Библиографическое описание:

Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 417-420.

Реализация концепции здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) опирается на основные принципы, к которым относятся позитивная мотивированность, эстетичность, нравственность, альтруистичность, целеустремленность, общественная полезность, экологичность, соответствующая возрасту энергетическая обеспеченность, упреждающий характер, размеренность, ритмичность и т.д.

Соблюдение большинства из перечисленных принципов при разработке рекомендаций по внедрению здорового образа жизни является необходимым условием для формирования культуры человека в вопросах сохранения собственного здоровья.

Реализация концепции здорового образа жизни (ЗОЖ) должно опираться на систему социально-экономических мероприятий и формирование соответствующих поведенческих правил у людей. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но пути удовлетворения этой потребности носят сложный, специфический, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводят к необходимому и желательному результату. Поэтому важнейшую роль играет воспитание у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также изучение основных принципов и факторов здорового образа жизни, разработка методологии внедрения их на практике, и их освоения.

В достижении последней цели намечаются два пути.

  • Воспитание человека в составе коллектива с помощью различных форм и методов общественного обучения – педагогическая валеология.

  • Самовоспитание личности – креативная валеология (от греч. сreatio – сотвори): cотвори себя сам [3, с.226-235].

Естественно, что воспитание позитивного отношения к своему здоровью в ДОУ должно, прежде всего, опираться на принципы, заложенные в педагогической валеологии.

В этом отношении неоценима роль сотрудников дошкольного образовательного учреждения в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего в нем ценностное отношение к своему здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, осуществляет одну из приоритетных задач – приобщение дошкольника к культуре здоровья и таким образом сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование ЗОЖ должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Анализируя результативность приобщения детей к здоровому образу жизни можно предположить, что одним из препятствий активного формирования привычек является отсутствие осознанного отношения к собственному здоровью.

Формирование социальной компетентности определяется одной из приоритетных задач в программах развития и воспитания. Каждая образовательная программа для ДОУ предполагает подобный раздел. Поскольку программа воспитания и обучения является нормативным документом, то в ней предусмотрены и требования к уровню воспитанности и обученности детей.

Как правило, эти требования реализуются у старших дошкольников, когда перед ними встает проблема перехода в новые социальные условия – в школу. Иными словами, к этому моменту важно сформировать у ребенка социальную компетентность, выраженную в наборе поведенческих компетенций, которые позволят ему интегрироваться в новый коллектив. Несмотря на относительную новизну компетентностного подхода в образовании, он уже нашёл свое отражение в программах по дошкольному воспитанию.

Для осуществления вышеперечисленных требований важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в игре и в быту [2, с.286-289]. Анализируя организацию познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью, можно предположить, что положительно влияют на результаты поставленной проблемы:

  • занятия по здоровьеформирующему воспитанию и безопасности жизнедеятельности;

  • программно-методическое обеспечение этих занятий;

  • компетентность участников информационно-образовательной среды.

В целях улучшения качества достижения результата проводилась работа по:

  • систематизации данной тематики;

  • приданию занятиям проблемно-поисковой формы вместо иллюстративно-объяснительной;

  • формированию заинтересованности детей при получении информации о здоровом образе жизни;

  • стимуляции собственной познавательной активности детей.

Забота о здоровье участников педагогического процесса представляется актуальной задачей и предполагает систематическую работу как в направлении изучения влияния учебного процесса на здоровье, так и в направлении понимания сущности здорового образа жизни, а также наличия мотивации для реализации его установки [6,с. 307-312; 7. с.237-238].

Поддержание физической, психической и нравственной комфортности на оптимальном уровне доступно личности, обладающей высокой степенью культуры, знаниями, навыками и умениями по сохранению, укреплению и формированию здоровья. Профессионализм современного учителя определяется способностью достигать высокого педагогического результата при условии сохранения и укрепления своего здоровья. В связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья населения, актуальной является тема поиска новых подходов в повышении здоровьеформирующего образования педагогов [4, с.380-382; 7, с.237-238]. Окружение ребенка: родители, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, общество – все заинтересованы в его здоровье, поэтому необходимо развивать индивидуальную осознанную потребность в выполнении этой задачи. Все больше места в образовательных программах дошкольных учреждений уделяется представлению о здоровье, изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Учитывая эти подходы, педагоги должны помочь дошкольникам выработать собственные ориентиры на здоровый образ жизни, научить оценивать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье.

С какого возраста целесообразно проводить работу по углублению представлений о человеке, его здоровье и безопасности жизнедеятельности? На основании литературных источников это дети старшего дошкольного возраста, подготовительной к школе группы, т.к. согласно психолого-педагогическим исследованиям, в этом возрасте у детей расширяются и углубляются представления о человеке, его здоровье и безопасности жизнедеятельности, восприятие сливается с пониманием; развиваются начальные формы логического мышления, появляется способность к волевой регуляции поведения, совершенствуется умение прогнозировать поведение людей [5, с. 98-100].

В настоящее время обострения интереса к проблеме индивидуального здоровья человека, складывается мнение о целесообразности активизации внимания к детскому периоду жизни, т.к. именно в дошкольном возрасте происходит развитие потенциальных возможностей взрослого человека. Разработанная система получения знаний, умений и навыков по обеспечению и поддержанию здоровья рассчитанная на детский период, в дошкольном отделении прогимназии № 698 «Пансион» Московского района г. Санкт-Петербурга, позволяет позитивно решать задачи формирования индивидуальной полноценной жизненной философии дошкольника [2, с. 286-289;8, с. 504-508].

С этой точки зрения необходимо специально обсуждать вопрос о процессе формирования здорового образа жизни детей 3-7 летнего возраста в условиях дошкольного учреждения. Решать его целесообразно не в качестве дополнительного образования, а путем введения занятий по здоровому образу жизни интегрировано, например, в процесс занятий по физкультурной и экологической тематике.

Такой подход кажется оправданным с учетом перегруженности образовательных программ дошкольного воспитания информационно-познавательной деятельностью и предложениями различного рода дополнительных образовательных услуг. Актуально здесь и дифференцированное образование, ориентированное на конкретного ребенка с его индивидуальными особенностями [8, 504-508].

Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения; действия детей через некоторое время становятся самомотивированными.

В настоящее время актуальным для педагога является умение помочь детям познать самих себя, направить ребенка на путь самосовершенствования, решать проблему формирования здоровой личности методами конструирования положительных ориентиров, закладки установок на ценность здоровья, на доступную и доходчивую мотивацию. Реализуя основную цель – образование и воспитание личности, педагог должен сохранять и улучшать психосоматическое здоровье ребенка, развивать его эмоциональную, нравственно волевую и интеллектуальную сферы (1, с.445-448). Начинать надо с осознания того, что педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы от каждого его участника востребовалась активная позиция в различных жизненных ситуациях.

В основе построения педагогического процесса лежат вариативные и комплексные программы образования и воспитания, предполагающие интегративный подход к обучению [9, с. 23-25]. Так, в прогимназии № 698 «Пансион» Московского района г. Санкт-Петербурга внедрена интегрированная программа интеллектуального, художественного, творческого и нравственного развития личности дошкольника под названием «Гармония развития», адаптированная с учетом требований нового Федерального государственного стандарта [10]. В основе этой программы лежит проблемно-поисковый метод образования и воспитания, базирующийся на ручных умениях и игре. Это позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка без потери критериев стандарта образования, а в большинстве случаев и поднять уровень его подготовки к школе [2, с.286-289; 8, с. 504-508].

Оптимизация здоровьеформирующего компонента заключается также в проведении педагогической диагностики и психологического обследования каждого воспитанника. В эту работу включено: социально-эмоциональное развитие, речевое развитие, овладение грамотой, культура быта, ознакомление с природой, развитие ребенка в театрализованной деятельности, развитие в конструктивной деятельности, лепка, аппликация, развитие игровой деятельности, развитие элементарных математических представлений, рисование, физическое развитие, музыкальное, эстетическое развитие. Психологическое обследование выявляет степень адаптации детей к учебному и воспитательному процессам, эмоциональное состояние (уровень тревожности) каждого ребенка, оценивает уровень сформированности волевых качеств, определяет группы «риска» детей (агрессивное поведение, варианты зависимости, эмоциональную нестабильность…).

При построении процесса образования учитываются также медицинские показатели, как: родовые травмы, группа здоровья, изучение сопутствующих диагнозов.

Работа по формированию культуры здоровья организована по трем направлениям в физическом, психическом и духовно-нравственном аспектах с детьми, педагогами, родителями. Инновация в деятельности ГОУ касается управленческой, организационной и технологической сторон. Все перечисленное приводит к положительной динамике психосоматического развития по сравнению с детьми из других дошкольных учреждений. Качество проводимой работы в дошкольном блоке существенно положительно отражается на процессе обучения в начальной школе.

Таким образом, в работе ГОУ прогимназии № 698 «Пансион» Московского района города Санкт-Петербурга, реализуется качественно новый подход к процессу образования и воспитания с применением вариативных программ, соединением работы нескольких специалистов в цепочке единых психолого-педагогических, оздоровительных действий, направленных на развитие и воспитание здорового ребенка.


Литература:

  1. Бахтин Ю.К.. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья – ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый. – 2012. – № 4 – с. 445-448.

  2. Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении. // Молодой ученый № 2, февраль 2012, с.286-289.

  3. Макарова Л.П., Сопко Г.И. Здоровый образ жизни и его составляющие. // Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Вузов. – М.: – Изд. Центр «Академия». 2008. – с. 226-237.

  4. Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога//Молодой ученый. – 2012. № 3. – с. 380-382.

  5. Садретдинова А.И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий // Успехи современного естествознания.– 2008. – № 8 – С. 98-100.

  6. Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Макарова Л.П. Задачи и возможности медико-валеологического образования студентов педагогического университета. // Материалы ХПШ международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры» Спб., 2011 г. С.307-312.

  7. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Здоровье педагога и педагогический процесс. Учитель: вчера, сегодня, завтра: Материалы международной научно-практической конференции (24-25 июня 2010 г.) Ч.1. Псков. ПГПУ. 2010. – с.237-238.

  8. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников (на примере ГОУ прогимназия № 698 «Пансион»). Духовные горизонты детства: материалы ХУП Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства».(21-23 апреля 2010) – СПб.: Изд-во Политех. ун-та. 2010. – с.504-508.

  9. Станкевич П.В. Инновационная образовательная программа в образовательной практике Герценовского университета: опыт реализации в 2007/2008 учебном году. // Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. С.23-25.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://минобрнауки.рф/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle