Библиографическое описание:

Исаева Л. Н., Колесов А. Д., Морозов С. Н., Табакова Е. А. Совершенствование педагогического контроля в учебном процессе по дисциплине «плавание (физическая культура)» у студентов РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 273-277.

Система педагогического контроля является основой для получения комплекса информации о деятельности и подготовленности студента. Под педагогическим контролем понимают совокупность параметров, средств, методов, организационно-методических мероприятий по оценке эффективности средств и методов обучения знаниям, умениям и навыкам. Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные упражнения (контрольные нормативы).

Цель исследования – совершенствование системы педагогического контроля дисциплины «Плавание (физическая культура)» у студентов.

Задачи исследования:

  1. Определить взаимосвязь оценок практических нормативов и заданий с посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой.

  2. Определить уровень показателей практических нормативов и заданий относительно рейтинговой оценки.

  3. Оптимизировать контрольные нормативы и задания по временному критерию.

Методы исследования:

    • анализ и обобщение научно-методической литературы;

    • педагогическое наблюдение;

    • тестирование;

    • методы математической статистики (корреляционный и регрессионный анализ).

Результаты исследования:

В табл. 1. приведены коэффициенты корреляции между значениями практических нормативов, посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой. Контрольные нормативы взаимосвязаны, как с посещаемостью, так и итоговой интегральной оценкой.

Высокие коэффициенты корреляции между показателями контрольных нормативов и посещаемостью говорят о возможности получения высоких оценок при высокой посещаемости занятий студенток. Сильная взаимосвязь длины дистанции при часовом плавании с посещаемостью занятий (+724). Это говорит о том, что чем больше занятий посетят студентки, тем выше у них будет тренированность и больше длина дистанции при часовом плавании.

Средняя по величине взаимосвязь посещаемости занятий наблюдается с такими показателями контрольных нормативов, как техника плавания способом брасс (+652), техника плавания способом на боку (+627), техника плавания способом дельфин (+623), техникой транспортировки утопающего и выноса его на бортик бассейна (+520), длиной ныряния (+507) и скоростью проплывания дистанции 100м вольный стиль (+562).

Низкая взаимосвязь посещаемости и показателей контрольных нормативов отмечается в технике способов кроль (+364) и на спине (+302). Это связано с тем, что данные способы плавания изучаются в начале дисциплины «Плавание (физическая культура)» и тренированность студенток более низкая по сравнению с окончанием обучения при выполнении часового плавания.

При отсутствии вступительных экзаменов в вуз по плаванию к занятиям приступают студентки со слабой плавательной подготовленностью или вообще не умеющие плавать. Однако высокая посещаемость занятий является гарантом выполнения практических нормативов и овладения содержанием учебной дисциплины.

Взаимосвязь оценок контрольных нормативов с интегральной итоговой оценкой говорит о вкладе того или иного норматива в интегральную оценку. Наиболее сильная взаимосвязь наблюдается с показателями техники плавания брассом (+810), показателем транспортировки утопающего и выноса его на берег (+767), скоростью проплывания дистанции 100м вольным стилем (+752), длиной дистанции при часовом плавании (+843). Остальные показатели имеют среднюю по величине взаимосвязь с итоговой интегральной оценкой.

Актуальность

Учебная дисциплина «Плавание (физическая культура)» включает в себя комплекс требований по усвоению знаний, умений и навыков, а также контрольные нормативы по их освоению. Актуальным является вопрос определения критериев освоенности контрольных умений, знаний и педагогических навыков у студентов-юношей.

Новизна

Реформирование системы физкультурного образования, изменение требований образовательных стандартов вызывает необходимость совершенствования, повышения вариативности учебных программ в рамках стандартных требований. Базовые (основные) требования к специалисту по физической культуре должны оставаться неизменными.

Задачи исследования:

  1. Определить взаимосвязь оценок контрольных нормативов и заданий с посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой.

  2. Определить уровень показателей контрольных нормативов и заданий относительно рейтинговой оценки.

  3. Оптимизировать контрольные нормативы и задания по временному критерию.

Методы исследования:

    • анализ и обобщение научно-методической литературы;

    • педагогическое наблюдение;

    • тестирование;

    • методы математической статистики (корреляционный и регрессионный анализы).

Результаты исследования:

Таблица 1

Взаимосвязь оценок контрольных нормативов с посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой у студенток (51чел.) и студентов (58чел.)

Контрольные нормативы

Пол

Посещаемость (час.)

Рейтинговая оценка (балл)

1. Техника – кроль (балл)

ж

364

498

м

305

563

2. Техника – на спине (балл)

ж

302

562

м

338

614

3. Техника – брасс (балл)

ж

658

810

м

312

476

4. Техника – дельфин (балл)

ж

623

590

м

507

862

5. Техника на боку (балл)

ж

627

649

м

313

448

6. Транспортировка (балл)

ж

520

767

м

157

393

7. Ныряние (м)

ж

507

543

м

143

580

8. Часовое плавание (м)

ж

724

843

м

427

835

9. Скорость проплывания100м вольный стиль (м/сек.)

ж

562

752

м

336

560

10. Учебная практика (балл)

ж

438

611

м

471

456


Взаимосвязь показателей учебной (на студентах) и производственной (на школьниках) практик с интегральной итоговой оценкой – средняя по величине (+ 611 и +624), а с посещаемостью занятий она несколько ниже (+438 и +446).

В таблице 2 приведены градации оценок показателей контрольных нормативов у студентов, рассчитанные на основании регрессионных уравнений относительно итоговой рейтинговой оценки.

Расчетные значения некоторых нормативов приводятся в табл. 2. Нормативы рассчитаны на основании статистических значений средних показателей за несколько лет, а также на основании экспертной оценки техники плавания.

Таблица 2

Время тестирования контрольных заданий в программах второго и третьего поколений



Контрольные задания

Программа 2-го поколения

(12л–88п-36 практика)

1семестр – 8 час. в неделю - зачет


Программа 3-го поколения

(8л–64п-0 практика)

2семестра – 4 час. в неделю - экзамен


1.Техника - кроль

30мин.

15мин.

2.Техника – на спине

30мин

15мин.

3.Техника - брасс

30мин

15мин.

4.Техника - дельфин

30мин

-

5.Техника на боку

30мин

15мин.

6.Транспортировка

30мин.

15мин.

7.Ныряние

30мин.

15мин

8.Часовое плавание

60мин

15мин. (тест Купера)

9.Время 100м в/стиль

90мин.

90мин.

Общее время

360мин.(8 час.)

195мин.(4,25 час.)


При переходе к новым учебным планам и программам третьего поколения объем дисциплины был сокращен на 2 часа лекционных, 24 часа практических занятий и ликвидирована производственная практика (36 час.). В связи с этим возникла острая необходимость, не теряя основ содержания дисциплины, оптимизировать систему педагогического контроля по временному критерию. Было решено уменьшить длину проплываемой дистанции при оценке техники с 50м до 25м. Результаты на данных дистанциях имеют очень высокую взаимосвязь и определяются анаэробным энергообеспечением [1]. Аналогично был снижен показатель общей выносливости с часового плавания до 15-минутного (тест Купера), данные показатели определяются аэробными источниками и тесно связаны между собой [1].

Таблица 3

Распределение часов по разделам темам дисциплины «Плавание»

в программах второго и третьего поколений


Наименование разделов и тем


Программа 2 поколения

(12л–88п-36 практика)

1семестр – 8 час/нед. – зачет

Программа 3 поколения

(8л–64п-0 практика)

2семестра – 4 час/ нед. – экзамен

1.Введение в дисциплину

2л.

2пр.

2.Техника безопасности при организации и проведении занятий, соревнований и праздников на воде

4пр.

4пр

3.Техника спортивных способов и методика обучения (учебная практика)

4л+54пр.

4л+42пр.

4.Прикладное плавание и спасение тонущих

2л+16пр.

2л+16пр.

5.Начальная тренировка в плавании

2л+ 12пр.

нет

6.Плавание в системе физического воспитания

7.Педагогическая практика

36пр.

нет


В табл. 3 приведены коэффициенты корреляции между показателями контрольных нормативов и скоростью проплывания дистанции 100м вольный стиль (специальная выносливость), а также длиной дистанции при часовом плавании (общая выносливость). Более высокие коэффициенты корреляции у студенток отмечаются с длиной дистанции при часовом плавании (общая выносливость) по сравнению со скоростью проплывания дистанции 100м вольный стиль (специальная выносливость). Это говорит о том, что для студенток более характерна техника для длинных дистанций, имеющая высокую экономичность.

Из программы третьего поколения был также изъят раздел «Начальная тренировка в плавании», что позволило оставить основные задачи дисциплины [2. 3].

Кроме того, введение новых требований к прохождению дисциплины «Плавание (физическая культура)» в соответствии с образовательными стандартами нового поколения потребовало привести в соответствие общее время на изучение дисциплины с другими контрольными нормативами.

Сокращение времени на изучение дисциплины с 88 часов до 64 часов практических занятий, с 12 часов до 8 часов теоретических занятий, учебной практики с 12 до 8 часов и ликвидация производственной практики повлияло на коррекцию контрольных нормативов. Так введены предложения по изменению контрольных нормативов по технике спортивного плавания, а также преобразование норматива “непрерывное плавание” в тест Купера.

Таблица 4

Градации оценок расчетных значений контрольных нормативов относительно рейтинговой оценки у студентов

Контрольные нормативы

Отлично

Хорошо

Удовл.

1. Ныряние

Более 18

18 – 14

Менее 14

Более 21 м

21 м – 18 м

Менее 18 м

2. 100м в/стиль(мин. сек.)

Менее 2.23,5

2.23,5 – 2.53,5

Более 2.53,5

Менее 1.46,5

1.46,5 – 1.57,5

Более 1.57,5

3. Часовое плавание

Более 1800

1800 – 1300

Менее 1300

Более 2350

2350 – 1750

Менее 1750

4. Тест Купера

(12-минутное плавание) (м)

Более 350

350 – 250

Менее 250

Более 450

450 – 350

Менее 350


Таблица 5

Взаимосвязь показателей контрольных нормативов с результатом на 100м вольный стиль и часовым плаванием у студенток (51чел.) и студентов (58чел.)


Контрольные нормативы


пол

Показатели специальной и общей выносливости

Время 100м в/стиль (м/сек)

Часовое плавание (балл)

1. Техника – кроль(балл)

ж

446

558

м

490

259

2. Техника – на спине (балл)

ж

444

605

м

478

376

3. Техника – брасс (балл)

ж

401

740

м

429

410

4. Техника – дельфин (балл)

ж

472

617

м

662

440

5. Техника на боку (балл)

ж

462

599

м

590

402

6. Транспортировка (балл)

ж

409

737

м

525

363

7. Ныряние (м)

ж

507

639

м

553

301


В процессе проведенного исследования были выявлены взаимосвязи показателей контрольных нормативов с посещаемостью занятий, интегральной итоговой оценкой, рассчитаны градации оценок относительно интегральной итоговой оценкой; уменьшены временные затраты на педагогический контроль. Все это позволило с наименьшими затратами для содержания дисциплины «Плавание (физическая культура)» перейти к программам третьего поколения [3].

При анализе контрольных нормативов по технике плавания и временными нормативами у студентов-юношей выявлена наиболее высокая взаимосвязь между техническими нормативами и контрольным временем на дистанции 100 м вольным стилем. Наибольшую освоенность техники плавания студенты-юноши проявляют на дистанции 100 м вольным стилем.

Выводы:

  1. Установлена взаимосвязь посещаемости занятий и итоговой интегральной оценкой по дисциплине с контрольными нормативами.

  2. Рассчитаны градации контрольных нормативов для оценки разделов дисциплины «Плавание (физическая культура)».

  3. Наиболее информативными контрольными нормативами для студентов-юношей являются контрольные упражнения по технике плавания и время проплывания дистанции 100 м.


Литература:

  1. Морозов С.Н. Использование данных анализа результатов в практике спортивного плавания: Метод. разработка для студентов курса специализации. М., ГЦОЛИФК, 1978, – 16с.

  2. Афанасьев В.З., Булгакова Н.Ж., Кремлева М.Н., Морозов С.Н. . Плавание и методика преподавания: Программа по циклу дисциплин «Базовые виды спорта» для вузов физической культуры. Специальность 521900 «Бакалавр физической культуры». М., РИО РГАФК, 1997, – 16с.

  3. Морозов С.Н., Афанасьев В.З., Исаева Л.Н., Колесов А.Д., Павлова Т.Н., Табакова Е.А. Плавание (Теория и методика обучения базовым видам физкультурной деятельности и спорта). Рабочая программа для направления подготовки – 050100. Педагогическое образование, профиля подготовки – Физическая культура, квалификация (степень) выпускника – бакалавр. М., РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), 2012, – 17с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle