Библиографическое описание:

Князев Р. М. Социально-управленческие проблемы информационной открытости муниципальной власти // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 82-85.

В статье поднимаются проблемы доступности информации о деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. Рассматривается механизм и условия предоставления информации. Формулируются предложения по расширению информационной открытости муниципальной власти в современной России.


В России идет процесс становления местного самоуправления как института народовластия, эффективность деятельности органов местного самоуправления в значительной степени зависит от качества и количества применяемых на муниципальном уровне информационных технологий управления. При этом органы муниципальной власти являются монопольными владельцами громадного объема общественно-значимой информации, которая необходима представителям всех сфер деятельности в социуме. Как известно, право граждан на информацию является одним из важнейших личных прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в пункте 4 статьи 29 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства. Информационная открытость органов власти является основным условием цивилизованных отношений между гражданским обществом и властью, основой нормальной и эффективной предпринимательской деятельности, а также противодействием коррупции во властных структурах.

Содержание понятия «информационная открытость» определяется в научной литературе как организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности [1]. При этом открытость власти – это, по мнению И.А. Бегининой:

– минимизация рисков, связанных с подготовкой управленческих решений большого социального масштаба, возможность достаточно точно спрогнозировать вероятные последствия их принятия;

– предоставление гражданам возможности успешно подготовиться к ожидаемым подвижкам в экономической и социальной ситуации;

– предотвращение или как минимум снижение угрозы отчуждения;

– не чрезвычайная и не конфронтационная, а инициативная мобилизация общественных сил на решение проблем самого общества;

– прибавление социального, политического, экономического, психологического потенциала федерализма;

– синхронизация процессов, протекающих в центре и на местах;

– оповещение региональных и местных властей об оптимальном курсе федеральной власти [2].

С развитием информационных и коммуникационных технологий и повсеместным их внедрением во все сферы человеческой деятельности стала очевидна роль Интернета как эффективного средства построения отношений между властью и гражданским обществом. Технические возможности Интернета сделали официальные сайты государственных и муниципальных органов наиболее эффективным, оптимальным, быстрым и самым экономичным способом получения необходимой для граждан информации о деятельности органов. Таким образом, важнейшим показателем информационной открытости органов власти на сегодня является качество официальных Интернет-ресурсов.

Во многом благодаря развитию системы официальных сайтов органов власти в сети Интернет и созданию единого информационного пространства, мы можем надеяться на возможность реального обеспечения прав граждан на свободный поиск и получение информации, что, в свою очередь, является одним из важнейших условий существования и нормального функционирования правового государства.

Очевидно, что реализация указанных прав граждан зависит от уровня информационного обеспечения органов власти. Вместе с тем, само информационное обеспечение органов муниципального управления является важной и, в то же время, очень сложной задачей. Сложность этого процесса обусловлена несколькими причинами:

- резким увеличением потока информации, как внеш­ней, так и внутренней;

-недостаточным количеством средств, выделяемых бюджетом муниципальных образований на информатизацию органов управления;

-недостаточным количеством квалифицированных специалистов в области информационных технологий, работающих в органах муниципального управления;

-недостаточной квалификацией муниципальных служащих в области информационных технологий управления.

Здесь надо заметить, что у государственной власти нет проблем с финансированием информатизации, т.к. она, в отличие от муниципальной, власти имеет подкрепленные федеральным и региональным законодательством гарантии финансового обеспечения развития информационных технологий.

Традиционной для муниципалитетов является проблема нехватки квалифицированных ИТ-специалистов. По результатам опроса, проведенного НП "Электронный муниципалитет" среди более чем 600 муниципальных образований России, лишь в 44% организаций имеется полноценная ИТ-служба. В 32% нет отдельного ИТ-отдела, но есть штатный технический специалист, а в 24% случаев компетентные ИТ-специалисты в муниципалитете отсутствуют [3].

Наличие ИТ-специалистов в муниципалитетах:

Источник: "Электронный муниципалитет", 2010


Нехватка компетентных специалистов радикально ограничивает возможности муниципалитетов в области информатизации. Это затрудняет решение задач, связанных с проектированием и разработкой информационных систем. Важно, что проблема нехватки квалифицированных кадров не ограничивается лишь техническими специалистами. Другой важной проблемой является квалификация муниципальных служащих, участвующих в процессе оказания услуг в электронном виде. От муниципальных сотрудников требуется четкое понимание того, чем отличается оказание услуг в электронном виде от оказания услуг в обычном порядке.

Знаковым событием на пути обеспечения граждан доступом к информации стало вступление в силу в 2010 году Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Основными целями закона являются обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Наиболее эффективным средством информирования населения является официальный интернет-ресурс органов власти. Официальные интернет-сайты созданы уже практически во всех властных структурах. По содержанию официальных сайтов можно судить об уровне открытости и закрытости каждого органа власти и государства в целом, прозрачности управленческих решений и процедур, возможности граждан страны получать интересующую их информацию.

Институт развития свободы информации (ИРСИ) регулярно, начиная с 2007 года публикует итоговый сводный рейтинг и результаты исследования информационной открытости сайтов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммарный рейтинг открытости официальных сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2010 году составил 39,49%., т.е. более половины информации о деятельности органов не было показано обществу, в 2009 году рейтинг информационной открытости составил 32, 83%, следовательно, была показана только треть информации. В исследовании отмечено, что в целом чиновники охотно размещают общие сведения о регионе, о своей деятельности, но как только речь заходит о специфических категориях информации, например данные об информационных системах, находящихся в ведении государственного органа, или информация о расходовании бюджетных средств – степень открытости резко снижается. К сожалению ИРСИ не приводит результаты исследования информационной открытости муниципальных сайтов в Российской Федерации. Многие субъекты Российской Федерации проводят собственные исследования в данном направлении и регулярно публикуют их на своих Интернет порталах.

По результатам опроса, проведенного в республике Башкортостан выявлено, что граждане пока не рассматривают Интернет-сайты органов государственной или муниципальной власти как средство получения информации по волнующим их вопросам: большинство граждан (34,9%) не посещают сайты органов государственной власти и местного самоуправления, так как не видят в этом необходимости, а 9,2% вообще не знают о существовании подобных веб-ресурсов. Полученные в исследовании данные говорят о том, что сайты органов власти и местного самоуправления грешат наличием неполной и устаревшей информации. По мнению опрошенных, сайтам не хватает объективности, открытости, правды, отсутствует информация по обращениям граждан, о приемных днях, нет бланков документов, заявлений, нормативных документов, информации о принимаемых решениях, об их соответствии законодательству РФ, нет информации по уровню жизни населения, социально-экономическому развитию территорий, о планах и проделанной работе, результатах деятельности органов власти. Опыт многих регионов показывает, что легко на уровне закона объявить «прозрачность власти», но гораздо труднее создать механизмы ее обеспечения. Это требует серьезной модернизационной работы всех органов власти [4].

Таким образом, реализация и защита принципов информационной открытости органов государственной и муниципальной власти сопряжена с рядом существенных проблем. Органы власти в информационном отношении все еще закрыты, недостаточно эффективно и иногда не лучшим образом используют современные каналы распространения информации о своей деятельности, что не позволяет полностью реализовать заложенный в них потенциал. Отсутствие свободного доступа к информации является одной из основных причин недоверия населения к органам власти и местного самоуправления, ведет к ухудшению имиджа государственных и муниципальных служащих. Проблема заключается в том, что мотивация открытости никогда не входила в прерогативы власти, в России явление «закрытости» власти наблюдается на протяжении всей нашей истории. С другой стороны, наблюдается низкая активность населения, гражданского общества в отстаивании своих интересов. Без адекватной оценки ситуации, без активного участия людей в защите своих прав реализация принципа открытости органов государственной и муниципальной власти не представляется возможной.


Литература:

  1. Россия и выборы // Еженедельный бюллетень. № 30 (52). 2004.

  2. Бегинина И.А. Потребность в транспарентности власти как основа моделей взаимодействия государства и населения // Известия Саратовского ун-та. Т. 9. Сер.Социология. Политология. Вып. 2. 2009. С. 5–18.

  3. http// e-municipalici.ru/ НП «Электронный муниципалитет»

  4. Дорожкин Ю, Фролова И., Яппарова Р. «Республика Башкортостан», № 180 от 21 сентября 2010 г. С. 6-19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle