Библиографическое описание:

Колесникова Т. П., Попова Е. С. Основы разработки концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 85-87.

Туризм – сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. «Своими» вопросами теории и практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. В настоящее время туризм представлен различными видами, одним из которых является образовательный туризм.

Образовательный туризм – явление сравнительно новое. Еще пять лет назад такой вид туристического продукта рассматривали немногие, однако, из-за увеличения спроса и желания клиентов (по данным Всемирной Молодежной Студенческой и Образовательной Туристической Конфедерации (WYSTC), за последние пять лет, например, общее число молодежи, готовых совершать образовательные туры, возросло на 40%) его следует признать актуальным для развития.

В Тульском регионе туризм является динамично развивающейся, перспективной отраслью экономики. Население области преимущественно городское (81,6%) и уровень его образованности является одним из самых высоких в России. Стоит отметить, что даже в условиях экономического кризиса, выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, в условиях экономической нестабильности туляки отдавали предпочтение именно обучению. Таким образом, именно на городскую интеллигенцию и жителей области, стремящихся к получению глубоких знаний иностранного языка, языковой практики и повышению уровня квалификации за рубежом и направлено развитие образовательного туризма. Использование выездного образовательного туризма позволяет удовлетворить спрос и расширить перечень предлагаемых услуг туристических фирм Тульской области.

Разработка и формирование концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области представляет собой положения, где определяется основы стратегии развития данного направления. Для определения стратегии требуется представить общие положения и определения; факторы микросреды туриндустрии Тульской области; основные направления развития образовательного туризма в Тульской области; цель и задачи развития образовательной туристской индустрии Тульской области, а также механизмы реализации Концепции

  1. Общие положения и определения.

Основой для разработки концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области (далее Концепции) является признание в ходе проведенного исследования тенденций спроса на выездной образовательный туризм его значимости для экономического, социально-политического и культурного развития Тульской области.

Данная Концепция определяет основные направления стратегии формирования конкурентоспособной региональной образовательной туристской индустрии и механизмы ее реализации.

Необходимость разработки Концепции обусловлена:

  • влиянием туризма на социально-экономическое развитие Тульской области;

  • значимостью образовательного туризма в формировании имиджа Тульской области;

  • высокой заинтересованностью жителей Тульской области к образовательным турам;

  • конкурентоспособным спросом на образовательные туры;

  • интенсивным развитием межрегионального и международного сотрудничества.

Концепция призвана способствовать:

  • формированию нормативно-правовой базы развития туризма в Тульской области, в том числе по обеспечению безопасности при проведении туристских путешествий;

  • принятие мер для обязательной регистрации туристических фирм области в едином федеральном реестре;

  • содействию развития различных видов образовательного туризма в зависимости от целей путешествия;

  • разработке системы информационного обеспечения туризма, проведению рекламной деятельности по формированию представления жителей Тульской области об образовательных туров;

  • содействию кадровому и научному обеспечению туристской деятельности.

В целях формирования единого понятийного аппарата в Концепции используются следующие термины, определенные Федеральным Законом от 26 ноября 1996 года 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

образовательный туризм – временные выезда с целью получения образования за рубежом;

туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм международный - туризм выездной или въездной;

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Языково-обучающие туры – туры, направленные на совершенствование языковых навыков и приобретение языковой практики общения на иностранном языке за рубежом.

Спортивно-обучающие туры – туры, направленные на совершенствование языковых и приобретение практического навыка общения с элементами спортивного развития.

Профессионально-обучающие туры – туры, направленные на приобретение опыта работы за рубежом, практическое применение языковых знаний и прохождение стажировок в зарубежных компаниях.

Вышеуказанные базовые понятия соответствуют требованиям Всемирной туристской Организации и являются едиными для всех субъектов, осуществляющих деятельность в сфере туризма.

Основным фактором микросреды туриндустрии Тульской области является:

1) потенциал образовательных туристских услуг:

В Тульском регионе туризм является динамично развивающейся, перспективной отраслью экономики. Население области преимущественно городское (81,6%) и уровень его образованности является одним из самых высоких в России. Именно на городскую интеллигенцию и жителей области, стремящихся к получению глубоких знаний иностранного языка, языковой практики и повышению уровня квалификации за рубежом и направлено развитие образовательного туризма. В ходе проведения анализа спроса на выездной образовательный туризм в Тульской области были выявлены положительные тенденции развития туристического комплекса – заинтересованность жителей области к образовательным турам (66,66% опрошенных хотели бы учиться за границей), а также отмечены приоритеты респондентов в части страны для проведения обучения и языкового направления. В настоящее время образовательные туры в Тульской области привлекают, в основном, молодых путешественников — школьников и студентов. Об этом свидетельствует и рост выдачи студенческих виз. Люди более старшего возраста пока мало задействованы в образовательном туризме. Для этого есть несколько причин. При организации образовательного тура агентство обязано предоставить стандартный пакет услуг, как и в обычном туре, но дополнить его услугами, отвечающими целям поездки. Использование выездного образовательного туризма позволяет удовлетворить спрос и расширить перечень предлагаемых услуг туристических фирм Тульской области.

Сдерживающими факторами развития выездного образовательного туризма являются следующие:

  • ограниченное количество фирм, способных предложить своим клиентам образовательные туры;

  • ограниченное количество фирм, зарегистрированных в федеральном реестре, что свидетельствует о невозможности предоставления гарантий такими туристическими фирмами своим клиентам;

  • отсутствие показателей вклада в туристскую отрасль основных субъектов региональной туриндустрии;

  • отсутствие общего коммуникативного пространства субъектов туриндустрии, как следствие, отсутствие информации об их деятельности на всех уровнях потребления регионального турпродукта – туроператоры, турагенты, потребители.

2) Деятельность турфирм:

Деятельность большей части турагентств области направлена на обеспечение пляжного отдыха, либо экскурсионных и ознакомительных поездок своим клиентам.

Образовательные туры являются профилем только одного агентства на территории Тульской области, однако существуют те турагентства, которые смогут заниматься реализацией образовательных туров в перспективе.

Таки образом, стоит отметить, что предпосылки для развития образовательного туризма в области предопределены современными условиями и мировыми тенденциями интеграции иностранных стран в экономику и социальные показатели жизни. Знание и владение иностранным языком повысит уровень образованности населения, положительно скажется на показателях деятельности агентств и перспективах развития региона.


Литература:

    1. Российский Союз Туриндустрии // [Интернет ресурс], режим доступа http://www.rostourunion.ru/pages/rus/vstuplenie_v_rst/obrazovatel_nyyi/

    2. Тульская область.Статистика по Тульской области // [Интернет ресурс], режим доступа http://protown.ru/russia/obl/stat/stat_291.html

    3. Курсы за рубежом: английский за рубежом и другое образование за рубежом // [Интернет ресурс], режим доступа http://www.startravel.ru/langcourses/

    4. Языковое обучение за рубежом // [Интернет ресурс], режим доступа http://young.spectrum.ru/pages/main/1685/1686/index.shtml

    5. Спрос на образовательные туры в Великобританию // [Интернет ресурс], режим доступа http://www.ratanews.ru/news/news_26032011_1.stm

    6. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А.П. Дурович. – 7-е издание, стер. – Минск: Новое знание, 2007. – 496 с.

    7. Языковые предпочтения населения // [Интернет ресурс], режим доступа http://ria.ru/society/20080926/151623764.html

    8. Language Travel Magazine // [Интернет ресурс], режим доступа http://eduabroad.ru/agent/ltm.php

    9. Замятина Н. В. Маркетинг в деятельности туристских предприятий / Н.В. Замятина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. №4. – С. 14-18.

    10. Обучение за рубежом // [Интернет ресурс], режим доступа http://www.studyin.ru/

    11. Образование за рубежом // [Интернет ресурс], режим доступа http://prestige-travels.ru/education.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle