Библиографическое описание:

Исмаилова Д. Н. Управление рисками при кредитовании юридических лиц коммерческими банками в Казахстане // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 156-160.

Хорошая динамика рынка кредитования малого и среднего бизнеса в Казахстане очевидна, спрос на такие кредиты велик, но многие банки только начинают приходить на этот рынок кредитования. Появление новых кредитных программ и смягчение условий выдачи кредитов дает возможность охватить ту часть малого и среднего бизнеса, которая раньше не могла позволить себе кредиты [2, с. 63].

В текущей ситуации казахстанские банки кредитуют в основном такие сферы экономики как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство и торговля, где доходность достаточно высока и стабильна. Уроки экономического кризиса показали слабые стороны корпоративного сектора. Риски, связанные с недостаточной прозрачностью, низкой капитализацией и высокой степенью концентрации бизнеса в проведении операций с высоким риском, низким уровнем корпоративного управления, в том числе систем управления рисками, а также слабой степенью ответственности органов управления организаций заставили нынешнее руководство банков ужесточить политику кредитования корпоративного сектора. Для банков, которые вынуждены смягчать кредитную политику и снижать процентные ставки, в настоящий момент привлекательны только такие заемщики, которые имеют положительную кредитную историю, устойчивый спрос на производимую продукцию, развитую клиентскую базу и стабильные финансовые потоки [6, с. 469].

Управление кредитными рисками в коммерческом банке Казахстана осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. установление лимитов на проведение операций в целях ограничения кредитного риска;

  2. установление индикативных лимитов на концентрацию кредитного риска и на долю кредитного портфеля, не имеющего залогового обеспечения;

  3. формирование обеспечения по операциям кредитного характера;

  4. установление стоимостных условий по проводимым операциям с учетом платы за принимаемые по ним риски;

  5. постоянный мониторинг уровня принимаемых рисков и подготовка соответствующей управленческой отчетности в адрес кредитного комитета, руководства Банка и заинтересованных подразделений;

  6. оценка регулятивного и экономического капитала, необходимого для покрытия рисков, принимаемых по проводимым Банком операциям, обеспечение его достаточности;

  7. проведение хеджирующих операций;

  8. постоянный внутренний контроль за соблюдением подразделениями Банка нормативных документов, регламентирующих порядок проведения операций и процедуры оценки и управления рисками, со стороны независимого подразделения.

Система управления кредитным риском включает следующие основные элементы: принципы, инструменты, методы управления, а также цели и задачи [5, с. 198]. РВрезка1исунок 1. Управление риском кредитного портфеля коммерческого банка



Врезка5Врезка3Врезка4Врезка2


Врезка6




Врезка7




Врезка8



Врезка9



Врезка10


Врезка11


Управление можно определить как одну из стратегий, используемую при осуществлении деятельности в условиях риска. В процессе функционирования субъект экономики осуществляет выбор между избежанием риска, принятием риска или управлением риска. Избежание риска означает отказ от действий, связанных с риском. Принятие риска означает осуществление деятельности до тех пор, пока отрицательные результаты от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Управление риском предусматривает выбор одной из альтернатив: принятия риска, отказ от деятельности, связанной с риском или применение мер по снижению риска, на основе предварительной оценки степени риска. Особенностью управления риском является достижение поставленных задач посредством разработки научно обоснованной организационной процедуры, регулярно осуществляемой и носящей объективный характер [3, с. 576].

Существуют следующие основные методы управления и регулирования риска кредитного портфеля банка: диверсификация, концентрация, лимитирование и резервирование [4, с. 84].

Основные мероприятия по управлению кредитным риском.

1.Формирование политики управления рисками.

2. Разработка рекомендаций, регламентирующих процедуру заключения кредитного договора.

3. Разработка внутренней системы лимитов, обеспечивающей диверсификацию кредитного портфеля по срокам, отраслям, субъектам кредитования, видам кредитов, территориям и прочим существенным факторам.

4. Сбор информации о кредитном риске и применение системы его оценки, включающие: разработку системы количественных и качественных показателей по всем значимым факторам кредитного риска.

5. Создание системы мониторинга кредитного риска в режиме реального времени с применением специальных компьютерных программ учета и анализа данных.

Такая система предполагает регулярное наблюдение за всеми операциями, подверженными кредитному риску, расчет и оценку размеров возможных убытков. Она является обязательным элементом управления. Ее основными целями являются: осуществление оценки качества отдельных кредитов и кредитного портфеля в целом; разработка предложений по лимитам кредитного риска; совершенствование порядка планирования и проведения кредитных операций.

Таким образом, управление принимаемым Банком кредитным риском предусматривает:

  1. использование системного подхода к управлению рисками как кредитного портфеля Банка в целом, так и отдельных операций с конкретными заемщиками/контрагентами (группой связанных заемщиков/контрагентов);

  2. применение в Банке единообразной и адекватной характеру и масштабам проводимых операций методологии для идентификации и количественной оценки кредитного риска;

  3. взвешенное сочетание централизованного и децентрализованного принятия решений при совершении операций, связанных с принятием кредитного риска.

Основные недостатки, выявленные при анализе процесса управления кредитным риском в коммерческих банках РК:

  1. недостаточная информационная база о потенциальных заемщиках;

  2. отсутствие комплексного подхода к определению кредитоспособности заемщика;

  3. недостаточная диверсификация (концентрация кредитной деятельности в сфере услуг, строительства, сельского хозяйства);

  4. преимущественное кредитование корпоративных клиентов, тогда как субъекты малого и среднего бизнеса более динамичны, также возможно лимитирование сумм займов;

  5. кредитование стартовых проектов исключительно за счет государственной поддержки.

Подразделение управления рисками периодически анализирует эффективность процедур оценки достаточности обеспечения, которые определяют:

  1. правила по расчету достаточности обеспечения (например, коэффициент стоимости кредита к стоимости залога, переоценка залога);

  2. оперативные методы оценки достаточности обеспечения с учетом изменения показателей производственной деятельности заемщика, сохранности обеспечения, в том числе его подверженности форс-мажорным обстоятельствам;

  3. периодичность проверки предмета залога (раз в полугодие);

  4. периодичность переоценки предоставленной в качестве залога недвижимости, в частности, по займам, выданным юридическим лицам на приобретение недвижимости, по кредитным линиям, аккредитивам и гарантиям (раз в полугодие);

  5. периодичность переоценки стоимости ценных бумаг, удерживаемых до погашения в качестве залога (ежеквартально);

  6. периодичность и методы оценки финансового положения гаранта (ежеквартально либо раз в полугодие).

Во многих зарубежных странах накоплен большой опыт сбора и анализа сведений о репутации и других компонентах кредитоспособности, и наряду с частной существует государственная картотека предприятия, доступная только профессиональным участникам банковской деятельности. Например, в Центральном банке Франции коммерческие банки могут по запросу бесплатно получать кредитную котировку предприятия с оценкой качества управления, состояния баланса, платежеспособности. Германское агентство «Кредитформ» накапливает и предоставляет на платной основе информацию о мелких и средних предприятиях. При этом производится оценка платежного поведения как предприятий, так и их клиентов. Американская фирма «Дан энд Брэдстрит кредит сервисис» имеет более миллиона финансовых отчетов предприятий с целью передачи банкам и другим коммерческим структурам информации о ключевых показателях их эффективности, прибыльности, платежеспособности за последние четыре года. Многие банки решили этот вопрос путем создания собственной службы безопасности, которая изучает репутацию клиента в деловом мире. Банк не выдает ни одного кредита клиенту, пока начальник службы не поставит свою визу на документе. Службы безопасности разных банков поддерживают отношения друг с другом, а также с правоохранительными органами, что позволяет выбирать оптимальные варианты работы с клиентами.

В развитии казахстанских банков до сих пор немало проблем и они достаточно разнообразны:

Во-первых, недостаточны пока усилия органов государственного управления в развитии добросовестной конкуренции как внутри банковского сектора, так и между сектором кредитных организаций и фондовым рынком. Это обуславливает изначально неравноправный доступ региональных банков к ресурсам [1, с. 57].

Во-вторых, нет механизма защиты долгосрочных финансовых активов коммерческих банков и, как следствие, низкая привлекательность ценных бумаг долгосрочного характера, сдерживающая активность фондового рынка и препятствующая привлечению банками кредитных ресурсов на долгосрочной основе.

В-третьих, отсутствует механизм эффективного инвестирования временно свободных средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов в высоконадежные инструменты фондового рынка.

Но все эти проблемы разрешимы. Именно кредитование малого бизнеса представляет интерес для территориальных банков, поскольку в этой сфере лежит потенциал развития банковской системы. В принципе, малые предприятия являются практически как неисчерпаемым источником для пополнения банковских средств, так и тем направлением, в котором банки могут размещать свои ресурсы.

Анализ зарубежного опыта анализа потенциального заемщика показал, что основная методика и структура анализа аналогична. При этом в РК отсутствует база данных, позволяющая изначально отсеивать неблагонадежных клиентов.

Так в целях создания более полной, корректной и актуальной информационной базы при анализе потенциального Заемщика предлагаются следующие меры:

  1. Ужесточение требований к БВУ при предоставлении информации в Первое кредитное бюро своевременно в полном размере.

  2. Создание единой базы ограниченного доступа (для отдельных сотрудников Банка), содержащей информацию о фактических доходах Заемщика);


Рисунок 2. Предлагаемая схема работы с Электронной Базой доходов (сокращенно – ЭБД).


Врезка12

Врезка15Врезка13Врезка14

Врезка16

Врезка18Врезка17


Врезка19


Врезка20




  1. Создание единой системы отраслевых показателей по регионам и по республике в целом, чтобы иметь возможность сравнить и проанализировать уровень финансового развития Заемщика в сравнении. При этом данные должны быть актуальны для данного периода экономического и политического развития.

Таким образом, на основании обоснованного метода управления кредитным риском у кредитной организации появляется возможность не только повысить эффективность активных операций, но и защитить свои пассивы, то есть увеличить текущую ликвидность, что в современных рыночных условиях является одним их главных факторов выживания.


Литература:

  1. Байтанаева Б. Государственная поддержка развития предпринимательства в Казахстане // Аль-Пари. 2000. №6, с. 19.

  2. Тутенов Б. Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости // Транзитная экономика. 2000. №3

  3. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.С. Сейткасимова. – Алматы: Каржы-каражат, 1998.

  4. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М: Финансы и статистика, 1999.

  5. Калиева Г.Т. Кредитное дело. Алматы: Каржы-каражат, 1997.

  6. Жонкин Т.Р. Проблемы развития малого и среднего бизнеса и пути их решения // Проблемы развития экономики и финансов в Республике Казахстан. 2003.

  7. Банковская деятельность. Сборник нормативных актов Республики Казахстан. – Алматы: ЮРИСТ, 2007. – 223 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle