Библиографическое описание:

Борисов А. А., Сыромятникова Л. И., Борисова Л. П. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 375-377.

Здоровьеформирующие технологии в образовании – это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, направленный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни.

На современном этапе развития общества особую значимость приобретают естественнонаучные знания, так как воздействие людей на природу осуществляется в поистине планетарном масштабе. Сегодняшнему студенту педагогического вуза предстоит обучать поколение людей XXI века. Уровень развития культуры здоровья как части общей культуры будущего поколения во многом будет зависеть от естественно-научной и методической подготовки учителя.

Одним из важнейших элементов системы образования на современном этапе является гуманизация и личностная ориентация. Это обстоятельство повышает интерес к «человеку» во всех аспектах проявления его свойств и качеств. В образовательной системе становятся приоритетными не только знания, но и физическое, психическое и нравственное состояние носителя знаний, степень реализации потенциальных возможностей человека. Здоровье молодежи является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный, культурный потенциал страны и национальную безопасность.

Подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи [9].

Формировать и поддерживать здоровье, как состояние нравственной, физической и психологической комфортности может лишь человек, сам обладающий культурой здоровья, знаниями, навыками и умениями сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.

Проблема формирования культуры здоровья является весьма актуальной, поскольку связана с осмыслением перемен в образовательной сфере, ориентированных на возрождение, сохранение и развитие духовной культуры, самосознания и самореализации личности за счет поддержки ее внутренних сил.

Как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья всех участников образовательного процесса? Большое значение в этом вопросе играет образование, которое будет выполнять функцию формирования здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, но сумеют сделать его основной потребностью и образом жизни всех участников образовательного процесса.

Существует огромное количество контролирующих методик уровня полученных знаний. Но также необходимы методики, которые помогут не только правильно организовать учебный процесс получения знаний (информатизация, компьютеризация и др.), сохраняющий здоровье, но и формировать культуру здоровья подрастающего поколения и молодежи.

Теоретическая подготовка студентов обоснована целесообразностью и возможностью формирования культуры здоровья средствами опытно-экспериментальной работы и связана с формированием сознания студентов, направленного на сохранение и укрепление здоровья и приобретение личностно-значимых знаний в этой области.

В настоящее время в системе высшего образования России происходят перемены, обусловленные, прежде всего, социокультурными изменениями. В высшем образовании наиболее значимым процессом является принятие федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Этот документ предлагает стратегии высшего образования, которые соответствуют требованиям времени [1, 8].

Третье поколение стандартов высшего профессионального образования ориентировано на развитие многоуровневой системы высшего образования в нашей стране. Многоуровневая система предусматривает необходимость перехода от узкопрофессиональной унифицированной подготовки специалиста к широкому общекультурному и фундаментальному образованию. Образованию, которое учитывает личностные возможности и потребности обучающихся и дифференцированного социального заказа общества. Многоуровневая система предлагает будущему профессионалу выбрать собственную траекторию своего педагогического образования [1].

Одним из уровней высшего профессионального образования является магистратура.

Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Поэтому в процесс обучения студентов (особенно в педагогических вузах) необходимо шире внедрять здоровьеформирующие технологии, с целью развития ответственности будущих педагогов за профилактические мероприятия и сохранение здоровья населения, начиная с детства.

Технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой раз­вития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии»,по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, любви к окружающему миру [4].

Основная образовательная программа специализированной подготовки магистра по здоровьеформирующим технологиям составленная на базе Государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование» способствует развитию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области сохранения и укрепления здоровья, путем формирования культуры здоровья и создания оптимальных условий обучения, позволяющих в полной мере реализовать жизненный потенциал индивида [3].

Все специальные дисциплины программы были отобраны исходя из факторов формирования здоровья: личностного фактора, фактора защиты, фактора среды, фактора деятельности. Перечисленные факторы рассматриваются как ресурсы, отвечающие сохранению и укреплению здоровья в системе педагогического образования.

Программа выстроена по концентрическому принципу и включает следующие специальные учебные дисциплины:

  • История медико-биологических дисциплин.

  • Физиолого-гигиенические основы формирования здоровья.

  • Социально-психологические основы формирования здоровья.

  • Медицинские и экологические основы формирования здоровья.

  • Организационно-методические основы формирования здоровья.

  • Технологии формирования здоровья.

  • Технологии формирования физической культуры.

  • Технологии формирования здоровья детей в социальной сфере.

Приведенные дисциплины как структурные компоненты учебной программы тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

В процессе обучения специальным дисциплинам прослежена возрастная динамика особенностей онтогенеза человека (от развития детского возраста и подросткового до позднего возраста и старения), сделан акцент на необходимости оценки и сохранения индивидуального физического, психического, социального здоровья, а также на сохранении окружающей природы и формировании экологической культуры.

Реализация программы предполагает включение студентов в освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания.

Магистр в области педагогического образования и технологий формирования здоровья подготовлен к осуществлению таких видов деятельности как: научно-исследовательской; преподавательской; консультационной; культурно-просветительской; организационно-воспитательной; социально-педагогической.

Магистерская программа «Здоровьеформирующие технологии» ориентирована на обеспечение специализированной фундаментальной подготовки научно-педагогических кадров и повышения качества прикладной подготовки профессиональной деятельности в области сохранения и укрепления здоровья человека.

Молодое поколение, вступившее, в XXI век выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают, неоднозначны и противоречивы. Молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. От качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития. Это будет зависеть от того, насколько молодёжь знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития. Связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач. Кроме этого молодые люди должны быть обеспечены необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

Магистерская программа «Здоровьеформирующие технологии» будет осуществляться наиболее эффективно, если реализовать следующие условия:

- рассматривать формирование культуры здоровья молодежи как одну из приоритетных целей на всех этапах профессиональной подготовки не только учителей, но и во всех образовательных учреждениях;

- в определении целей и специфики содержания, методов и организационных форм профессиональной подготовки специалистов различного профиля учитывать стадии формирования медико-педагогической компетентности, определяющей становление развитие самосознания и ведущие факторы его саморазвития;

- активно использовать следующие методы обучения в высшей школе: анализ конкретных ситуаций (case-study); разыгрывание ролей (ролевая игра, деловая игра); «мозговой штурм»; интерактивные методы обучения (социально-психологический тренинг); видеометод др.;

- в содержание подготовки специалистов различных профессий, включать, например, такие интегрирующие спецкурсы, как: «Основы здорового образа жизни и профилактика заболеваний», «Здоровье под контролем», «Здоровье и безопасность девочки, девушки, женщины», «Гендерные отношения и репродуктивное здоровье», «Основы личной безопасности», «Экологические основы здоровья».

Магистерская программа «Здоровьеформирующие технологи» может быть рекомендована для ВУЗа любого профиля, учитывая специфику учебного заведения и профессиональную компетентность обучающихся.


Литература:

  1. Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»): материалы XIII-й научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23-27 ноября 2009 г. / сост. и общ.ред. В.П. Соломин, П.В. Станкевич, Т.В. Маликова, Н.Е. Павлова; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 342 с.

  2. Организация самостоятельной работы в магистратуре: методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических университетов / Составители: Л.К. Боровик, Е.Н. Глубокова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 г. – 139с.

  3. Проектирование учебно-методического обеспечения образовательной программы в логике федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения: методическое пособие / под ред. С.А. Гончарова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 135 с.

  4. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов. – М.АРКТИ, 2003.-270 с.

  5. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

  6. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml

  7. Политология. / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М., 2005.

  8. Медико-валеологические проблемы здоровья человека: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.– 148 с.

  9. Борисов А.А. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности // А.А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 507-509.

Основные термины: формирования здоровья, культуры здоровья, педагогического образования, основы формирования здоровья, формирования культуры здоровья, магистров педагогического образования, подготовки магистров педагогического, формирование культуры здоровья, Технологии формирования здоровья, профессионального образования, области педагогического образования, стандартов третьего поколения, укреплению здоровья, укрепления здоровья, здоровья детей, здоровья человека, области безопасности жизнедеятельности, функцию формирования здоровья, высшего профессионального образования, развития культуры здоровья

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle