Библиографическое описание:

Гаврилов Г. А. Информационная война и паблик рилейшнз // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 243-245.

Исследователь в области информационной войны А.В. Манойло отмечает, что современные войны все более становятся психологическими, напоминают масштабную PR-кампанию [1, с. 73-80], при этом собственно военные операции постепенно оттесняются на второй план и играют четко определенную и ограниченную роль, отведенную им в общем сценарии военной кампании. Т.е. собственно крупным силовым операциям современности предшествуют масштабные информационные кампании, представляющие собой «мягкий» вариант войны и призванные выполнить определенные функции. В войнах такого типа широко используется набор технологий связей с общественностью, поскольку объектом данных акций является в первую очередь влияние на общественное сознание с целью его изменения в нужном направлении. В информационном обществе ПР становится синонимом и точкой роста важнейших форм общественно-политической активности. Сергей Марков отмечает, что пиар-специалисты встают в один ряд с генералами во время любой современной войны. Сначала «в бой идут пиарщики, создавая правильный образ: кто прав, а кто – враг человечества»; затем действуют политики, отдавая приказы генералам; а те в свою очередь решают военные задачи в соответствии с теми целями, гуманность которых пиарщики уже доказали общественному мнению [2, с. 26-27]. ПР и СМИ играют решающую роль в общей победе, поскольку победа – это достижение политической цели, а военная сила – только одно из средств, используемых для достижения данной цели. И последние военные конфликты с участием ведущих стран подтвердили это: война в Заливе против Ирака в 1991 году, война НАТО в Косово против Сербии, войны США в Афганистане против талибов и в Ираке против режима Саддама Хусейна и др.

Как пишет Почепцов, информационная война может опираться на методы планирования кампании, разработанные в рамках паблик рилейшнз, поскольку для паблик рилейшнз характерно не просто внимание к аудитории (можно даже сказать, что если в пропаганде определяющей является прямая связь между говорящим и слушающим, то для паблик рилейшнз базовой становится обратная связь), но и внимание к косвенным методам воздействия. Существенная разница, по мнению Почепцова, заключается в том, что, если паблик рилейшнз направлены на «лечение» возникшей проблемы, то, к примеру, психологические операции, наоборот, занимаются этой проблемой для того, чтобы совершить изменения в поведении масс [3, с. 176].

На использование технологий связей с общественностью в ходе информационных войн указывает В.П.Изотов: «информационные войны представляют собой феномен современной коммуникативистики, возникший вследствие процесса монополизации медиа. В процессе информационных войн активно используется арсенал пропаганды и ПР» [4, с. 13].

Информационная война (или информационно-психологическая, как ее еще называют) может представлять собой масштабную ПР-кампанию, так как строится по той же схеме. К примеру, обратимся к модели ПР Ф. Джефкинса, которая включает:

1. Оценку ситуации.

2. Определение целей.

3. Определение публики.

4. Отбор каналов массовой коммуникации, техники воздействия.

5. Планирование бюджета.

6. Оценку результатов.

Соответствующие этапы характерны и для планирования и дальнейшего проведения мероприятий информационной войны. Отличие состоит в масштабности и значимости планируемых целей.

По мнению Почепцова, есть значительное сходство в инструментарии и методах психологических операций (являющихся составной частью информационной войны) и паблик рилейшнз. Есть даже совпадающие задачи: так, например, в рамках психологических операций (ПО), проводимых армией США, стоит и такая задача, как «создание благоприятного имиджа действий Америки». В принципе, фундаментальная близость объясняется тем, что американское руководство по ПО, рассматриваемое Почепцовым, (Psychological operations, techniques and procedures. – U.S. Governmental Printing Office. – 1994) опирается на методы, исходно разработанные в коммерческой рекламе [3 с. 182]. Оттуда же черпает множество методов для себя и ПР. Общность методов отлично только в одном аспекте – более серьезной технологической подготовке кампании, более существенной исследовательской базе по изучению целевой аудитории, на которую направлено действие ПО.

Цикл ПО состоит из трех компонентов, также характерных для ПР: оценка ситуации, планирование и исполнение. При этом тестирование сообщений, проверка результатов также включаются в ПО. Более подробно ПО можно представить в следующем виде:

- Сбор разведывательной информации.

- Анализ целевой аудитории.

- Разработка продукта.

- Отбор каналов распространения.

- Производство медиа.

- Распространение.

Первый компонент входит в оценку, три последующие – в планирование, оставшиеся два – в исполнение. Конечной целью работы признаются поведенческие изменения у целевой аудитории.

Обратимся к системе RACE, в соответствии с которой осуществляется планирование и оценка PR-проектов. Система RACE включает:

RResearch (исследование: анализ и постановка задачи),

A – Аction (действие: разработка программы и сметы),

С – Communication (общение: осуществление программы информационно-коммуникативными средствами),

Е – Еvaluation (оценка: определение результатов и внесение коррективов в программу) [5, с. 44].

Имеется в виду, что основная задача исследовательского этапа ПР-кампании – определение целевых аудиторий, их отношения к конкретной личности, организации, товару или услуге, а также характера и источников информации, через которые можно было бы достичь желаемого отношения и впоследствии поступка.

На этапе «действие» (планирование действия) готовится концепция ПР-кампании, определяются типология и перечень ключевых акций, принципы осуществления медиа-политики, разрабатывается поэтапный рабочий план реализаций некоего проекта.

На коммуникативном этапе происходит осуществление намеченных действий в направлении влияния на определённые ранее целевые группы общественности.

Данная работа сопровождается регулярным мониторингом ситуации и своевременным реагированием на её изменение. По итогам каждого из этапов осуществляется оценка проделанной работы на предмет её соответствия желаемым изменениям, проводится коррекция ПР-стратегии, а по завершении всей кампании готовится аналитическая справка о её эффективности и разрабатываются рекомендации на перспективу.

Как мы видим, этапы ПО соответствуют этапам проведения ПР-кампании.

Говоря о целях ПР-кампании, мы имеем в виду изменение отношения целевой аудитории к организации (заказчику кампании), его продукту, а также изменение поведения целевой аудитории, которое принесёт определённую выгоду данной организации. Как уже было сказано выше, целью ПО является изменение общественного мнения, мнения конкретных групп людей относительно какого-либо явления или события путём управляющего информационного воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, чувства и волю. Эффективность работы столь же значима в ПО, как и в ПР. В ПР, как мы помним, это одна из болезненных проблем, еще требующих решения. Поэтому опыт ПО в этой сфере вдвойне интересен. В ПО эффективность определяется такими факторами, как:

- тип и размещение целевой аудитории;

- число и разнообразие коммуникативных каналов, доступных аудитории;

- степень насыщения программы, степень соответствия сообщения стандартам аудитории.

Результативность ПО, по мнению Почепцова, определяется, благодаря индикаторам: прямым и непрямым.

Прямые – предполагают ответные действия со стороны противника (при этом следует помнить, что они могут быть вызваны и другими факторами). Непрямые индикаторы относятся к событиям на данной территории, которые нельзя напрямую связать с проведенными операциями. Кроме того, на наш взгляд, важнейшим индикатором результативности проведенных ПО являются изменения во взглядах и поведении целевой аудитории, которые (изменения) возможно отследить с помощью методов социальных исследований. В паблик рилейшнз изменение действий целевой аудитории и ее отношения к объекту также может рассматриваться в качестве критерия оценки результата ПР-кампании. Таким образом, и в информационной войне, в частности, в ходе психологических операций, и в ПР-кампаниях совпадают цели, этапы, методы проведения и способы оценки.


Литература:

  1. Манойло А.В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта. – Киев: Материалы V Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и безопасность». – 2005, №8, с. 73-80.

  2. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. / Предисл. С.А. Маркова. – М.: Ладомир, 2004. – 623 с.

  3. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. – 576 с.

  4. Изотов В.П., Изотова И.В. Связи с общественностью: Основные понятия и определения. – Орел, 2006. – 40 с.

  5. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. Учеб. пособие (2 изд.). – М.: Дело, 2004. – 496 с.

Основные термины (генерируются автоматически): целевой аудитории, целевой аудитории, паблик рилейшнз, паблик рилейшнз, информационной войны, психологических операций, паблик рилейшнз базовой, паблик рилейшнз изменение, рамках паблик рилейшнз, Информационная политика СМИ, чеченской кампании, Анализ целевой аудитории, отношения целевой аудитории, поведении целевой аудитории, изучению целевой аудитории, действий целевой аудитории, поведения целевой аудитории, мнению Почепцова, информационной войны А.В, информационном обществе ПР.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle