Библиографическое описание:

Щелконогов С. В. Анализ современных и перспективных систем предупреждения путевых работников о приближении подвижного состава // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 61-63.

Проведен анализ систем оповещения работников, работающих на путях, о приближении подвижного состава действующих на сети железных дорог России, так же исследованы зарубежные системы оповещения.
Железная дорога и железнодорожный транспорт являются зоной повышенной опасности, как для пользователей услугами железнодорожного транспорта (пассажиров), так и для работников холдинга ОАО «Российские железные дороги», занятых обслуживанием устройств инфраструктуры. Случаи наезда подвижного состава на работников, выполняющих работы на путях, продолжают оставаться одним из наиболее частых видов несчастных случаев. Одной из причин данных видов происшествий является заметно возросшая скорость движения поездов. Наряду с внешней опасностью имеют место случаи нарушения требований системы охраны труда и личной техники безопасности работниками, выполняющими работы на путях.
Согласно статистическим данным за последние пять лет от наезда подвижного состава в 2007 году травмировано 56 человек, из них погибло 32 человека, в 2008 году травмировано 54 человека, из них погибло 26 человек, в 2009 году травмирован 41 человек, из них погибло 20 человек, в 2010 году травмировано 40 человек, из них погибло 19 человек, в 2011 году число погибших от наезда подвижного состава увеличилось до 25 человек. По состоянию на 3 апреля 2012 года травмировано от наезда 8 человек, в том числе погибло 4 человека (диаграмма).

Диаграмма – случаев наезда подвижного состава на работников ОАО «РЖД».


Системы оповещения на железных дорогах России являются одним из главных способов защиты работающих на железнодорожных путях, от наезда подвижного состава. Своевременное информирование работников о приближении подвижного состава, к месту проведения работ важная составляющая безопасности движения поездов. Более высокой степени безопасности, возможно, добиться путем безоговорочного исполнения требований руководящих документов и технического оснащения станций и перегонов современными системами автоматического оповещения путевых работников.
1. В настоящее время на железных дорогах России большое распространение получила система «Сирена», разработка научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО «НИИАС») – дочернего общество ОАО «РЖД». Система «Сирена» имеет различное исполнение:
- «Сирена-Р» – автоматическое речевое оповещение о приближении поездов к месту работ на стрелочных переводах малых станций;
- «Сирена-СР» – автоматическое речевое оповещение о приближении поездов к месту работ на стрелочных переводах станций с числом зон до 20;
- «Сирена-Ш» – оповещение о приближении поездов к месту работ на удаленных стрелках станций, а так же малых станций, с использованием шунта;
- «Сирена-РЦ» – автоматическое оповещение о приближении поездов к месту работ на перегоне, оборудованном кодовой автоблокировкой.
Система «Сирена» построена на речевом и звуковом оповещении работников пути и других служб и дирекций, производящих работы на перегоне, стрелочных переводах станций, оборудованных электрической централизацией, о движении поездов по данной стрелке или группе стрелок, входящих в зону оповещения [1]. Система по средствам радиосвязи сообщает работникам, находящимся в районе стрелочного перевода:
- об отсутствии поездов на участках приближения и возможности производства работ на данном участке перегона, стрелке;
- о приближении поезда к месту работ на перегоне, стрелке (группе стрелок) и необходимости немедленно уйти на безопасное расстояние. Сигналы оповещения составляются при проектировании и записываются в ПЗУ.
2. Разработанная в начале ХХI века специалистами МГУПС, РГОТУПС и Московской дороги система оповещения о приближении подвижного состава при работе на перегонах, описанная в [2], была утверждена для эксплуатационных испытаний на сети железных дорог. Система имеет увязку с системами СЦБ и максимально использует их зависимость, аппаратуры и источников питания. Устройства оповещения обеспечивают автоматическое включение оповещения о приближении поезда на заданном расстоянии к месту работ, обладают высокой надежностью и помехозащищенностью, работоспособны при любых погодных условиях, имеют постоянный контроль исправности системы и переводят устройство в режим оповещения при различных неисправностях.
3. Практически все железнодорожные станции оборудованы двусторонней парковой связью громкоговорящего оповещения (ПСГО). ПСГО кроме прочих возложенных на нее функций, система связи используется как средство информирования работников о поездной обстановке, т.е. для передачи указаний и сигналов о маневровых передвижениях. Система ПСГО построена с использованием стационарных систем связи, проводной сети связи и громкоговорителей.
Рассмотренные выше системы являются вспомогательными системами обеспечения безопасности, т.е. сохраняют существующий порядок ограждений производства работ на централизованных стрелках, участках пути в горловинах станций и на перегонах.
4. На железных дорогах Японии применяются системы мультимедийной мобильной связи (ММАС), в которой объединены две системы передачи сигналов проводные линии связи и радиосвязи [3]. Подвижной состав фиксируется путем передачи сигнала с передатчика, установленного на подвижной единице или с поста централизации, на приемник ретранслятора, который в свою очередь посылает сигнал по радиоканалу на портативное устройство. Основным преимуществом данной системы, является возможность работников занятых обслуживанием устройств инфраструктуры быть информированными, передвигаясь по станции по достаточно большому радиусу.
5. Для железных дорог Германии компанией Schweizer Electronic было разработан комплекс систем по обеспечению безопасностью работающих на путях. Ввиду больших скоростей движения поездов на Германских железных дорогах вопросы обеспечения безопасности движения являются основными. Одним из самых популярных является линейка систем Minimel 90 Typ DB и Minimel 95 [4]. В системах используются мобильные и напольные устройства, устройства проводной и радиосвязи, а так же система увязки с устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
6. В настоящее время для железных дорог России специалистами ОАО «НИИАС» разрабатывается координатная система контроля и оповещения [5]. Данная система строится на основе спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS. Источником информации, о приближении подвижной единицы к месту работ, является бортовой оповещатель. В качестве канала передачи данных используются системы общего назначения – GSM.
Анализируя системы предупреждения работников с позиции их увязки с системами СЦБ можно сделать вывод, что все эксплуатируемые системы, существующие на территории России и зарубежные системы, имеют зависимость от устройств СЦБ. Самостоятельной системой является координатная система контроля и оповещения, т.е. не функционирующей на основании сигналов автоблокировки, существенным недостатком данной системы является отсутствие повсеместной зоны покрытия сетью GSM.
В виду активного структурного реформирования в компании ОАО «РЖД» создаются обособленные подразделения на базе когда-то единых служб, дистанций, в этой ситуации важной задачей является разграничения зоны ответственности за безотказную работу устройств. Так, к примеру, в основе функционирования системы «Сирена» заложена устойчивая работа устройств СЦБ (Служба автоматики и телемеханик дирекции инфраструктуры) и радиосвязи (Дирекция связи). Таким образом, создание системы оповещения работников, находящейся в зоне ответственности одного подразделения холдинга ОАО «РЖД» является приоритетной задачей.
Системы, действующие в настоящее время на железных дорогах России, являются групповыми системами оповещения и не нацелены на индивидуальное оповещения работников. Информацию, об опасности и необходимости удалится на безопасное расстояние, до работника доводит сигналист или дежурный по железнодорожной станции. В то время как ряд операций на железнодорожных путях (например, обдув стрелок) выполняются без сигналиста или в условиях ограниченной слышимости и видимости, система обеспечения безопасности сводится к жесткому соблюдению требований нормативных документов. В указанных условиях невозможно самостоятельно полно оценивать фактическое состояние поездной обстановки.
Таким образом, в настоящее время перед автором стоит задача повышение безопасности движения поездов, путем разработки и внедрения индивидуальной эффективной, надежной, системы оповещения путевых работников, о приближении к месту работ подвижного состава, построенной с использованием радиоканала и эффективным способом передачи информации [6].

Литература:
  1. Типовые материалы для проектирования 410106 – ТМП «Системы оповещения монтеров пути для различных систем ЭЦ», ГУП Гипротранссигналсвязь – 2001, Альбом 1-4.
  2. Ульянов, В.М, Меламед Ю.И., Болотин В.И., Жуков В.И., Федосов В.Д. Автоматическое устройство оповещения о приближении подвижного состава // Автоматика Связь Информатика. – 2001. – №5. – С. 38-42.
  3. http://www.css-rzd.ru/zdm/12-2003/03157.htm
  4. http://www.schweizer-electronic.co.uk/index.php
  5. Новиков В.Г., Алабушев И.И. Координатная система контроля и оповещения // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2008. №1. – С.45-48.
  6. Щелконогов С.В. Исследование спектров импульсов. // Информационные технологии. Радиоэлектроника. Телекоммуникации: сб. статей I международной заочной научно-технической конференции / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2011. – С. 348-351. ISBN 978-5-9581-0241-9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle