Библиографическое описание:

Борисов А. А., Сыромятникова Л. И., Борисова Л. П. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 375-377.

Здоровьеформирующие технологии в образовании – это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, направленный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни.

На современном этапе развития общества особую значимость приобретают естественнонаучные знания, так как воздействие людей на природу осуществляется в поистине планетарном масштабе. Сегодняшнему студенту педагогического вуза предстоит обучать поколение людей XXI века. Уровень развития культуры здоровья как части общей культуры будущего поколения во многом будет зависеть от естественно-научной и методической подготовки учителя.

Одним из важнейших элементов системы образования на современном этапе является гуманизация и личностная ориентация. Это обстоятельство повышает интерес к «человеку» во всех аспектах проявления его свойств и качеств. В образовательной системе становятся приоритетными не только знания, но и физическое, психическое и нравственное состояние носителя знаний, степень реализации потенциальных возможностей человека. Здоровье молодежи является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный, культурный потенциал страны и национальную безопасность.

Подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи [9].

Формировать и поддерживать здоровье, как состояние нравственной, физической и психологической комфортности может лишь человек, сам обладающий культурой здоровья, знаниями, навыками и умениями сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.

Проблема формирования культуры здоровья является весьма актуальной, поскольку связана с осмыслением перемен в образовательной сфере, ориентированных на возрождение, сохранение и развитие духовной культуры, самосознания и самореализации личности за счет поддержки ее внутренних сил.

Как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья всех участников образовательного процесса? Большое значение в этом вопросе играет образование, которое будет выполнять функцию формирования здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, но сумеют сделать его основной потребностью и образом жизни всех участников образовательного процесса.

Существует огромное количество контролирующих методик уровня полученных знаний. Но также необходимы методики, которые помогут не только правильно организовать учебный процесс получения знаний (информатизация, компьютеризация и др.), сохраняющий здоровье, но и формировать культуру здоровья подрастающего поколения и молодежи.

Теоретическая подготовка студентов обоснована целесообразностью и возможностью формирования культуры здоровья средствами опытно-экспериментальной работы и связана с формированием сознания студентов, направленного на сохранение и укрепление здоровья и приобретение личностно-значимых знаний в этой области.

В настоящее время в системе высшего образования России происходят перемены, обусловленные, прежде всего, социокультурными изменениями. В высшем образовании наиболее значимым процессом является принятие федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Этот документ предлагает стратегии высшего образования, которые соответствуют требованиям времени [1, 8].

Третье поколение стандартов высшего профессионального образования ориентировано на развитие многоуровневой системы высшего образования в нашей стране. Многоуровневая система предусматривает необходимость перехода от узкопрофессиональной унифицированной подготовки специалиста к широкому общекультурному и фундаментальному образованию. Образованию, которое учитывает личностные возможности и потребности обучающихся и дифференцированного социального заказа общества. Многоуровневая система предлагает будущему профессионалу выбрать собственную траекторию своего педагогического образования [1].

Одним из уровней высшего профессионального образования является магистратура.

Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Поэтому в процесс обучения студентов (особенно в педагогических вузах) необходимо шире внедрять здоровьеформирующие технологии, с целью развития ответственности будущих педагогов за профилактические мероприятия и сохранение здоровья населения, начиная с детства.

Технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой раз­вития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии»,по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, любви к окружающему миру [4].

Основная образовательная программа специализированной подготовки магистра по здоровьеформирующим технологиям составленная на базе Государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование» способствует развитию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области сохранения и укрепления здоровья, путем формирования культуры здоровья и создания оптимальных условий обучения, позволяющих в полной мере реализовать жизненный потенциал индивида [3].

Все специальные дисциплины программы были отобраны исходя из факторов формирования здоровья: личностного фактора, фактора защиты, фактора среды, фактора деятельности. Перечисленные факторы рассматриваются как ресурсы, отвечающие сохранению и укреплению здоровья в системе педагогического образования.

Программа выстроена по концентрическому принципу и включает следующие специальные учебные дисциплины:

  • История медико-биологических дисциплин.

  • Физиолого-гигиенические основы формирования здоровья.

  • Социально-психологические основы формирования здоровья.

  • Медицинские и экологические основы формирования здоровья.

  • Организационно-методические основы формирования здоровья.

  • Технологии формирования здоровья.

  • Технологии формирования физической культуры.

  • Технологии формирования здоровья детей в социальной сфере.

Приведенные дисциплины как структурные компоненты учебной программы тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

В процессе обучения специальным дисциплинам прослежена возрастная динамика особенностей онтогенеза человека (от развития детского возраста и подросткового до позднего возраста и старения), сделан акцент на необходимости оценки и сохранения индивидуального физического, психического, социального здоровья, а также на сохранении окружающей природы и формировании экологической культуры.

Реализация программы предполагает включение студентов в освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания.

Магистр в области педагогического образования и технологий формирования здоровья подготовлен к осуществлению таких видов деятельности как: научно-исследовательской; преподавательской; консультационной; культурно-просветительской; организационно-воспитательной; социально-педагогической.

Магистерская программа «Здоровьеформирующие технологии» ориентирована на обеспечение специализированной фундаментальной подготовки научно-педагогических кадров и повышения качества прикладной подготовки профессиональной деятельности в области сохранения и укрепления здоровья человека.

Молодое поколение, вступившее, в XXI век выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают, неоднозначны и противоречивы. Молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. От качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития. Это будет зависеть от того, насколько молодёжь знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития. Связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач. Кроме этого молодые люди должны быть обеспечены необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

Магистерская программа «Здоровьеформирующие технологии» будет осуществляться наиболее эффективно, если реализовать следующие условия:

- рассматривать формирование культуры здоровья молодежи как одну из приоритетных целей на всех этапах профессиональной подготовки не только учителей, но и во всех образовательных учреждениях;

- в определении целей и специфики содержания, методов и организационных форм профессиональной подготовки специалистов различного профиля учитывать стадии формирования медико-педагогической компетентности, определяющей становление развитие самосознания и ведущие факторы его саморазвития;

- активно использовать следующие методы обучения в высшей школе: анализ конкретных ситуаций (case-study); разыгрывание ролей (ролевая игра, деловая игра); «мозговой штурм»; интерактивные методы обучения (социально-психологический тренинг); видеометод др.;

- в содержание подготовки специалистов различных профессий, включать, например, такие интегрирующие спецкурсы, как: «Основы здорового образа жизни и профилактика заболеваний», «Здоровье под контролем», «Здоровье и безопасность девочки, девушки, женщины», «Гендерные отношения и репродуктивное здоровье», «Основы личной безопасности», «Экологические основы здоровья».

Магистерская программа «Здоровьеформирующие технологи» может быть рекомендована для ВУЗа любого профиля, учитывая специфику учебного заведения и профессиональную компетентность обучающихся.


Литература:

  1. Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»): материалы XIII-й научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23-27 ноября 2009 г. / сост. и общ.ред. В.П. Соломин, П.В. Станкевич, Т.В. Маликова, Н.Е. Павлова; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 342 с.

  2. Организация самостоятельной работы в магистратуре: методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических университетов / Составители: Л.К. Боровик, Е.Н. Глубокова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 г. – 139с.

  3. Проектирование учебно-методического обеспечения образовательной программы в логике федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения: методическое пособие / под ред. С.А. Гончарова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 135 с.

  4. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов. – М.АРКТИ, 2003.-270 с.

  5. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

  6. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml

  7. Политология. / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М., 2005.

  8. Медико-валеологические проблемы здоровья человека: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.– 148 с.

  9. Борисов А.А. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности // А.А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 507-509.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle