Библиографическое описание:

Исаева Л. Н., Колесов А. Д., Морозов С. Н., Табакова Е. А. Совершенствование педагогического контроля в учебном процессе по дисциплине «плавание (физическая культура)» у студентов РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 273-277.

Система педагогического контроля является основой для получения комплекса информации о деятельности и подготовленности студента. Под педагогическим контролем понимают совокупность параметров, средств, методов, организационно-методических мероприятий по оценке эффективности средств и методов обучения знаниям, умениям и навыкам. Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные упражнения (контрольные нормативы).

Цель исследования – совершенствование системы педагогического контроля дисциплины «Плавание (физическая культура)» у студентов.

Задачи исследования:

  1. Определить взаимосвязь оценок практических нормативов и заданий с посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой.

  2. Определить уровень показателей практических нормативов и заданий относительно рейтинговой оценки.

  3. Оптимизировать контрольные нормативы и задания по временному критерию.

Методы исследования:

    • анализ и обобщение научно-методической литературы;

    • педагогическое наблюдение;

    • тестирование;

    • методы математической статистики (корреляционный и регрессионный анализ).

Результаты исследования:

В табл. 1. приведены коэффициенты корреляции между значениями практических нормативов, посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой. Контрольные нормативы взаимосвязаны, как с посещаемостью, так и итоговой интегральной оценкой.

Высокие коэффициенты корреляции между показателями контрольных нормативов и посещаемостью говорят о возможности получения высоких оценок при высокой посещаемости занятий студенток. Сильная взаимосвязь длины дистанции при часовом плавании с посещаемостью занятий (+724). Это говорит о том, что чем больше занятий посетят студентки, тем выше у них будет тренированность и больше длина дистанции при часовом плавании.

Средняя по величине взаимосвязь посещаемости занятий наблюдается с такими показателями контрольных нормативов, как техника плавания способом брасс (+652), техника плавания способом на боку (+627), техника плавания способом дельфин (+623), техникой транспортировки утопающего и выноса его на бортик бассейна (+520), длиной ныряния (+507) и скоростью проплывания дистанции 100м вольный стиль (+562).

Низкая взаимосвязь посещаемости и показателей контрольных нормативов отмечается в технике способов кроль (+364) и на спине (+302). Это связано с тем, что данные способы плавания изучаются в начале дисциплины «Плавание (физическая культура)» и тренированность студенток более низкая по сравнению с окончанием обучения при выполнении часового плавания.

При отсутствии вступительных экзаменов в вуз по плаванию к занятиям приступают студентки со слабой плавательной подготовленностью или вообще не умеющие плавать. Однако высокая посещаемость занятий является гарантом выполнения практических нормативов и овладения содержанием учебной дисциплины.

Взаимосвязь оценок контрольных нормативов с интегральной итоговой оценкой говорит о вкладе того или иного норматива в интегральную оценку. Наиболее сильная взаимосвязь наблюдается с показателями техники плавания брассом (+810), показателем транспортировки утопающего и выноса его на берег (+767), скоростью проплывания дистанции 100м вольным стилем (+752), длиной дистанции при часовом плавании (+843). Остальные показатели имеют среднюю по величине взаимосвязь с итоговой интегральной оценкой.

Актуальность

Учебная дисциплина «Плавание (физическая культура)» включает в себя комплекс требований по усвоению знаний, умений и навыков, а также контрольные нормативы по их освоению. Актуальным является вопрос определения критериев освоенности контрольных умений, знаний и педагогических навыков у студентов-юношей.

Новизна

Реформирование системы физкультурного образования, изменение требований образовательных стандартов вызывает необходимость совершенствования, повышения вариативности учебных программ в рамках стандартных требований. Базовые (основные) требования к специалисту по физической культуре должны оставаться неизменными.

Задачи исследования:

  1. Определить взаимосвязь оценок контрольных нормативов и заданий с посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой.

  2. Определить уровень показателей контрольных нормативов и заданий относительно рейтинговой оценки.

  3. Оптимизировать контрольные нормативы и задания по временному критерию.

Методы исследования:

    • анализ и обобщение научно-методической литературы;

    • педагогическое наблюдение;

    • тестирование;

    • методы математической статистики (корреляционный и регрессионный анализы).

Результаты исследования:

Таблица 1

Взаимосвязь оценок контрольных нормативов с посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой у студенток (51чел.) и студентов (58чел.)

Контрольные нормативы

Пол

Посещаемость (час.)

Рейтинговая оценка (балл)

1. Техника – кроль (балл)

ж

364

498

м

305

563

2. Техника – на спине (балл)

ж

302

562

м

338

614

3. Техника – брасс (балл)

ж

658

810

м

312

476

4. Техника – дельфин (балл)

ж

623

590

м

507

862

5. Техника на боку (балл)

ж

627

649

м

313

448

6. Транспортировка (балл)

ж

520

767

м

157

393

7. Ныряние (м)

ж

507

543

м

143

580

8. Часовое плавание (м)

ж

724

843

м

427

835

9. Скорость проплывания100м вольный стиль (м/сек.)

ж

562

752

м

336

560

10. Учебная практика (балл)

ж

438

611

м

471

456


Взаимосвязь показателей учебной (на студентах) и производственной (на школьниках) практик с интегральной итоговой оценкой – средняя по величине (+ 611 и +624), а с посещаемостью занятий она несколько ниже (+438 и +446).

В таблице 2 приведены градации оценок показателей контрольных нормативов у студентов, рассчитанные на основании регрессионных уравнений относительно итоговой рейтинговой оценки.

Расчетные значения некоторых нормативов приводятся в табл. 2. Нормативы рассчитаны на основании статистических значений средних показателей за несколько лет, а также на основании экспертной оценки техники плавания.

Таблица 2

Время тестирования контрольных заданий в программах второго и третьего поколений



Контрольные задания

Программа 2-го поколения

(12л–88п-36 практика)

1семестр – 8 час. в неделю - зачет


Программа 3-го поколения

(8л–64п-0 практика)

2семестра – 4 час. в неделю - экзамен


1.Техника - кроль

30мин.

15мин.

2.Техника – на спине

30мин

15мин.

3.Техника - брасс

30мин

15мин.

4.Техника - дельфин

30мин

-

5.Техника на боку

30мин

15мин.

6.Транспортировка

30мин.

15мин.

7.Ныряние

30мин.

15мин

8.Часовое плавание

60мин

15мин. (тест Купера)

9.Время 100м в/стиль

90мин.

90мин.

Общее время

360мин.(8 час.)

195мин.(4,25 час.)


При переходе к новым учебным планам и программам третьего поколения объем дисциплины был сокращен на 2 часа лекционных, 24 часа практических занятий и ликвидирована производственная практика (36 час.). В связи с этим возникла острая необходимость, не теряя основ содержания дисциплины, оптимизировать систему педагогического контроля по временному критерию. Было решено уменьшить длину проплываемой дистанции при оценке техники с 50м до 25м. Результаты на данных дистанциях имеют очень высокую взаимосвязь и определяются анаэробным энергообеспечением [1]. Аналогично был снижен показатель общей выносливости с часового плавания до 15-минутного (тест Купера), данные показатели определяются аэробными источниками и тесно связаны между собой [1].

Таблица 3

Распределение часов по разделам темам дисциплины «Плавание»

в программах второго и третьего поколений


Наименование разделов и тем


Программа 2 поколения

(12л–88п-36 практика)

1семестр – 8 час/нед. – зачет

Программа 3 поколения

(8л–64п-0 практика)

2семестра – 4 час/ нед. – экзамен

1.Введение в дисциплину

2л.

2пр.

2.Техника безопасности при организации и проведении занятий, соревнований и праздников на воде

4пр.

4пр

3.Техника спортивных способов и методика обучения (учебная практика)

4л+54пр.

4л+42пр.

4.Прикладное плавание и спасение тонущих

2л+16пр.

2л+16пр.

5.Начальная тренировка в плавании

2л+ 12пр.

нет

6.Плавание в системе физического воспитания

7.Педагогическая практика

36пр.

нет


В табл. 3 приведены коэффициенты корреляции между показателями контрольных нормативов и скоростью проплывания дистанции 100м вольный стиль (специальная выносливость), а также длиной дистанции при часовом плавании (общая выносливость). Более высокие коэффициенты корреляции у студенток отмечаются с длиной дистанции при часовом плавании (общая выносливость) по сравнению со скоростью проплывания дистанции 100м вольный стиль (специальная выносливость). Это говорит о том, что для студенток более характерна техника для длинных дистанций, имеющая высокую экономичность.

Из программы третьего поколения был также изъят раздел «Начальная тренировка в плавании», что позволило оставить основные задачи дисциплины [2. 3].

Кроме того, введение новых требований к прохождению дисциплины «Плавание (физическая культура)» в соответствии с образовательными стандартами нового поколения потребовало привести в соответствие общее время на изучение дисциплины с другими контрольными нормативами.

Сокращение времени на изучение дисциплины с 88 часов до 64 часов практических занятий, с 12 часов до 8 часов теоретических занятий, учебной практики с 12 до 8 часов и ликвидация производственной практики повлияло на коррекцию контрольных нормативов. Так введены предложения по изменению контрольных нормативов по технике спортивного плавания, а также преобразование норматива “непрерывное плавание” в тест Купера.

Таблица 4

Градации оценок расчетных значений контрольных нормативов относительно рейтинговой оценки у студентов

Контрольные нормативы

Отлично

Хорошо

Удовл.

1. Ныряние

Более 18

18 – 14

Менее 14

Более 21 м

21 м – 18 м

Менее 18 м

2. 100м в/стиль(мин. сек.)

Менее 2.23,5

2.23,5 – 2.53,5

Более 2.53,5

Менее 1.46,5

1.46,5 – 1.57,5

Более 1.57,5

3. Часовое плавание

Более 1800

1800 – 1300

Менее 1300

Более 2350

2350 – 1750

Менее 1750

4. Тест Купера

(12-минутное плавание) (м)

Более 350

350 – 250

Менее 250

Более 450

450 – 350

Менее 350


Таблица 5

Взаимосвязь показателей контрольных нормативов с результатом на 100м вольный стиль и часовым плаванием у студенток (51чел.) и студентов (58чел.)


Контрольные нормативы


пол

Показатели специальной и общей выносливости

Время 100м в/стиль (м/сек)

Часовое плавание (балл)

1. Техника – кроль(балл)

ж

446

558

м

490

259

2. Техника – на спине (балл)

ж

444

605

м

478

376

3. Техника – брасс (балл)

ж

401

740

м

429

410

4. Техника – дельфин (балл)

ж

472

617

м

662

440

5. Техника на боку (балл)

ж

462

599

м

590

402

6. Транспортировка (балл)

ж

409

737

м

525

363

7. Ныряние (м)

ж

507

639

м

553

301


В процессе проведенного исследования были выявлены взаимосвязи показателей контрольных нормативов с посещаемостью занятий, интегральной итоговой оценкой, рассчитаны градации оценок относительно интегральной итоговой оценкой; уменьшены временные затраты на педагогический контроль. Все это позволило с наименьшими затратами для содержания дисциплины «Плавание (физическая культура)» перейти к программам третьего поколения [3].

При анализе контрольных нормативов по технике плавания и временными нормативами у студентов-юношей выявлена наиболее высокая взаимосвязь между техническими нормативами и контрольным временем на дистанции 100 м вольным стилем. Наибольшую освоенность техники плавания студенты-юноши проявляют на дистанции 100 м вольным стилем.

Выводы:

  1. Установлена взаимосвязь посещаемости занятий и итоговой интегральной оценкой по дисциплине с контрольными нормативами.

  2. Рассчитаны градации контрольных нормативов для оценки разделов дисциплины «Плавание (физическая культура)».

  3. Наиболее информативными контрольными нормативами для студентов-юношей являются контрольные упражнения по технике плавания и время проплывания дистанции 100 м.


Литература:

  1. Морозов С.Н. Использование данных анализа результатов в практике спортивного плавания: Метод. разработка для студентов курса специализации. М., ГЦОЛИФК, 1978, – 16с.

  2. Афанасьев В.З., Булгакова Н.Ж., Кремлева М.Н., Морозов С.Н. . Плавание и методика преподавания: Программа по циклу дисциплин «Базовые виды спорта» для вузов физической культуры. Специальность 521900 «Бакалавр физической культуры». М., РИО РГАФК, 1997, – 16с.

  3. Морозов С.Н., Афанасьев В.З., Исаева Л.Н., Колесов А.Д., Павлова Т.Н., Табакова Е.А. Плавание (Теория и методика обучения базовым видам физкультурной деятельности и спорта). Рабочая программа для направления подготовки – 050100. Педагогическое образование, профиля подготовки – Физическая культура, квалификация (степень) выпускника – бакалавр. М., РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), 2012, – 17с.

Основные термины: контрольных нормативов, показателей контрольных нормативов, практических нормативов, показателями контрольных нормативов, скоростью проплывания дистанции, проплывания дистанции 100м, итоговой рейтинговой оценкой, итоговой интегральной оценкой, физическая культура)», оценок контрольных нормативов, часовом плавании, дистанции 100м вольный, контрольные нормативы, педагогического контроля, длиной дистанции, интегральной итоговой оценкой, дисциплины «Плавание, рейтинговой оценки, техника плавания способом, оценок практических нормативов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle