Библиографическое описание:

Готман А. А. Определение резервов адаптации обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения методом кардиоритмографической программы «ORTO EXPERT» // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 262-264.

В статье рассматриваются результаты мониторинга адаптивных резервов организма обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения, проведенного в 2009-2010, 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах.

Ключевые слова: адаптация, кардиоритмограмма, мониторинг, профильное обучение.

Обучение старшеклассников в соответствии с профильной подготовкой ставит целый ряд новых сложных задач перед педагогами, родителями и обучающимися. Как показывает практика, эффективно учиться в образовательном учреждении могут только учащиеся, имеющие достаточные функциональные резервы. В противном случае, учебная деятельность вызывает напряжение регуляторных механизмов, утомление, снижение работоспособности и в конечном итоге приводит к увеличению заболеваемости.

В последнее время в старших классах вводится углубленное изучение отдельных учебных дисциплин. Это способствует приобретению учащимися качественных знаний и навыков для обучения на следующей образовательной ступени. Вместе с этим, углубленное изучение предметов характеризуется высоким уровнем трудности, большим объемом и быстрым темпом изучения учебного материала. В таких условиях отсутствие мотивации или способностей, плохое здоровье и ряд других факторов могут привести к напряжению механизмов адаптации. В итоге высокая физиологическая стоимость обучения значительно снижает эффективность получения знаний и навыков и крайне негативно влияет на здоровье.

Неоптимальные физические, умственные, психоэмоциональные нагрузки значительно снижают эффективность организма и особенно в школьном возрасте. Переход на профильное обучение, интенсификация учебного процесса, широкое использование различных педагогических инноваций приводят к несоответствию учебной нагрузки функциональным возможностям организма обучающихся и развитию напряжения адаптационных процессов..

Это в дальнейшем может неблагоприятно сказаться на состоянии здоровья обучающихся и стать источником возникновения «школьных трудностей». В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма подростков необходим индивидуально-типологический подход к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности [3].

Следовательно, диагностика адаптивных возможностей организма является актуальной задачей в условиях образовательно-воспитательного процесса.

Подростковый возраст, являясь одним из критических этапов онтогенеза, характеризуется напряжением адаптационных механизмов, связанным с интенсивными нейрогуморальными изменениями и специфическим психологическим содержанием этого периода. Особенности подросткового периода обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений при неблагоприятных средовых воздействиях [4].

Многоуровневая функциональная система адаптации формируется при взаимодействии и взаимовлиянии психологических и физиологических компонентов приспособительных реакций. Вклад, который вносит каждый из этих компонентов, определяется соотношением двух целей адаптации – сохранности гомеостаза и выполнения задач деятельности. Таким образом, течение и конечный эффект адаптационного процесса определяется, наряду со спецификой адаптогенного фактора, величиной «психофизиологического потенциала индивида», в структуру которого входят характер, интеллект, энергетические и регуляторно-адаптационные возможности человека [5].

В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма подростков, обучающихся в школе, необходим поиск индивидуально-типологического подхода к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности. Дифференцированное планирование мер профилактики и коррекция чрезмерного напряжения адаптационных механизмов существенно повышает их эффективность [1]. Одним из вариантов такого дифференцированного подхода может быть комплексное изучение вегетативных особенностей и их роли в изменении функционального состояния организма подростков в процессе обучения.

Диагностическое исследование адаптационных резервов организма обучающихся по программе «ORTO EXPERT» проводилось специалистами Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» на базе Муниципального бюджетного нетипового образовательного учреждений «Лицей № 4».

Количество продиагностированных в 2009-2010 учебном году – 84 обучающихся, в 2010-2011 учебном году – 111 обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 83 обучающегося.

Диагностика проводилась по заявке образовательного учреждения.

Исследование адаптивных возможностей организма проводилось на основании оценки степени напряжения регуляторных систем организма в соответствии с подходом Р.М. Баевского автоматизированной кардиоритмографической программы «ORTO EXPERT» [2].

Сердечный ритм и процесс управления вегетативной нервной и гуморальной системами являются важным звеном в адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды, что дает возможность использовать характеристики сердечного ритма для оценки функционального организма в целом. Средняя частота сердечных сокращений отражает конечный результат многочисленных регуляторных влияний на аппарат кровообращения, характеризует сложившийся в процессе адаптации гомеостаз. Информация о том, как сложился этот гомеостаз, какая «цена» адаптации, содержится в структуре сердечного ритма, его вариабельности.

На основании совокупности заключений об активности высшей нервной системы в покое и ортостазе, состоянии систем регуляции сердечного ритма, характере переходного процесса экспертной системой строится заключение о типах адаптации организма. Это заключение типизируется в три основные группы адаптации (функциональное состояние организма):

- Удовлетворительная адаптация (1 группа);

- Напряжение систем адаптации (2 группа);

- Неудовлетворительная адаптация (срыв адаптации, 3 группа).

Результаты кардиоритмографического исследования (диаграмма 1) позволяют сделать вывод, что число обучающихся с удовлетворительной адаптацией в 2009-2010 учебном году и в 2010-2011 учебном году составляет 26,1% обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 26,5% респондентов. Системы организма работают оптимально, возможности организма имеют нормативные характеристики по состоянию здоровья.

Напряжение механизмов адаптации в 2009-2010 учебном году наблюдается у 58,8% обучающихся, в 2010-2011 учебном году – 60,0% обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 57,8% обучающихся.

Это свидетельствует о переходном моменте между удовлетворительным и неудовлетворительным состоянием организма. Причины могут быть различны, но в основном это незначительное физическое или психологическое утомление, связанное с учебным процессом, которое можно привести в норму путем рационального режима дня, сбалансированного питания, прогулок на свежем воздухе, оптимизации режима учебы и отдыха. Кроме этого, психофизиологические резервы организма старшеклассников затрачивались на адаптацию к новым условиям обучения в связи с переходом в новое для них образовательное учреждение – МНОУ «Лицей №4». Организм подростков мог не полностью адаптироваться к перемене места учебы из другого образовательного учреждения в лицей.

Число обучающихся со срывом адаптации в 2009-2010 учебном году составляет 15,4% обучающихся, в 2010-2011 учебном году – 13,9% обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 15,7% обучающихся.

Данной категории обучающихся тяжело дается учебная нагрузка, резервы организма снижены, системы организма работают со значительным напряжением. Организм находится в состоянии стресса. Причиной могут быть физические и эмоциональные перегрузки, нездоровый образ жизни и наличие вредных привычек. Если такое состояние появилось в результате физических нагрузок или умственных нагрузок, то это значит, что организм платит высокую «цену» за нагрузки.

Диаграмма 1

Результаты диагностики позволяют сделать вывод, что обучающимся, поступившим в лицей из разных образовательных учреждений, тяжело адаптироваться к перемене места учебы, профильному образовательному процессу, у обучающихся часто возникают неблагоприятные межличностные отношения среди обучающихся. Перечисленные причины влияют на процессы адаптации. Социально-психологическое приспособление происходит при значительных психофизических затратах организма, часто сопровождается повышенной тревожностью и эмоциональной нестабильностью.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки дифференцированного подхода к обучению обучающихся профильных классов. Однако следует отметить, что диагностика адаптационных возможностей обучающихся имеет определенные сложности и ограничения. Это связано со спецификой формирования процессов анатомо-морфологических особенностей организма обучающихся старшего школьного возраста. Функциональное состояние адаптационных процессов личности обучающихся старших классов в переходный возрастной период находится в стадии формирования и динамических изменений, индивидуально-типологические особенности могут проявляться не в полной мере. Таким образом, совершенствование методик и процедуры диагностических исследований адаптационных возможностей и резервов организма старшеклассников в условиях перехода и обучения в соответствии с профилем представляется достаточно перспективной задачей в целях совершенствования образовательно-воспитательного процесса.


Литература:

  1. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам. Физиология человека, т.24, №5, 1998.

  2. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: Метод. рекомендации. М., 2002. С. 10-15.

  3. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO EXPERT, как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Метод. руководство. Кемерово, 2003. С. 3-19.

  4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).– Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1985. – 416 с.

  5. Тарасова О.Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Томск. 1998. – 18.

Основные термины (генерируются автоматически): резервов организма, возможностям организма, организма подростков, возможностям организма, резервов организма, организма подростков, адаптации организма, возможностям организма подростков, адаптации организма, адаптационным возможностям организма, адаптивных возможностей организма, профильного обучения, возможностям организма подростков, адаптационным возможностям организма, адаптивных возможностей организма, организма старшеклассников, резервы организма, организма старшеклассников, сердечного ритма, профильного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle