музыкальное искусство эстрады [Электронный ресурс]. – М., 2011. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm2288-1.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060301 Фармация [Электронный ресурс]. – М., 2011. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm38-1.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle