Библиографическое описание:

Коробейникова О. М., Пономаренко В. В. Проблемы и перспективы универсальной электронной карты как средства платежа и доступа к электронным услугам // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 179-181.

Развитие экономических отношений в России предопределили потребность в кардинальной реорганизации платежной системы. Совершенствование информационно-коммуникационных технологий привело к появлению новых платежных инструментов и новых субъектов платежных систем. Основными задачами платежной системы на современном этапе, по нашему мнению, являются: снижение издержек в экономике, проникновение современных платежных технологий в социально значимые сферы, интеграция в мировой финансовый рынок, стимулирование привлекательности платежных систем для участников рынка. Одним из инструментов безналичных розничных платежей, получивших в нашей стране большое распространение, являются пластиковые карты. Еще полтора десятка лет назад банковская карта воспринималась как экзотика, сегодня обычное явление. По данным Банка России, за последние 10 лет количество эмитированных банковских карт возросло с 15,5 до 126 млн. единиц, т.е. более чем в 8 раз [1]. Происходит интеграция карточек в расширяющийся спектр банковских розничных услуг, а также они становятся универсальным инструментом, позволяющим гражданину получать причитающиеся социальные льготы. В ряде регионов успешно работают локальные проекты социальных карт, опыт функционирования которых может быть взят за основу создания общефедеральных проектов электронных карт («Социальная карта москвича», «Карта горожанина» (Санкт-Петербург), «Социальная карта г. Мурманска», «Медицинская карта г. Казани», «Социальная карта республики Башкортостан», «Социальная карта жителя Самарской области», «Социальная карта жителя г. Челябинска», «Социальная карта Астраханской области», «Платежная система Югра» и др.).

На смену локальным социальным картам в ближайшее время придет универсальная электронная карта (УЭК):

- социальные карты и УЭК в пилотных регионах будут работать параллельно до окончания срока действия первой;

- функции социальных карт по сравнению с УЭК в значительной мере ограничены, что способствует привлекательности общефедерального инструмента;

- УЭК должна заменить на всей территории РФ не только все социальные карты, но и полис обязательного медицинского страхования, проездные билеты в общественном транспорте, студенческие билеты и др.

На правительственном и экспертном уровне с 2009 года активно ведется работа по созданию универсального инструмента, который бы смог в себе сочетать широкий спектр социальных услуг для населения, а также функцию банковской карты. Результатом этой работы стал федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2], которым было введено понятие электронной карты как средства предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Закон стал основным документом, регулирующим систему выдачи и обслуживания универсальных электронных карт в Российской Федерации. УЭК будет разработана на основе единого федерального стандарта, поэтому призвана стать универсальным идентификатором гражданина России и заменить множество других документов.

На федеральном уровне организационно-техническими вопросами внедрения универсальной электронной карты занимается уполномоченная организация ОАО «УЭК». Была подготовлена нормативная база, созданы и пилотно внедрены уникальные технологии, позволяющие соединить в единую информационную сеть все регионы и получать большой спектр услуг в электронном виде.

Планировалось, что первые универсальные карты начнут выдавать россиянам в 2012 г. в заявительном порядке, однако сроки повсеместной выдачи универсальных электронных карт по заявлениям граждан были сдвинуты на январь 2013 года. Таким образом, регионам была дана возможность завершить все необходимые подготовительные работы для запуска УЭК на их территории. Срок действия карты составит 5 лет, планируется, что к 2017 году картой будут обладать все граждане страны.

Министерством экономического развития был принят директивно-координационный план внедрения УЭК, предусматривающий:

- подготовку и начало работ по выпуску УЭК (документальная работа, интеграция информационных систем);

- обеспечение готовности выпуска карт (сертификация криптоядра, разработка идентификационного приложения);

- ведомственное и отраслевое внедрение УЭК;

- развитие инфраструктуры в банковской сфере;

- региональное внедрение (call-центры пункты выдачи);

- маркетинговые и образовательные мероприятия;

- опытная эксплуатация.

Предполагается, что УЭК будет содержать около 260 приложений, в будущем может быть использована как замена паспорту, водительскому удостоверению, полису обязательного медицинского страхования, студенческому билету, проездным документам на транспорте и др.

С помощью карты можно будет получить государственные, региональные и коммерческие услуги в электронном виде с использованием банкоматов, инфокиосков, персональных компьютеров, мобильных устройств, вендинговых аппаратов. Универсальная электронная карта также будет приниматься на всех видах общественного транспорта как инструмент оплаты проезда. Подобно обычной банковской карте универсальная карта может использоваться для оплаты товаров и услуг в магазинах и любых других организациях.

Универсальная электронная карта будет иметь специальные механизмы защиты информации и не будет содержать персональные данные. Все данные о гражданине будут храниться там же, где и сейчас – в базах данных государственных министерств и ведомств. Для выполнения значимых операций нужно будет вводить ПИН-код, а список операций может быть дополнительно ограничен самим гражданином через его личный кабинет на портале универсальной электронной карты. Универсальные электронные карты будут выдаваться гражданам РФ на бесплатной основе уполномоченной организацией соответствующего субъекта РФ.

Универсальные карты во всех регионах позволят получать одинаковый набор услуг и предоставят большее число сервисов, чем доступно сегодня по социальным картам: получение пенсий, пособий по безработице и социальной помощи. Система универсальных электронных карт входит в инфраструктуру создаваемого в России электронного правительства и обеспечивает возможность получения гражданами государственных, муниципальных и иных услуг в электронном виде на всей территории Российской Федерации.

Декларируемые сферы применения универсальной электронной карты включают: прием заявок на прием к врачу; заполнение и направление в аптеки электронных рецептов; информирование о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных льгот; выплаты по безработице; технический осмотр транспортных средств; прием экзаменов и выдача водительских удостоверений; регистрация автотранспорта и прицепов; сведения об автомобильных нарушениях; сведения из единого госреестра о недвижимом имуществе и сделках с ним; сведения из Государственного кадастра недвижимости; оформление, выдача, замена и учет паспортов и других документов; информация о задолженностях по налогам, пеням и штрафам; сведения о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; медуслуги, включая взаиморасчеты по обязательному медицинскому страхованию; выплата пенсий, пособий, субсидий.

При безусловной перспективности и востребованности современных электронных инструментов получения госуслуг отметим некоторые проблемы, не позволяющие в настоящее время полноценно использовать систему УЭК.

По нашему мнению, организационно-технологический подход к методике функционирования нынешних социальных карт не позволяет определять ее как шаг на пути развития информационных технологий и инноваций. Действующие социальные карты содержат в памяти карточного носителя определенный, фиксированный набор данных, который позволяет получать гражданину льготы и услуги в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения, оплачивать проезд в общественном транспорте, получать начисления на счет денежных выплат, пенсий, дотаций и прочее. Но для того, чтобы решить проблему предоставления госуслуг в электронном виде, граждане должны иметь инструмент с функциями электронного паспорта с возможностью гибкой установки функций в память электронного носителя.

Другой проблемой является неготовность системы межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти к своевременному запуску проекта УЭК.

Система межведомственного электронного взаимодействия – это федеральная государственная информационная система, призванная максимально упростить процедуру получения справок и документов: обращаясь в федеральное ведомство, заявителю достаточно предоставить только документы «личного» хранения. Это документы, удостоверяющие личность, воинского учета, свидетельства о госрегистрации актов гражданского состояния, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания и другие. Все остальные данные, необходимые для формирования требуемых справок, государственные органы будут самостоятельно запрашивать по системе межведомственного электронного взаимодействия. В результате граждане получат уже готовый пакет необходимых документов.

Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению.

Планировалось, что региональные и муниципальные ведомства должны будут полностью перейти на Систему межведомственного электронного взаимодействия к 1 июля 2012 года, а к 2013 году должна завершиться синхронизация данных всех ведомств, предоставляющих услуги в электронном виде, для чего необходимо:

- подключить информационные системы органов власти субъектов РФ и организаций, оказывающих госуслуги, к единой системе межведомственного электронного взаимодействия;

- обеспечить совместимость протоколов и технических решений;

- создать базы данных, на которых будет производиться выпуск карт;

-снизить госпошлины и другие обязательных платежей для потребителей госуслуг с помощью карты.

Очевидно, что сроки реализации системы межведомственного взаимодействия не соблюдаются, что становится прямой причиной переноса сроков запуска проекта универсальной электронной карты. При поспешном же внедрении универсальной карты, при неподготовленности межведомственного электронного взаимодействия карта может стать исключительно платежным инструментом, но никак ни универсальным инновационным механизмом получения широкого комплекса государственных услуг. Необходимо обратить внимание и на то, что функции выдачи планируют возложить на несколько структур – работодателей, учебные заведения, органы социальной защиты и, возможно, на банки. Однако не представлен четкий механизм координации между упомянутыми структурами.

Таким образом, активному продвижению универсальных электронных карт как адекватной замены локальным социальным картам препятствуют многие факторы, в том числе неравенство в информационном и технологическом развитии российских территорий, преимущественное использование социальных карт жителями столиц и крупных городов, ограниченность использования в сельской местности, слабость процесса синхронизация данных в рамках системы межведомственного взаимодействия и др.


Литература:

  1. www.cbr.ru [Электронный ресурс]: сайт Центрального банка РФ

  2. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. (в ред. от 03.12.2011 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle