Библиографическое описание:

Жалолов Ф. Ф. Проблема полного усвоения учебного материала в средних школах // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 269-271.

В развитых странах в настоящее время широко применяется проектирование учебного процесса на научно-методологической основе, внедряются новейшие педагогические технологии, что дает возможность педагогу в соответствии с этим реализовать учебный процесс в полной мере, внося в него индивидуальные изменения, поправки, осуществляя контроль над каждым этапом урока.

В системе технологии обучения центральное место занимает научное проектирование обучения. При проектировании составляется таксономия целей процесса обучения, разрабатывается система приемов, составляются тесты для контроля знаний по определенному разделу.

В практике работы над проектированием полного усвоения все учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы:

- выявление уровня знаний, способностей обучаемых;

- разработка проекта обучения (конспект урока, эталоны обучения);

- учет темпа организации обучения (количество отведенных часов этой теме в учебном плане);

- разделение на учебные элементы с учетом содержания учебного материала, учет времени, необходимого для полного усвоения, разработка тестов;

- выбор способов поощрения учащихся;

- учет изменений, поправок дополнений, вносимых в процесс обучения.

Организация учебного процесса направлена на повышение значимости для ученика полного усвоения материала, индивидуализации усвоения, дифференциации обучения.

Разработка Критериев полного усвоения состоит из следующих компонентов:

- ознакомление учащихся с понятием «полное усвоение материала»;

- конкретизация целей учебной деятельности (на основе сравнения целей обучения и его результата);

- представить учащимся порядок выполнения учебных заданий;

- совместный анализ с учащимися учебных элементов;

- ознакомление учащихся с условиями активного участия в учебной деятельности. (после полного усвоения тем ставится заключительная оценка; отметка каждого ученика ставится в соответствии с заранее определенным эталоном; число отличных отметок не ограничивается; каждый ученик получит любую необходимую помощь; после полного усвоения текущей темы осуществляется к следующей);

- в текущем контроле итоговая оценка не ставится (текущий и промежуточный контроль выполняют функцию осведомления учащихся с тем, на каком этапе необходится полное усвоение материала);

- в случае затруднений готовятся альтернативные учебные задание, чтобы помочь преодолеть трудности, недопонимание или ошибки.

В школах США занятия проводятся по строго определенному образцу: целеполагание; информация о новом материале (часто в устной форме); организация текущего контроля (диагностические тесты); уточнение количества учащихся, полностью усвоивших материал, внесение изменений, дополнений, поправок, в процесс обучения; выполнение сборников диагностических тестов.

Проведение занятий по строго определенному образцу приводит к заметному ослаблению интереса к изучаемому предмету. Вот это и является слабой стороной технологии полного усвоения материала в США и развитых странах мира.

Полное усвоение – это дидактический процесс, связанный с большим количеством разнообразных факторов. Это может привести к затруднениям при организации учебного процесса и контроля.

Поэтому в процессе исследования мы особое внимание уделили коррелятивной связи между факторами полного усвоения и тому, что может облегчить этот процесс.

Начнем с анализа биологических особенностей элементов полного усвоения. Существует много факторов, положительно или отрицательно влияющих на полное усвоение учащимися учебного материала.

Во-первых, это анормальное развитие органов чувств (зрения, слуха). Во-вторых, дефекты центральной нервной системы: несоответствие между возбудимостью и торможением.

Ещё одним фактором, препятствующим учебной деятельности, может стать состояние здоровья учащегося: простуда, высокая температура, головная боль. Поэтому, корреляция между биологическими особенностями может быть самой высокой. Состояние здоровья учащегося может непосредственно сказаться на процессе полного усвоения.

Учитывая биологические особенности личности, физические факторы отметим термином «работоспособность».

В педагогической практике доказано, что работоспособность является залогом достижения самых высоких результатов. Антиподы работоспособности – лень, отсутствие желания могут стать основной причиной отставания учащихся.

В статье коррелятов работоспособность является показателем нормального развития высшей нервной системы кинестетических чувств, здоровья учащихся, органов чувств (слуха, зрения).

Существуют и психические факторы, влияющие на полное усвоение: плохая память, недостатки в развитии мыслительной деятельности, стеснительность, излишняя возбудимость, впечатлительность.

При ослабленной памяти проводятся закрепляющие упражнения. Для устранения недостатков в мышлении предлагаются такие виды мыслительной деятельности, как анализ и синтез, сопоставление, подразделение на группы, умение делать выводы.

Ведущим фактором при полном усвоении является интеллектуальное развитие учащихся. Изучение процессов мышления считается одним из основных элементов. Исследования, полученные в процессе изучения мыслительной деятельности, дают возможность развить умение выделять главные и второстепенные признаки каждого учебного материала.

Учащийся, умеющий выделять главное и второстепенное, может распознать данный учебный материал среди остальных. Итак, мы выделяем в познавательной деятельности в качестве ведущих процессов анализ и синтез. Умение выделять существенные стороны изучаемого объекта служит показателем развитого мышления. Это такие виды мыслительной деятельности как умение самостоятельно и грамотно сформулировать цели, наличие критического мышления, выражение собственной точки зрения, находчивость, скорость мышления. Навыки учебной деятельности разнообразны: составление плана (для сочинения, изложения; планирование режима работы); контроль за результатами своей деятельности и деятельности одноклассников; руководство продвижением учебной деятельности; выбор темпа работы (быстрое чтение, решения задач, чтение про себя); умение писать аннотации к прочитанному художественному и научному произведению).

Существует неразрывная связь между вышеперечисленными навыками. Обязательным является привитие этих навыков школьникам, совершенное овладение которыми может плодотворно повлиять на процесс усвоения материала.

В процессе учебной деятельности формируется отношение ученика к изучаемому предмету, учебному материалу, учителю, одноклассникам. Учитывая отношение учащихся к требованиям, поставленным учителем, школьным коллективом, обществом, мы выделяем ещё одну черту. Это «отношение к учебе». У учащегося, осознавшего требования школы, ученического коллектива, понимающего стремления учителя и педагогического коллектива, умеющего определять место учебы в жизни человека, формируется правильное отношение к образованию.

На сегодняшний день одна из злободневных задач общества – это повышение квалификации учителей и воспитателей. Об этом глава нашего государства И. Каримов сказал «По моему мнению, основной проблемой в реформе учебно-воспитательной системы является именно повышение квалификации учителей. Мы требуем, чтобы преподаватель давал современные знания учащимся. Но прежде чем давать современные знания, учитель сам должен быть вооружен ими».

Только преподаватель, в совершенстве владеющий знаниями по своему предмету, вооруженный современными методами и приемами обучения и организации учебной деятельности, может найти путь к уму и сердцу ученика.

В организации, учебного процесса и в управлении им ведущим фактором считается влияние учителя на учеников.

Поэтому внешний фактор – это самый эффективный способ в организации учебного процесса.

Полное усвоение материала – это комплексная педагогическая проблема. Это процесс, связанный с уровнем экономического развития страны, с политическим, культурным, духовным воспитанием граждан, уровнем владения учителем методами и приемами обучения, интересами учащихся к открытиям в области науки, техники, современных технологий, желанием учащихся получать знания.

Коренные изменения в развитии экономики страны, мировоззрении общества, педагогическом мастерстве учителей, стремлении учащихся к научным открытиям породили необходимость изучения полного усвоения материала.

Полное усвоение материала – это овладение знаниями на уровне требования реализации государственных стандартов и учебной программы.

Реализация методов полного усвоения – это эффективный способ при усвоении всего учебного материала в соответствии с нормативными требованиями. Он позволяет достичь хороших результатов не большей части учащихся, а всему классу.


Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). – М.: Педагогика, 1997, 256 с.
  2. Фарберман Б.Л. Прогрессивные педагогические технологии. – Т.: 1999, 84 с.

  3. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. – М.: изд. ИПП, 1997, 288 с.
  4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989, 76 с.
  5. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. – М.: Знание, 1988, 80 с.
  6. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого (Педагогический поиск, – М.: Педагогика, 1987, с. 141-204.
  7. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. Пер. с польск – Изд-во Высшая школа, 1986, 368 с. 8.
  8. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987, С. 57-101.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle