Библиографическое описание:

Местецкая Е. В. Методики осуществления внутреннего контроля качества в аудиторской организации // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 191-195.

Существует множество методик по проверке функционирования и оценке качества внутреннего контроля в аудиторских организациях. Каждая организация может выбрать методику, наиболее подходящую для нее, а может разработать собственную.

Компании следует разработать документально формализованную систему внутреннего контроля качества, содержащую принципы и процедуры контроля качества, а также требования к документированию всех процессов, предоставляющих доказательства функционирования системы внутреннего контроля качества. Это может быть внутренний стандарт или иной аналогичный документ аудиторской организации (положения, регламенты, инструкции, методические рекомендации), который должен быть доведен до сведения работников аудиторской организации так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике.

Исходя из этого внутреннего стандарта, необходимо оценивать контроль качества в аудиторской организации. Существует множество методик внутрифирменного контроля: фирма может выбрать одну из предложенных или разработать собственную. Рассмотрим две методики контроля качества, которые наиболее часто встречаются как в научной литературе, так и на практике.

Первая методика «Методика проверки организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита», описанная С. М. Бычковой и Е. Ю. Итыгиловой в своей книге «Контроль качества в аудите».

Типовой программой проверки соответствия требованиям и условиям стандартам, а также качества работы аудиторских организаций предусмотрен раздел, представленный в виде анкеты, для проверки внутрифирменного контроля качества. Рассмотрим пример такой анкеты далее [1].


Таблица 1

Контрольный лист по проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к организации внутрифирменного контроля за выполнением требований внутренних стандартов аудиторской организации

Вопрос

(Да/Нет)

Комментарии

Утверждены ли внутренние стандарты приказом руководителя аудиторской организации, а в случаях, предусмотренных учредительными документами, советом учредителей или другим уполномоченным органом

Содержатся ли во внутренних стандартах, регламентирующих вопросы контроля качества аудита, положения по осуществлению контроля за выполнением требований внутренних стандартов

Предусматривают ли внутренние стандарты назначение соответствующих должностных лиц. ответственных за соблюдение положений внутренних стандартов

Входит ли требование о необходимости применения внутренних стандартов в функцио­нальные обязанности аудитора, предусмотренные трудовыми отношениями между аудито­ром и аудиторской организацией

Установлены ли аудиторской организацией обязательные для выполнения и рекомендуе­мые для использования при проведении аудита положения внутренних стандартов

Осведомлен ли персонал аудиторской фирмы о наличии и содержании внутренних стандартов

Организован ли контроль за выполнением требований внутренних стандартов на всех уровнях управления аудиторскими проверками — от руководителей групп и руководите­лей проверок до руководителей аудиторской организации, уполномоченных подписывать аудиторские заключения

Установлены ли внутренними стандартами требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, выполняющих функции контроля качества аудита

Заключено ли с сотрудниками аудиторской организации соглашение, обязывающее их не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать внутренние стандарты вне деятельности данной аудиторской организации

Осуществляются ли действия по совершенствованию внутренних стандартов

Источник: [1]

Анкета содержит вопросы, которые сводятся к формальному перечислению требований к внутреннему контролю качества аудиторской работы, установленных федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита». В данном случае от контролера требуется описать, применяется ли каждое требование и дать комментарии.

Вследствие этого данная методика не отличается системным подходом к оценке внутреннего контроля качества.

Российской коллегией аудиторов и Национальной федерацией консультантов и аудиторов предложена общая программа контроля качества работы аудиторской фирмы – члена этих организаций. В отношении проверки системы внутреннего контроля качества аудита программой предусмотрены следующие направления проверки:

  • независимость;

  • принятие и обслуживание клиентов;

  • прием на работу;

  • профессиональное образование (обучение);

  • распределение заданий среди сотрудников;

  • профессиональная документация;

  • консультации;

  • контроль качества работы аудиторской фирмы в процессе аудита;

  • последующий контроль качества работы аудиторской фирмы [1].

Приведенные направления проверок также не соответствуют требованиям действующих аудиторских стандартов и соответственно на их основе невозможно объективно и системно оценить, как осуществляется внутренний контроль качества аудита в аудиторской организации.

Из изложенного следует, что в настоящее время отсутствуют надлежащим образом разработанные как на законодательном уровне, так и на уровне профессиональных аудиторских объединений методики проверки системы внутреннего контроля качества аудита, которые соответствовали бы требованиям нормативных актов, учитывали бы международные подходы к качеству услуг и включали бы критерии систематизированной оценки общего качества аудиторской работы [].

Для целей внешнего контроля качества аудита в отношении системы внутреннего контроля качества аудита можно выделить два основных направления проверки качества работы аудиторской организации:

1. Проверка организации системы внутреннего контроля качества аудита. Цель проведения проверки по данному направлению – установление, организована ли система внутреннего контроля качества аудита в аудиторской организации и соблюдены ли требования к организации этой системы. Проверка направлена на соблюдение требований, установленных п. 1 ст. 14 Закона об аудиторской деятельности, подп. «г» п. 4 Положения об аудиторской деятельности, п. 4–7 федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита» [2].

Для проверки по данному направлению предлагается использовать «Контрольный лист по проверке требований, предъявляемых к организации системы внутреннего контроля качества работы в аудиторской организации».

Таблица 2

Контрольный лист по проверке требований, предъявляемых к организации системы внутреннего контроля качества работы аудиторской организации

Вопрос

(Да/Нет)

Комментарий

Разработана ли аудиторской организацией политика и конкретные процедуры по обеспечению качества аудиторской работы в целом (положение о внутреннем контроле качества)

Разработаны ли и утверждены ли в установленном порядке внутрифирменные стандарты, внутренние положения, инструкции, иные документы для надлежащей организации контроля качества аудита

Включает ли действующая в аудиторской организации система внутреннего контроля качества аудита политику и процедуры по обеспечению качества аудиторской работы в целом в отношении:

а) профессиональных требований к сотрудникам аудиторской организации

б) профессиональной компетентности сотруднике» аудиторской организации

в) поручения заданий аудиторам

г) контрольных полномочий

д) консультирования

е) работы с аудируемыми лицами

ж) ориентации на потребности клиента

з) мониторинга эффективности процедур внутреннего контроля качества аудита

Соответствует ли политика и конкретные процедуры контроля качеств.'! работы:

а) размеру и характеру деятельности

б) географической разбросанности

в) организационной структуре

г) затратам и доходам

Ознакомлен ли персонал аудиторской организации с се политикой и процедурами внутреннего контроля качества

Источник: [1]

2. Проверка эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита. Цель проверки эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита – установление, реализуются ли политика и конкретные процедуры по обеспечению качества работы аудиторской организации в целом по каждому из установленных элементов такой системы. Данное направление предполагает проверку соблюдения требований, установленных в приложении к федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита» [].

Однако можно выделить недостатки такой методики анкетирования:

  • методика не охватывает проверку конкретных процедур по обеспечению качества аудиторской работы в отношении каждого элемента системы внутреннего контроля качества аудита;

  • методика включает в себя долю субъективизма. Контролер в силу того, что это человек со своим мнением и виденьем ситуации и процессов, может не совсем объективно оценить каждое требование;

  • методика не подразумевает проверки каких-либо количественных характеристик, которые могли бы указывать на качество выполнения аудита.

Вторая методика - это методика ежедневных отчетов. Данная методика своим началом подразумевает методику анализа ежедневных задач менеджеров среднего звена.

Предполагается, что аудитор ежедневно составляет отчет о проделанной работе с указанием трудозатрат и области деятельности, достигнутого результата. Также в данном отчете указывается план работы на следующий день.

Такой отчет включает в себя вид работы и результативность по ней. Для удобства организация может разработать ряд типовых задач (видов работ), для того, чтобы аудитор, заполняя отчет, пользовался унифицированным перечнем. Это позволит уменьшить время на обработку таких отчетов.

Также отчет включает план на следующий день по виду работ и результаты, которые предполагаются по этому плану.

Рассмотрим один из примеров ежедневного отчета о текущей работе.

Таблица 3

Ежедневный отчет о текущей работе аудитора

По итогам всей аудиторской проверки, и соответственно по всем ежедневным отчетам, выводится ежемесячный отчет или общий отчет аудиторской проверки как по каждому аудитору в частности, так и в общем по всей аудиторской проверке.

Выделяя минусы данной методики, можно отметить, что:

  • тратится значительное время на заполнение отчета, подсчета часов, затраченных на ту или иную процедуру проверки;

  • сотрудники, зачастую, не согласны с заполнением ежедневных отчетов, так как считают подобный контроль чрезмерным;

  • сложность в составлении сводного анализа за неделю, месяц или весь период проверки, так как требуется колоссальное время на обработку отчетов;

  • на обработку отчетов необходима трудовая единица: или регистрацией и обработкой должен заниматься отдельный сотрудник или эта деятельность должна быть включена в должностную инструкцию определенного сотрудника (например, менеджера Службы менеджмента качества);

  • сложность и затратность сводного плано-фактного анализа, а также выделения отклонения по трудозатратам.

Таким образом, представленная методика ежедневных отчетов, имеет значительные недочеты. Но стоит отметить, что ее применение возможно в малых аудиторских компаниях с небольшим штатом аудиторов, где контроль над выполнением поставленных задач осуществляется непосредственно генеральным директором.

Доработка подобного отчета может привести не только к качественному планированию работ в небольших аудиторских компаниях, но и к выявлению текущих проблем в осуществлении той или иной аудиторской процедуры. Исходя из этого, предлагается доработать отчет, включив в него следующие пункты:

  • список активных задач (работ) аудитора (возможно с приоритетами по выполнению);

  • задачи (работы), выполненные на сегодняшний день;

  • трудности, возникшие в ходе выполнения задач (работ);

  • план по задачам (работам) на следующий рабочий день.

Таким образом, будет достигаться:

  • дисциплинированность аудиторов, при выполнении проверки;

  • тайм менеджмент и четкое представление плана работ на следующий рабочий день;

  • грамотное формулирование проблем, возникших в ходе деятельности, а в дальнейшем и поиск решения этих проблем в рамках не только отдельного аудитора, но и всей компании в целом.

Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских фирм предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению работы. Краеугольным камнем контроля качества аудита является профессионализм самих аудиторов, поэтому примеры способов обеспечения внутреннего контроля по основным аспектам системы внутреннего контроля качества аудита необходимо рассматривать в том числе с позиции контроля деятельности аудиторов в компании.

Рассмотренные методики внутреннего контроля качества аудита лишь частично удовлетворяли требования к полному контролю, поэтому на данном этапе развития внутрифирменного контроля аудиторской деятельности возникает необходимость либо симбиоза существующих методик, либо создание новой методики.


Литература:

  1. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Контроль качества в аудите. Электрон. журнал.: - 2008. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/216994/read

  2. Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту. В ред. постановления правительства РФ от 19.11.2008 № 863.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle