Развитие познавательной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (42) июль 2012 г.

Статья просмотрена: 4524 раза

Библиографическое описание:

Половинкина, Е. А. Развитие познавательной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе / Е. А. Половинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 306-310. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5088/ (дата обращения: 25.04.2024).



Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе.

Тема: Удивительные свойства магнита

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельности через удивительные свойства магнита.

Задачи:

– создать условия для расширения знаний о свойствах магнита;

– создать условия для развития умения делать выбор и принимать решения;

– формировать первоначальные представления о магнитном притяжении через экспериментальную деятельность;

– создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать диалог;

– способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками.

Педагогические технологии: личностно-ориентированный подход.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза.

Методы: исследовательский, словесный, поисковой, наглядный.

Оборудование, материалы: разные магниты — прямоугольные, круглые, в форме подковы; канцелярские скрепки, ложки, болтики, заколки; ластик, карандаши, деревянные кирпичики, ракушки, пуговицы; коробки из-под конфет, картинки с лабиринтом, письмо.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть (Организационный и мотивационный момент)

В группу заносят письмо от девочки Маши.

В. — В группу пришло письмо от девочки Маши. Хотите узнать, что в нем? (Ответы детей)

Основная часть

Дети читают письмо. «Я очень любопытная. Гуляла в лесу и нашла какой-то предмет. Не знаю, что это такое и что с ним делать. Помогите разобраться с предметом».

В . — Вот эти предметы. Что же это? (Ответы детей)

В . — Готовы вы помочь девочке Маше? (Ответы детей)

В. Как нам показать Маше, что могут эти предметы — магниты?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель с детьми идет к столам, где находятся предметы из различных материалов.

В. Увас на столе, находятся предметы из различных материалов. При помощи магнита разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй — предметы, которые не притягиваются магнитом. Для выполнения этого задания разделитесь на две команды.

Дети по желанию делятся на две команды. Выполняют задание.

В. Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из металла)

В. Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы, бумаги и т. д.)

Вывод: магнит притягивает металлические предметы.

В. Это свойство называется магнитной силой.

В. –У магнита есть сила! Сейчас мы попробуем это доказать. Посмотрите, ребята, у меня в руках два магнита. Какой из них обладает большей силой, большой или маленький? (Предположения детей) Как это узнать? (Ответы детей)

В. –Соберите скрепки в цепочку большим и маленьким магнитом.

Дети проводят опыт с металлическими предметами. Делают выводы.

Вывод: большой магнит обладает большей силой, а маленький меньшей, т. к. большой магнит притянул больше металлических предметов.

В. –Как можно помочь маленькому магниту стать сильнее? (Предложения детей) Соединить несколько магнитов вместе. Дети делают вывод.

В. Акак вы считаете, притянет ли магнит предметы через преграду? (Предположения детей) Чтобы узнать, мы проведем опыт. Возьмите магнит, приблизьте его к скрепке, которая лежит на стеклянной тарелочке, через дно и попробуем ее передвинуть к краю тарелочки.

Вывод: магнит воздействует через стекло.

Проводится такой же опыт с, пластмассовой, деревянной тарелочками.

Дети делают вывод.

Физкультминутка «Магнитные человечки»

Каждому ребёнку на спину вешается синий круг, а на живот — красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу со словами. Когда воспитатель показывает красный круг — это «южный полюс», дети притягиваются к воспитателю «северным полюсом» — спиной. Когда ребята увидят синий квадрат, то притягиваются к воспитателю животиками — «южными полюсами».

Мы магнитные человечки,

(Влево вправо повороты плечиков.)

По сигналу мы пойдем,

Нужный полюс мы найдем.

Дидактическая игра «Волшебный лабиринт».

В.- Для выполнения следующего задания необходимо разделится парами. Как это можно сделать? (Ответы детей) Дети по желанию делятся на пары.

В. - У всех вас есть карточки с разными дорожками. Это лабиринт. Попробуйте по этим дорожкам провести металлическую монетку с помощью магнита, через бумагу. Для этого монетку положите сверху картона, на дорожку, а снизу, магнитом ее поймайте. Нужно двигать монетку с помощью магнита аккуратно, не сходить с намеченного пути. (Один ребенок держит карточку, другой двигает магнит с монеткой) Дети выполняют задание.

Продуктивная деятельность.

В . — Ребята, как мы можем рассказать Маше о свойствах магнита? Дети высказывают свои предположения. (Нарисовать рисунки)

Дети выбирают материал по желанию. Педагог подключается поочередно к работе каждой группе, уточняет, что они делают, какой результат хотят получить.

Заключительная часть

В. Как вы помогали Маше?

—Зачем помогали?

— Кому вы расскажете о свойствах магнита?

Ответы детей.

Литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В, «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». — М.: Творческий центр «Сфера», 2002г.
  2. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство: Детство-Пресс, 2013г.
  3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста (методическое пособие).- Издательство: Детство-Пресс, 2014г.
  4. https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6258
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственная отсталость, внимание, отсталый ребенок, произвольное внимание, воспроизведение, познавательная сфера, произвольное запоминание, трудность привлечения, учебная деятельность.


Похожие статьи

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе...

Внимание младших школьников с умственной отсталостью преимущественно непроизвольно, характеризуется небольшим объёмом, неустойчивостью, трудной переключаемостью. Такие особенности внимания приводят к дезадаптации детей...

Особенности развития мышления у детей с умеренной...

У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.

Использования игры как средства развития произвольной памяти...

Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

Система обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей.

Случайные раздражители быстро отвлекают внимание от игры.

Формирование познавательной сферы на уроках математики...

Своеобразие познавательной деятельности умственно отсталых учащихся состоит в значительном недоразвитии

Произвольное же внимание у большинства из них отличается неустойчивостью, дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель.

Предупреждение перегрузок обучающихся с умственной...

Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключаются на учебные занятия.

Особенности прогностической деятельности умственно...

Младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются недостаточностью развития произвольности познавательных процессов.

В исследовании приняло участие 40 детей, в возрасте от 7-8 лет: 20 умственно отсталых детей составляли экспериментальную группу, и...

Особенности организации познавательной деятельности...

В дефектологии рассматривают умственную отсталость как «стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы» [4; с. 34].

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной...

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга умственно отсталых детей.

Похожие статьи

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе...

Внимание младших школьников с умственной отсталостью преимущественно непроизвольно, характеризуется небольшим объёмом, неустойчивостью, трудной переключаемостью. Такие особенности внимания приводят к дезадаптации детей...

Особенности развития мышления у детей с умеренной...

У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.

Использования игры как средства развития произвольной памяти...

Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

Система обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей.

Случайные раздражители быстро отвлекают внимание от игры.

Формирование познавательной сферы на уроках математики...

Своеобразие познавательной деятельности умственно отсталых учащихся состоит в значительном недоразвитии

Произвольное же внимание у большинства из них отличается неустойчивостью, дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель.

Предупреждение перегрузок обучающихся с умственной...

Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключаются на учебные занятия.

Особенности прогностической деятельности умственно...

Младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются недостаточностью развития произвольности познавательных процессов.

В исследовании приняло участие 40 детей, в возрасте от 7-8 лет: 20 умственно отсталых детей составляли экспериментальную группу, и...

Особенности организации познавательной деятельности...

В дефектологии рассматривают умственную отсталость как «стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы» [4; с. 34].

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной...

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга умственно отсталых детей.

Задать вопрос