Библиографическое описание:

Колесникова Т. П., Попова Е. С. Основы разработки концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 85-87.

Туризм – сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. «Своими» вопросами теории и практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. В настоящее время туризм представлен различными видами, одним из которых является образовательный туризм.

Образовательный туризм – явление сравнительно новое. Еще пять лет назад такой вид туристического продукта рассматривали немногие, однако, из-за увеличения спроса и желания клиентов (по данным Всемирной Молодежной Студенческой и Образовательной Туристической Конфедерации (WYSTC), за последние пять лет, например, общее число молодежи, готовых совершать образовательные туры, возросло на 40%) его следует признать актуальным для развития.

В Тульском регионе туризм является динамично развивающейся, перспективной отраслью экономики. Население области преимущественно городское (81,6%) и уровень его образованности является одним из самых высоких в России. Стоит отметить, что даже в условиях экономического кризиса, выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, в условиях экономической нестабильности туляки отдавали предпочтение именно обучению. Таким образом, именно на городскую интеллигенцию и жителей области, стремящихся к получению глубоких знаний иностранного языка, языковой практики и повышению уровня квалификации за рубежом и направлено развитие образовательного туризма. Использование выездного образовательного туризма позволяет удовлетворить спрос и расширить перечень предлагаемых услуг туристических фирм Тульской области.

Разработка и формирование концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области представляет собой положения, где определяется основы стратегии развития данного направления. Для определения стратегии требуется представить общие положения и определения; факторы микросреды туриндустрии Тульской области; основные направления развития образовательного туризма в Тульской области; цель и задачи развития образовательной туристской индустрии Тульской области, а также механизмы реализации Концепции

  1. Общие положения и определения.

Основой для разработки концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области (далее Концепции) является признание в ходе проведенного исследования тенденций спроса на выездной образовательный туризм его значимости для экономического, социально-политического и культурного развития Тульской области.

Данная Концепция определяет основные направления стратегии формирования конкурентоспособной региональной образовательной туристской индустрии и механизмы ее реализации.

Необходимость разработки Концепции обусловлена:

  • влиянием туризма на социально-экономическое развитие Тульской области;

  • значимостью образовательного туризма в формировании имиджа Тульской области;

  • высокой заинтересованностью жителей Тульской области к образовательным турам;

  • конкурентоспособным спросом на образовательные туры;

  • интенсивным развитием межрегионального и международного сотрудничества.

Концепция призвана способствовать:

  • формированию нормативно-правовой базы развития туризма в Тульской области, в том числе по обеспечению безопасности при проведении туристских путешествий;

  • принятие мер для обязательной регистрации туристических фирм области в едином федеральном реестре;

  • содействию развития различных видов образовательного туризма в зависимости от целей путешествия;

  • разработке системы информационного обеспечения туризма, проведению рекламной деятельности по формированию представления жителей Тульской области об образовательных туров;

  • содействию кадровому и научному обеспечению туристской деятельности.

В целях формирования единого понятийного аппарата в Концепции используются следующие термины, определенные Федеральным Законом от 26 ноября 1996 года 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

образовательный туризм – временные выезда с целью получения образования за рубежом;

туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм международный - туризм выездной или въездной;

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Языково-обучающие туры – туры, направленные на совершенствование языковых навыков и приобретение языковой практики общения на иностранном языке за рубежом.

Спортивно-обучающие туры – туры, направленные на совершенствование языковых и приобретение практического навыка общения с элементами спортивного развития.

Профессионально-обучающие туры – туры, направленные на приобретение опыта работы за рубежом, практическое применение языковых знаний и прохождение стажировок в зарубежных компаниях.

Вышеуказанные базовые понятия соответствуют требованиям Всемирной туристской Организации и являются едиными для всех субъектов, осуществляющих деятельность в сфере туризма.

Основным фактором микросреды туриндустрии Тульской области является:

1) потенциал образовательных туристских услуг:

В Тульском регионе туризм является динамично развивающейся, перспективной отраслью экономики. Население области преимущественно городское (81,6%) и уровень его образованности является одним из самых высоких в России. Именно на городскую интеллигенцию и жителей области, стремящихся к получению глубоких знаний иностранного языка, языковой практики и повышению уровня квалификации за рубежом и направлено развитие образовательного туризма. В ходе проведения анализа спроса на выездной образовательный туризм в Тульской области были выявлены положительные тенденции развития туристического комплекса – заинтересованность жителей области к образовательным турам (66,66% опрошенных хотели бы учиться за границей), а также отмечены приоритеты респондентов в части страны для проведения обучения и языкового направления. В настоящее время образовательные туры в Тульской области привлекают, в основном, молодых путешественников — школьников и студентов. Об этом свидетельствует и рост выдачи студенческих виз. Люди более старшего возраста пока мало задействованы в образовательном туризме. Для этого есть несколько причин. При организации образовательного тура агентство обязано предоставить стандартный пакет услуг, как и в обычном туре, но дополнить его услугами, отвечающими целям поездки. Использование выездного образовательного туризма позволяет удовлетворить спрос и расширить перечень предлагаемых услуг туристических фирм Тульской области.

Сдерживающими факторами развития выездного образовательного туризма являются следующие:

  • ограниченное количество фирм, способных предложить своим клиентам образовательные туры;

  • ограниченное количество фирм, зарегистрированных в федеральном реестре, что свидетельствует о невозможности предоставления гарантий такими туристическими фирмами своим клиентам;

  • отсутствие показателей вклада в туристскую отрасль основных субъектов региональной туриндустрии;

  • отсутствие общего коммуникативного пространства субъектов туриндустрии, как следствие, отсутствие информации об их деятельности на всех уровнях потребления регионального турпродукта – туроператоры, турагенты, потребители.

2) Деятельность турфирм:

Деятельность большей части турагентств области направлена на обеспечение пляжного отдыха, либо экскурсионных и ознакомительных поездок своим клиентам.

Образовательные туры являются профилем только одного агентства на территории Тульской области, однако существуют те турагентства, которые смогут заниматься реализацией образовательных туров в перспективе.

Таки образом, стоит отметить, что предпосылки для развития образовательного туризма в области предопределены современными условиями и мировыми тенденциями интеграции иностранных стран в экономику и социальные показатели жизни. Знание и владение иностранным языком повысит уровень образованности населения, положительно скажется на показателях деятельности агентств и перспективах развития региона.


Литература:

    1. Российский Союз Туриндустрии // [Интернет ресурс], режим доступа http://www.rostourunion.ru/pages/rus/vstuplenie_v_rst/obrazovatel_nyyi/

    2. Тульская область.Статистика по Тульской области // [Интернет ресурс], режим доступа http://protown.ru/russia/obl/stat/stat_291.html

    3. Курсы за рубежом: английский за рубежом и другое образование за рубежом // [Интернет ресурс], режим доступа http://www.startravel.ru/langcourses/

    4. Языковое обучение за рубежом // [Интернет ресурс], режим доступа http://young.spectrum.ru/pages/main/1685/1686/index.shtml

    5. Спрос на образовательные туры в Великобританию // [Интернет ресурс], режим доступа http://www.ratanews.ru/news/news_26032011_1.stm

    6. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А.П. Дурович. – 7-е издание, стер. – Минск: Новое знание, 2007. – 496 с.

    7. Языковые предпочтения населения // [Интернет ресурс], режим доступа http://ria.ru/society/20080926/151623764.html

    8. Language Travel Magazine // [Интернет ресурс], режим доступа http://eduabroad.ru/agent/ltm.php

    9. Замятина Н. В. Маркетинг в деятельности туристских предприятий / Н.В. Замятина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. №4. – С. 14-18.

    10. Обучение за рубежом // [Интернет ресурс], режим доступа http://www.studyin.ru/

    11. Образование за рубежом // [Интернет ресурс], режим доступа http://prestige-travels.ru/education.html

Основные термины: Тульской области, образовательного туризма, выездного образовательного туризма, туристского продукта, развития выездного образовательного, реализации туристского продукта, образовательный туризм, концепции развития выездного, развития образовательного туризма, развитие образовательного туризма, туриндустрии Тульской области, выездной образовательный туризм, Использование выездного образовательного, фирм Тульской области, временного пребывания, Тульском регионе туризм, организаций Тульской области, микросреды туриндустрии Тульской, жителей области, туризм выездной

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle