Библиографическое описание:

Зулфикаров И. М. Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 395-397.

Современные реалии требуют перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и высокоэффективных технологий. В этих условиях одной из важнейших видится проблема подготовки педагога с помощью использования передового педагогического опыта. Сегодня совершенно очевидно, что от внутренних ресурсов человека, от его нравственных ценностей и установок, мышления зависит будущее человечества. Это повышает ответственность системы образования и воспитания во всём мире. Характер воздействия педагога на личность учащегося, формирование гуманистических идеалов, использование научного потенциала человечества в интересах социального и нравственного прогресса является одной из актуальных проблем человечества.

Краеугольным камнем реализации программных задач по реформированию и обновлению страны явилось изучение и принятие оправдавшего себя мирового опыта построения успешно и устойчиво развивающихся современных демократических государств при сохранении и дальнейшем укреплении наших национальных ценностей, обычаев и традиций, уважительного отношения к сложившемуся менталитету народа».

История свидетельствует, что воспитание подрастающего поколения с опорой на передовой педагогический опыт практиковалось во все эпохи, во многих воспитательных системах. И, несмотря на достаточную богатую историю практического применения передового педагогического опыта в школьной системе, следует признать, что до настоящего времени глубокий анализ данного средства и метода в педагогике отсутствует.

Однако, теоретическое осмысление их роли на всём протяжении развития педагогики оставалось явно недостаточным. Примечательно, что попытки разработать системы, в которых передовому педагогическому опыту принадлежала бы лидирующая роль, в отечественной педагогике предпринимались неоднократно, но не всегда были реализованы в полной мере.

Подготовка педагогов к использованию передового педагогического опыта в своей деятельности должна начинаться с раскрытия сущности данного метода, синтезирующего современные представления о передовом педагогическом опыте в философских, психологических, педагогических и других отраслях знаний. Только целостный подход к расcмотрению данного феномена позволит повысить эффективность его применения.

Формирование положительного отношения к педагогической профессии предполагает повышение престижности и авторитета педагога, качества подготовки работников образования, создание условий для развития личности учителя и позволяет раскрыть новые стороны действительности человеческих отношений, связанные с выбором людьми их жизненных интересов, ориентиров, процессом социализации личности.

В своём исследовании мы исходили из того, что использование передового педагогического опыта в процессе формирования подрастающего поколения подразумевают сначала детальное ознакомление с содержанием учительской деятельности, а затем формирование у них необходимых личностных качеств, без которых труд педагога не в полной мере отвечает общественным ожиданиям. Воспитание профессиональных качеств необходимо начинать с выработки профессионального самосознания.

Нам представляется весьма актуальным на современном этапе развития общества использование в своей профессиональной деятельности педагогами положительного передового педагогического опыта. Ныне общественной задачей всех стран является повышение образования в течение всей жизни, стремление обогатить и распространить модель лучшего передового педагогического опыта во всём мире.

Значит, жизнь свидетельствует, что необходимо опираться не только на свой, отечественный опыт, но также шире использовать лучшие достижения других государств и мировой образовательный опыт изменения в мировой экономике, породившие требование приспособления к конкретной экономической среде, так как образовательный уровень населения в современных условиях становится важнейшим стратегическим ресурсом.

Только учитель, обладающий высокой педагогической культурой, выражающийся в гуманистической позиции по отношению к детям, в психолого-педагогической компетентности и развитом психологическом мышлении, в культуре профессионального поведения, способах саморазвития, умении регулировать собственную деятельность и общение, способен оказывать влияние на развитие личности учащихся.

Конечно, о каких бы теоретических аспектах науки ни шла бы речь, всегда находится возможность показать, что все люди в той или иной степени являются педагогами для других и самих себя. Поэтому следует в жизни использовать всё передовое, что накоплено человечеством, особенно передовой педагогический опыт. Без этого невозможна продуктивная работа в педагогических коллективах, в классах, в группах колледжей или лицеев. И, конечно, вряд ли возможен при таких условиях личностный и профессиональный рост педагога.

В результате проведённой нами работы в педагогических коллективах школ, интернатов должны выделить лучшие образцы передового педагогического опыта и формироваться высокая цель жизни у учащихся.

Это помогло бы учителям на конкретных примерах передового педагогического опыта, развивать собственную эрудицию и самостоятельность. В итоге, педагоги совершенствовали бы свои педагогические способности.

Использование передового педагогического опыта есть применение некого особенного образца (убедительного, впечатляющего, выдающегося, чаще всего одобряемого общественной моралью), которому педагог призывает следовать в жизни. Передовой педагогический опыт важен в том отношении, что он позволяет расширить индивидуальный опыт учителя, выступает средством иллюстрации и доказательства того, что в реальной жизни поможет обеспечить внутреннюю уверенность педагогу, побуждает его к сопоставлению и размышлению, что особенно важно в профессиональном росте каждого учителя. Поэтому задача учителя расставить для себя ценностные акценты, предложить себе для осмысления поступки, судьбы, примеры. Образцы передового педагогического опыта помогают не только расширить индивидуальный опыт, но и неизбежно приводят к внутреннему диалогу самого себя. Педагог, убеждённый в своём правильном направлении деятельности включает помимо знаний ценностный компонент, который заключается в том, что учитель приведёт множество других замечательных примеров передового педагогического опыта в своей работе.

Метод обучения на практических занятиях. Предлагаемый метод обучения позволяет восполнить отсутствие систематического самостоятельного внеаудиторного изучения студентами теоретического материала, вызванное дефицитом свободного времени. Изучение основной, наиболее сложной и важной части теоретического материала по курсу высшей математики осуществляется студентами в ходе практических занятий. На эту работу отводится определённая часть аудиторного времени. Таким образом, происходит перераспределение учебного времени студентов: наиболее трудный вид деятельности – изучение теории – переносится на аудиторные занятия под руководством преподавателя, а внеаудиторное время освобождается для выполнения домашних заданий и повторения изученного теоретического материала.

Разработка метода обучения включает:

1. Выделение тем курса, по которым предстоит изучить теоретический материал в ходе практических занятий.

2. Разработку программы управления процессом учения на практических занятиях.

3. Разработку системы учебных проблемных вопросов по темам курса высшей математики.

4. Разработку системы контроля на практических занятиях.

В начале первого практического занятия преподаватель обращается к студентам: «Для того, чтобы решать задачи и примеры, не достаточно прослушать лекцию: нужна ваша предварительная работа с конспектом лекций или учебником, Необходимо понять, усвоить и запомнить материал. Мы решили выделить время на изучения теории на практические занятия. Легче всего это сделать во время практических занятий в группе, а не на лекции в потоке. Не на каждом практическом занятии будет изучаться теория, но учебник или конспект лекций надо иметь при себе всегда. Это обязательное условие».

Далее преподаватель рассказывает структуру занятия, объясняет назначение каждого этапа и характер учебной деятельности на этих этапах.

Если на предыдущем занятии студенты изучали теорию, то первый этап практического занятия начинается с анализа письменных работ, выполненных на предыдущем занятии. Студенты знакомятся с рецензией и оценкой преподавателя. Преподаватель подводит общие итоги работы студентов на занятии.

Затем преподаватель отвечает на вопросы студентов по домашнему заданию. Прежде чем приступить ко второму этапу, студенты заготавливают листки, на которых они выполняют всю письменную работу, предусмотренную планом занятия.

Студенты начинают чтение материала, Первые 5-7 минут преподаватель не участвует в работе студентов, давая возможность им «разобраться» в тексте. В последующие минуты он начинает обход студентов, просматривает их краткие конспекты, делает замечания и отвечает на вопросы, объясняет непонятое и задаёт вопросы сам.

Когда большинство студентов заканчивает первое чтение, преподаватель выписывает на доске или вывешивает в виде плаката учебные проблемные вопросы, обращённые ко всем студентам. Пока часть студентов заканчивает первое чтение, другие знакомятся с содержанием вопросов. После завершения всеми студентами первого этапа работы преподаватель зачитывает вопросы вслух, выясняет, понятно ли их содержание, «принимаются» ли они студентами. В нужных случаях вопросы частично разъясняются, переформулируются. Однако преимущественно эта работа оставляется студентам.

С ознакомлением студентов с вопросами обстановка в аудитории значительно оживляется. Преподаватель снова обходит студентов, но теперь уже не по порядку, т.к. всё большее число студентов просит проверить запись, суждение, разрешить спорные мнение и т.д. Это не значит, что вне наблюдения остаются студенты, которые по различным причинам не обращаются с вопросами. Они являются объектом усиленного внимания преподавателя: он проверяет письменные работы, задает вопросы, «навязывает» общение с товарищем, сидящим рядом, использует подсказку и т.д.

В процессе поиска ответов и их формулирования возникают дискуссии – локальные или общие. В первом случае преподаватель выслушивает мнение, соглашается или не соглашается с ними, иногда высказывает свою точку зрения, исправляет ошибку студентов и т.д. Во втором случае преподаватель руководит дискуссией, не давая студентам уклоняться далеко от верного ответа.

Повторное чтение, дискуссии, поиск приводит к разрешению проблемных ситуаций и формулированию ответов на учебные проблемные вопросы. В течение 5-7 минут студенты записывают ответы на листках. Эта работа выполняется студентами самостоятельно, преподаватель лишь наблюдает за оперативностью ее выполнения.

Собственно практическая часть занятия, в зависимости от темы, степени усвоения студентами материала и т.д., содержит различные виды учебной деятельности: от решения всех задач студентами на доске до выполнения индивидуальных заданий на карточках. Если работа преподавателя и студентов на первых этапах занятия была продуктивной, то студенты самостоятельно выполняют задание. Преподаватель лишь наблюдает за правильностью всех операций. Допущенную ошибку он не стремится исправить, а просит отвечающего студента проверить верность вычислений или предлагает всем студентам найти ошибку.

Индивидуальное практическое задание студенты выполняют на тех же листках, на которых они писали ответы на учебные проблемные вопросы.

Таким образом, использование передового педагогического опыта в своей трудовой деятельности педагогами является той «изюминкой», той «соломинкой», вовремя ухватившись за которую, можно сделать очень многое.


Литература:

1. Зиёмухаммедов Б., Тожиев М. Педагогическая технология национальная современная узбекская модель.Т.: “Лидер Пресс”, 2009.-104 с.

2. Сластёнин, В.А. Педагогика / – М.: Школа-Пресс, 2000.

3. Тажиев М., Толипов У.К., Сейтхалилов Э.А., Зиёмухаммадов Б. Педагогические технологии: научно-теоретические основы современных педагогических технологий Часть I. / – Т.: ”Ishonch M.S.” – 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle