Библиографическое описание:

Кушхова М. М. Преемственность использования технологий обучения при переходе из начальной в среднюю школу // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 284-290.

В XXI веке образование является одним из важнейших стратегических ресурсов социально-экономического и общественно-политического развития России в целом. При этом важно понимать, что у сегодняшней России существует не только острая потребность, но и в какой-то мере уникальная возможность совершить качественный прорыв в образовательной сфере. Это становится возможным потому что, с одной стороны, беспрецедентно благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей при наличии должной политической воли позволяет изыскать для этого необходимые средства, с другой стороны – методы, традиции и профессиональные ресурсы, накопленные в системе образования в предшествующие периоды, ещё не полностью исчерпаны. Ясно, что от некоторых справедливо критикуемых недостатков советской системы образования необходимо решительно избавляться. Однако не попытаться использовать её позитивный потенциал на благо новой России было бы неосмотрительно и нерационально.

Адаптация российской системы образования к современным условиям – задача чрезвычайно сложная и многогранная, а её выполнение – процесс длительный. Однако даже с учётом этих обстоятельств темпы и характер проводимых реформ не могут не вызывать озабоченности. Так, например, в сельской местности материальная база школ слаба и они плохо обеспечены кадрами, что в свою очередь, ведет к снижению качества образования. Особенно снижение качества образования стало заметно в последние годы в связи с подъемом городского школьного образования, развитием в городах гимназий и лицеев, тесным сотрудничеством вузов с общеобразовательными школами.

В последние несколько лет по всей Российской Федерации, школьное образование стремится к многообразию. По замыслу, это должно способствовать дифференциации образовательных программ в соответствии с наклонностями и способностями учащихся. Процесс этот проходит стихийно. Созданы школы-лицеи, школы-гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Но содержание образования в них не всегда соответствует заявленному статусу. Вместе с тем образовательная система совершенствуется. Осуществляется переход на развивающие системы обучения в начальной школе и средней школе, создаются условия, обеспечивающие достаточную вариативность образования и выбора учениками и родителями профилей обучения.

В российских городах и регионах растет число образовательных учреждений с нетрадиционным содержанием и способами обучения. В настоящее время образовательные учреждения объединены в ассоциацию инновационных учреждений России.

Начат последовательный переход начальных школ на систему развивающего обучения академиков Л.В. Занкова и Н.Ф. Виноградовой, а в средней на технологию В.М. Монахова, здоровьесберегающую технологию, технологию трансформирования знаний, умений и навыков, разноуровнего, адаптивного, модульного обучения и мн. др.

В настоящее время используются различные виды технологий при обучении в начальной и средней школе, поэтому на наш взгляд следует выявить плюсы и минусы технологий используемых в начальной и средней школе. Начальное образование рассматривается как основа формирования учебной деятельности ребенка, учебных и познавательных мотивов, способствующих развитию умений принимать, анализировать, сохранять, реализовывать учебные цели, умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Таким образом, сегодня всё большую значимость в системе общего образования приобретают развивающие стратегии обучения в начальной школе.

При поступлении в начальную школу происходят, кардинальные изменения в образе жизни и деятельности детей посещавших дошкольные учреждения. В этот период выпускник ДОУ становится младшим школьником и основными предметами теперь являются при обучении математика и русский, а такие предметы как рисование, пение и хореография становятся второстепенными. Доброжелательный демократичный стиль взаимоотношений сменяется урочно-официальным и авторитарным. С этого момента в жизни ребенка начинается самый трудный и болезненный процесс приспособления к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3-6 месяцев. На наш взгляд еще более болезненным является переход из начальной школы в среднюю, т.к. меняются преподаватели, формы и методы, а также технологии обучения [3].

В условиях усугубляющегося экологического кризиса как в целом на планете, так и в стране и в частности, в регионах, резко возрастает актуальность сохранения здоровья учащихся в общеобразовательных школах. Анализ статистических материалов, результатов медицинских осмотров показывает, что здоровье детей за годы обучения в начальной школе имеет тенденцию к значительному ухудшению: если в среднем в общеобразовательных учреждениях хроническим заболеваниям подвержен каждый пятый ребенок (23%), то в начальной школе – почти половина обучающихся (42 %), а в средней школе (45%).

За годы обучения в начальной школе и средней школе у учащихся наблюдается ухудшение зрения – в 9 раз; повышение ожирения – в 8 раз; ухудшение состояния опорно-двигательного аппарата – в 2 раза.

Проведенное исследование в общеобразовательных школах г.о. Нальчика по фактору охраны здоровья учащихся общеобразовательных учреждений выявило причины ухудшения здоровья учащихся в начальной и средней школе:

- резкое снижение объема двигательной активности учащихся в начальных классах по сравнению в средних классах (до 45 %);

- несоответствие между объемом двигательной активности учащихся в начальных классах по сравнению с средней школой нового вида: лицеях, гимназиях, НШДС;

- недостаточный медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся;

- разрыв между биологическими ритмами детей и режимом организации образовательного процесса в начальной и средней школе;

- слабое использование здоровьесберегающих технологий.

Сегодня определены и апробированы пути сохранения здоровья учащихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе в начальной и средней школе.

Ю.Ф. Змановский, С.А. Полиевский разработали систему сохранения и укрепления здоровья детей с использованием средств физической культуры, закаливания, массажа, рационального питания.

А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Дж. Брунер установили прямую зависимость между характером двигательной активности и проявлением психических процессов – восприятия, памяти, мышления, эмоций.

Таким образом, исходя из научного обоснования необходимости использования здоровьесберегающих технологий, результатов социолого-педагогического обследования учителей начальных и средних классов, проведенной педагогической экспертизы, были выявлены особенности и пути использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях средней школы.

Таблица 1

№ п/п

Формы оздоровительной работы

Начальная школа

Средняя школа

Возможное использование в начальной и средней школе

1

Физкультурные занятия в зале и на воздухе с оздоровительной направленностью

+

+

+

2

Оздоровительный бег на воздухе

+

+

+

3

Физкультминутки на уроках

+

+

+

4

Физкультурные соревнования, развлечения

два раза в год

два раза в год

+

5

Занятие ЛФК

+

+

+

6

Посещение бассейна на уроках физкультуры

+

+

+


Анализ таблицы 1 показывает, что в начальной и средней школе возможно использование ряда здоровьесберегающих технологий, применяемых в общеобразовательных учреждениях. Следовательно, необходимо совершенствование предметно-развивающей среды в начальной и средней школе и создание условий для применения таких технологий.

В ходе опытно-экспериментальной работы в начальных классах и средних классах МОУ «Гимназия № 29», МОУ СОШ № 4, МОУ СОШ № 7 сложилась система работы по использованию здоровьесберегающих технологий, применяемых в общеобразовательных школах г.о. Нальчика. Таким образом, выделяется ряд направлений:

1. Учет результатов обследования и данных, которые представлены в карте «Карте развития ребенка», «Медицинской карте развития ребенка», медицинским работником, учителем первых классов и учителей среднего звена.

2. Обследование состояния здоровья ребенка при поступлении в первый класс, включающее углубленный медицинский осмотр, антропометрические измерения и функциональные пробы.

3. Совместная консультативная деятельность медработников и педагогов, учителей школы и дошкольного образовательного учреждения, содержанием которой являются пропаганда необходимости применения здоровьесберегающих технологий в начальной и средней школе и осуществление преемственности в оздоровительно- воспитательной работе с детьми. Данная работа носит системный характер, ее основными формами и методами реализации являются устные: беседы, «круглые столы», лекции и др.; печатные: публикация статей, рекомендаций, памяток в газетах, журналах, листовках и др.; наглядные: показ фильмов, слайдов, таблиц, макетов, оформление гигиенических уголков, физкультурно-оздоровительных стендов.

4. Проведение совместных оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей», «Семейные спортивные соревнования», «Учителя против учащихся в спортивных соревнованиях» и др.

5. Обеспечение двигательной активности учащихся начальной и средней школы. Известно, что в начальной школе каждый 4-5-й школьник часто болеющий, и 85% из общего количества заболеваний составляют болезни простудного и хронического характера.

Деятельность психологов очень важна в общеобразовательном учреждении, так как они уделяют особое внимание адаптивным периодам у учащихся в начальных классах и средних классах.

Работа психологов в начальной и средней школе осуществляется на основе принципов, используемых в психологических службах общеобразовательных учреждений, таких как, защита интересов ребенка; конфиденциальность диагностической информации; объективность; сотрудничество и разделение компетентности педагогов и психологов; практическая значимость психологических рекомендаций [2].

Психолог в начальных классах строит свою работу на основе преемственности в методиках, технологиях, применявшихся в начальной школе.

Данные таблицы 2 представляют преемственность в применении форм деятельности психолога в начальной и средней школе. В то же время изучение деятельности психологов показывает, что в большинстве случаев школьные психологи мало или совсем не используют психологическую информацию из начальной школы. По оценке респондентов, педагогов начальной школы и учителей средней школы, психологов, для осуществления преемственности целесообразно создание единой психологической службы с использованием обширной психологической информации в начальных и средних классах.

Таблица 2

Применение форм деятельности психолога в начальной и средней школе в общеобразовательных школах

Форма деятельности психолога

Начальная школа

Средняя школа

Возможное использование в начальной и средней школе

1

Консультирование для учителей, родителей

+

+

В период школьной адаптации и при переходе из одной ступени в другую

2

Консилиумы

+

+

Определение форм обучения

3

Психологические семинары для учителей

+

+

Систематически

4

Телефон доверия для детей и родителей

+

+

Постоянно

5

Психологическая гимнастика

+

+

В 1-х, 5-х, 8-х классах

6

Составление психологических характеристик

+

+

По итогам учебного года в начальной школе при переходе в среднюю школу


Основные направления деятельности психологов в начальной и средней школе состоит в проведении диагностики и коррекции адаптивных процессов у учащихся, поступивших в первый класс и учащихся, которые переходят из одной ступени обучения в другую. Деятельность психологов основывается на известных в психологической литературе положениях о закономерностях, тенденциях, особенностях адаптивных процессов первоклассников:

  1. сущность психологической адаптации – приспособление первоклассников к новым условиям, требованиям, ценностям, традициям, коллективу начальной школы;

  2. длительность адаптации – от 3 месяцев до 1 – 2 года – зависит от здоровья, особенностей нервной системы, подготовленности ребенка к школе, условий обучения в начальной и средней школе и других факторов.

Ученые выделяют три группы детей по длительности и характеру психологической адаптации:

  1. дети с высоким уровнем интеллекта, стойкой учебной мотивацией, устойчивым типом личности, который проявляется в таких чертах, как общительность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, добросовестность; представители этой группы (60%) адаптируются в школе в течение двух месяцев;

  2. дети (35%) с более длительным периодом адаптации – до 6 – 7 месяцев;

  3. дети (20%), адаптирующиеся к новым условиям в течение 1,5 – 2 лет. Это учащиеся с повышенной эмоциональной лабильностью, не уверенные в себе, робкие, застенчивые, с низким уровнем самоконтроля эмоций, на которых часто жалуются учителя.

Основными критериями психологической адаптации выпускников начальной и средней школы являются успеваемость, отражающая эффективность учебной деятельности; дисциплинированность, связанная с усвоением норм поведения; социальные контакты с другими детьми и учителями; эмоциональная удовлетворенность, отсутствие школьного стресса.

Показателями благоприятной психологической адаптации детей в начальной школе могут быть формирование адекватного поведения; установление контактов с учителем, учащимися; овладение навыками учебной деятельности (Э.М. Александровская).

В совместной деятельности психологов начальной школы и средней школы на основе учета и особенностей адаптивных процессов проводятся мониторинг адаптации первоклассников, в соответствии, с результатами которого осуществляются организационные мероприятия и индивидуальная работа с ребенком [2].

Период адаптации в начальной и средней школе проходит очень болезненно для большинства учащихся, но для сокращения безболезненного прохождения необходимо провести ряд мероприятий:

  1. снижение темпа учебной деятельности и объема учебной нагрузки;

  2. создание необходимого психологического комфорта для пребывания ребенка в классе;

  3. организация психологического сопровождения образовательного процесса в начальной и средней школе, включающие:

- своевременное выявление причин школьной дезадаптации и отклонений в развитии ребенка;

- выявление патогенных факторов образовательного процесса (стиль педагогического общения, уровень сложности программы, темп обучения, недифференцированность педагогических требований дефицит положительных эмоций и т. д.);

- коррекцию нервно-психических отклонений у детей: логопедическую, педагогическую, психологическую помощь;

- использование психосберегающих (щадящих психическое здоровье детей) технологий обучения в начальной школе.

На основе проведенного анализа в процессе эксперимента осуществлялось единое психологическое обслуживание в начальной и средней школе.

На наш взгляд психологическая служба в общеобразовательных школах должна выполнять или же придерживаться следующей формы работы:

    1. Диагностику личностного развития детей при переходе из начальной школы в среднюю школу: изучение возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

    2. Диагностику психологической готовности детей к школе, определение форм обучения.

    3. Выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе в обучении; разработка рекомендаций по предупреждению неуспеваемости.

    4. Диагностику и коррекцию эмоциональной дезадаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю школу.

    5. Психокоррекционые занятия с детьми, имеющими проблемы в обучении и с учителями предметниками.

    6. Психопрофилактика дидактогений и школьных неврозов в начальной школе.

    7. Анализ причин неуспеваемости у детей в начальной школе.

    8. Консультативная помощь педагогам и учителям предметникам.

    9. Психологическая помощь в решении конфликтов, формирование учебной деятельности, социальной адаптации детей в новом коллективе.

    10. Проведение игровых коррекционных занятий, тренингов.

    11. Наблюдение и психологический анализ образовательного процесса на начальных этапах обучения в школе, разработка психологических рекомендаций по организации образовательного процесса в начальной и средней школе.

Образовательный процесс в начальной школе и в средней школе построен на основе школьных программ. В условиях перехода к личностно ориентированной модели образования появились различные варианты образовательных программ развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Ф. Виноградова, В.М. Монахова и др. Появление программ начального и среднего общего образования вызывает серьезную проблему обеспечения преемственности.

Наиболее успешной системой обучения является система Л.В. Занкова. Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно имеет решающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния и есть исходное положение системы на развитие памяти, внимания, воображения, а также на общее развитие личности ума, воли и чувств.

В основу системы Занкова легли разработки видного психолога Л.С. Выготского, т.е. в данной разработке обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка. Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых – не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Система Занкова принимает каждого ребенка, таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и внеурочную работу.

Сегодня система Занкова Л. В. занимает позиции преемственности, вариативности, соотношение традиций и инноваций.

Занков Л.В. обосновал основные дидактические принципы развивающего обучения, существенно отличные от принципов традиционной дидактики (наглядности, сознательности, систематичности и др.), направленных на успешную учебу, то есть на усвоение учащимися знаний, умений, навыков. Новая система принципов ориентирована на достижение оптимального уровня общего развития школьников, что, безусловно, связано и также связано с успеваемостью в учебе. Вообще система развивающего обучения имела в своей основе такие взаимосвязанные принципы как: принцип обучения на высоком уровне сложности, принцип обучения быстрым темпом, принцип ведущей роли теоретических знаний, принцип осознания школьниками процесса учения, принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся.

Содержание развивающего обучения ориентировано на познание картины мира средствами науки, литературы, других видов искусства. В начальных классах, например, он охватывает материал по естествознанию, географии, истории. Особое внимание уделяется изобразительной деятельности, музыке, чтению художественных произведений, труды в ее нравственном и эстетическом смыслах [7].

Технология Л.В. Занкова предусматривает участие школьников в различных видах деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Данная технология проявила свою эффективность на всех этапах организации процесса обучения, прежде всего в развитии психических функций младших школьников.

Дети, занимающиеся и занимавшиеся по системе Занкова всегда творческие, увлекающиеся, целеустремленные и дружные. Уровень знаний у всех учащихся разный. Учителя, апробировавшие технологию Занкова довольны, так как они считают, что дети «необычные», а данная система не дает расслабляться и требует от учителя постоянного осмысления материала, к урокам готовиться одно удовольствие.

Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.

Многие родители считают, что по старинке учить сейчас нельзя, так как мир меняется, все больше требуются креативные личности. Система Занкова при правильном подходе и понимании является наиболее успешной. Педагогам следует пересмотреть свою методику преподавания, чтобы работать по системе Занкова. Многие преподаватели не умеют работать по системе Занкова и в связи с этим большинство родителей относятся негативно [7].

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях используются различные виды технологий и в каждой технологии есть свои плюсы и минусы. Каждый педагог выбирает ту технологию обучения, которую считает наиболее доступной для его воспитанников. При этом каждый педагог не забывает о том, что приоритетным направлением в начальной школе является развитие личности, т.е. обучение конкретному предмету, вооружение учащихся определенной суммой знаний умений далеко не всегда дает развивающий эффект.

На наш взгляд одной из таких технологий является технология Виноградовой Н.Ф., которая направлена на обучение всех детей и с высоким уровнем, и со средним уровнем, и с низким уровнем развития. Технология Виноградовой Н.Ф. построена на дифференцированном обучении в начальной школе. В данной технологии ученик рассматривается как «субъект» деятельности, так как учащиеся сами размышляют, ищут, делают открытия.

«Субъектный» характер проявляется на всех этапах обучения при получении и систематизации знаний, контроле и самоконтроле, оценке и самооценке. В технологии подобраны разноуровневые задания по принципу «труднее – легче», что позволяет каждому ученику решить любую задачу, но в разные периоды обучения.

Технология Виноградовой Н.Ф. базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Таким образом, в разработанной технологии Виноградовой Н.Ф. начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. В данной технологии главной особенностью является то, что учитывается адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни.

В данной технологии уделяется особое внимание целенаправленному использованию моделирующей деятельности; создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся.

Задачей технологии Виноградовой Н.Ф. является переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. Развитие творчества тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, таким образом, авторы этой технологии разработали систему использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные игры ролевого поведения, а значит воображение и творчества ученика.

Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень общего развития.

Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ, как процесса, так и результатов обучения.

Основными приоритетными связующими в технологии Виноградовой Н.Ф. является следующее:

  1. Обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младших школьников;

  2. Каждый учебный предмет ориентирует на общее развитие ребенка, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

  3. Учитывается индивидуальный темп продвижения учащегося, четко продумана коррекционная работа.

На наш взгляд очень важно, чтобы ребенок преодолел адаптационный период без ущерба своему здоровью, эмоциональному состоянию получая знания, легко ориентируясь в окружающем мире и развиваясь.

Во многих общеобразовательных учреждениях в средней школе очень часто учителя апробируют технологию гарантированного обучения, известная как педагогическая технология В.М. Монахова. Данная технология представляет собой модель совместной педагогической деятельности по проектированию и осуществлению учебного процесса.

Технология В.М. Монахова построена на ряде специфических, принципов основными, из которых являются:

- доверие педагогическому профессионализму учителя;

- нормальное развитие ребенка;

- соблюдение физиолого-гигиенических норм деятельности ученика;

- гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса;

- обязательность норм при проектировании учебного процесса;

- тематическое проектирование учебного процесса;

- комфортность ученика и комфортность учителя.

В технологии В.М. Монахова в деятельности учителя выделяются два этапа: проектирования и реализации учебного процесса. Этап проектирования связан с конструированием на основе технологических предписаний и процедур технологической карты, которую В.М. Монахов называет «паспортом проекта будущего учебного процесса в данном классе».

В технологической карте представлены целеполагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная работа, логическая структура проекта, коррекция.

В технологии В.М. Монахова основополагающим является процедура построения микроцелей, так как именно они определяют содержание диагностики, дозирование домашнего задания, коррекцию и логическую структуру учебного процесса.

По рассматриваемой технологии В.М. Монахова в настоящее время работают более 25000 учителей.

Таким образом, обобщение опыта работы по технологии В.М. Монахова показало, что в отличие от методики обучения, которая представляет собой совокупность рекомендаций учителю по проведению учебного процесса, данная технология гарантирует конечный результат обучения. Естественно и то, что овладение технологией В.М. Монахова ведет к саморазвитию учителя и в целом всего коллектива. Данная технология отличается доступностью, эффективностью, высокой скоростью освоения каждым учителем во всех классах и по всем предметам.

Технология Виноградовой Н.Ф. и технология Монахова В.М. схожи по принципу подбора заданий. В этих технологиях каждому ребенку предоставляется возможность выбора заданий по его способностям и возможностям.

Внедрение технологий В.М. Монахова и Виноградовой Н.Ф. обеспечивает достижение целей государственного образовательного стандарта и преследует две стратегические гуманистические цели: создание комфортных условий обучения для учащихся, т.е. неукоснительное соблюдение норм учебной нагрузки; организацию комфортных условий учителю для осуществления его профессиональной деятельности.

Изучение научно-педагогической, методической литературы, анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяют выделить главные направления в осуществлении преемственности использования технологий обучения начального и среднего общего образования:

- единое и непрерывное развитие ребенка в начальной и средней школе;

- разработка сквозных предметных программ и курсов обучения детей младшего и старшего школьного возраста;

- перенос в образовательное пространство начальной школы и средней школы педагогических технологий, форм, методов обучения;

- обеспечение содержательной и методической преемственности.

Из вышесказанного видно, что технологии обучения влияют не только на педагогический, социально-психологический и медико-физиологический аспекты развития ребенка, но и свидетельствуют, о том, что технология преемственности в процессе непрерывного образования обеспечивает повышение и сохранение успешности обучения детей, сохраняет мотивацию и их интерес к учебно-познавательной деятельности в подростковом возрасте, сохраняет психическое и физическое здоровье, способствует развитию и саморазвитию учителей и специалистов.


Литература:

  1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д.В. Колесова. – М.: Педагогика, 1987. – 150 с.

  2. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1990. – 165 с.

  3. Аронина А.И. Проблема преемственности между подготовительной группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1980.

  4. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе. – Тула, 1997.

  5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. – 68 с.

  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 436 – 446 с.

  7. Программа обучения по системе академика Л.В. Занкова. 1-3 классы / Отв. ред. И.А. Соломина. – М.: Просвещение, 1993.

  8. Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ. Начальные классы (1-4) одиннадцатилетней школы. – М.: Просвещение, 1992.

  9. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. – СПб., 1996.

  10. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle