Библиографическое описание:

Дьяков П. А. Организационно-педагогическая функция социального педагога в формировании досуговых интересов современного школьника в условиях малого города Подмосковья // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 384-386.

В свете сложившихся условий сегодня возросла необходимость социально-педагогической и медико-психолого-педагогической поддержки детей и подростков для защиты их прав и интересов, профилактики и коррекции школьной и социальной дезадаптации, обеспечивающей их оптимальное биологическое и социальное развитие.
В этой связи значительно возросла социальная роль общеобразовательной школы, перед которой выдвинулись новые задачи: а) формирование социальных знаний и умений; б) социально-педагогическая коррекция поведения и социальных связей; в) социально-педагогическая профилактика негативного поведения; г) программирование поведения и деятельности, адекватное возможностям ребенка; д) организация взаимодействия социальных институтов.
Реализации этих задач способствует в настоящее время формирующийся институт социальных педагогов.
Именно на социального педагога возложена миссия, ранее не имевшая места в общеобразовательной школе: защищать права и интересы детей, создавать комфортные условия для их жизнедеятельности. Он выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем семьи, ребенка, подростка, различных социальных групп в создании благоприятной среды. При этом его социально-педагогическая деятельность наполняется духовным, нравственным и воспитательным смыслом. Отсюда высокая гражданская и общественная значимость деятельности социального педагога общеобразовательной школы.
Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, средой. Жизнь в школе – часть и продолжение его общественной жизни.
Социально-педагогическая деятельность социального педагога общеобразовательной школы едина с социальным воспитанием, которое может рассматриваться как составная часть социально-контролируемой социализации, она понимается как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации учащихся в образовательной, семейной и социальной сферах.
Важными элементами (педагогическими) деятельности социального педагога являются: формирование гуманистических ценностей, социальных действий, умений и навыков, социальных чувств, а также досуговых интересов.
У учеников досуг в большей степени формируется под воздействием среды и окружения, примером которого может являться семья, школа. Следует также учитывать, что школьный возраст является значимым периодом в развитии ребёнка. Отмечая современный ритм жизни, важно упомянуть существенную занятость родителей, проводящих определённое время на работе, не всегда имея возможность оказывать соответствующее потребностям ребёнка внимание. При этом в малых городах Подмосковья, ученики остаются без присмотра родителей, т.к. родители вынуждены отправляться на заработки в Москву и досуг начинает в большей мере формироваться окружением ребенка и школьной средой. В связи с этим возрастает роль социальных педагогов, на плечи которых ложится функция формирования досуговых интересов школьников. Учитывая современную тенденцию развития общества, необходимо подчеркнуть, что данная профессиональная деятельность социальных педагогов является весьма актуальной и перспективной, поскольку, один из самых известных и знаменитых исследователей современного мира и социума, Мануэль Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» говорит об информационной эпохе, о возрастании роли информации и знания на процесс развития общества. Кастельс считает, что в новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информационального способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности [1, с. 39]. В продолжение данной концепции интересной представляется точка зрения не менее известного исследователя Томаса Стюарта, считавшего, что информация важна для нас в качестве знаний. А знания существуют вне зависимости от пространства, но некоторые их формы чрезвычайно чувствительны к фактору времени – даже в большей степени, чем материальные активы. Устаревание информации происходит ежедневно. Это отнюдь не означает, что знания и опыт прошлого не имеют ценности, а наоборот значит, что они оцениваются и применяются совершенно по-другому по сравнению со вновь создаваемыми знаниями [2, 56]. В связи с эти современному ученику становится необходимо умение искать и анализировать информацию, а этому процессу помогает любознательность учащихся, которая развивается в досуговой деятельности, а не в рамках аудиторных занятий.

Как отмечалось выше, досуг для школьного возраста весьма важен. Ученику, кроме освоения стандартной школьной программы, для развития необходимы внеклассные культурные мероприятия, примерами которых могут являться: посещения музеев и исторических достопримечательностей, посещение экскурсий, походы в театр, кино, использование видеоматериала и аудиоматериала на уроках, организация внеклассных творческих математических, естественнонаучных, гуманитарных занятий, внеклассные встречи, занятия с приглашением интересных гостей. Все эти виды активной внеклассной деятельности формируют у учеников тягу к знаниям. Однако, как показывает Дьяков в работе «Отражение особенностей формирования досуговых интересов школьников малого города восточного Подмосковья в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов» культурные мероприятия не влияют на умение учиться школьников, а только активизируют тягу к знаниям [3; 4].

В сферу профессиональной деятельности социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью, их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с группами молодежи и подростками, различными образовательными школьными объединениями. Главной сферой деятельности социального педагога является социум: сфера окружения индивида, область человеческих отношений. Цель деятельности социального педагога организация профилактической, организующей, социально-значимой деятельности детей и взрослых в обществе. Практическая деятельность педагога весьма широка – от непосредственной работы с ребенком, у которого имеются проблемы с социализацией в окружающем социуме до всех общественных организаций и социальных институтов, участвующих в воспитании, развитии, адаптации подрастающего поколения. Сущность педагогической профессии заключается в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, который направлен на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе.

Исследователи выделяют виды профессиональной деятельности социальных педагогов и функции. Примером классификации деятельности специалистов по функциям может служить следующий подход: конструктивная, организаторская, коммуникативная; выделяют также виды деятельности: управленческая, воспитательная, преподавательская, социально-педагогическая, научно-методическая, коррекционно-развивающая, культурно-просветительская. Все виды профессиональной деятельности являются существенными и взаимодополняющими при работе с учениками и влияют прямым образом на формирование досуговых интересов школьников, что в свою очередь влияет на тягу к знаниям, умение искать и анализировать должным образом информацию, не влияя непосредственно на сами знания.

Однако направленность профессиональной деятельности на формирование досуговых интересов школьников – не является новым подходом. В педагогической теории существуют различные подходы к профессиональной деятельности. Примером данного утверждения может служить акмеология (сущностный подход). Акмеология возникает в начале двадцатого века на стыке технических, гуманитарных, естественных дисциплин, и занимается рассмотрением характеристик, которые должны быть сформированы в школьном возрасте у человека, чтобы он максимально эффективно смог проявить себя в индивидуальном развитии на ступени зрелости. Данное направление педагогической мысли активно развивали А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Г.И. Хозяинов. Акмеологический подход поддерживался научной школой В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева, которые предложили целостный, историко-индивидуальный подходы. Представлены и другие способы определения специфики преподавательской деятельности социального педагога: синергетический, коррекционный, культурно-просветительский, социально-педагогический, управленческий и другие. Данных позиций (подходов) также придерживалась научная школа, представленная такими учеными как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев [4, С. 68].

Исаак Яковлевич Лернер в своих исследованиях рассмотрел теорию проблемного обучения учеников, разработал систему обучения. Лернер создал систему, которая является базисом образования школьника, увеличивает тягу к знаниям, не влияя на уровень знаний напрямую. Он выделил следующие типы содержания образования:

  1. Знания.
  2. Способы деятельности установленные и выведенные в опыте (умения и навыки).
  3. Опыт творчества.
  4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.
Исследования из приведённых выше источников показывают, что досуговые интересы лишь стимулируют тягу к знаниям, однако, не влияют на их уровень напрямую. В 1965 году И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным была предложена классификация методов обучения по характеру (степени самостоятельности и творчества) учащихся: объяснительно-иллюстративный метод (называемый также иногда информационно-рецептивным), репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический и исследовательский метод. Этот метод показал зависимость успехов обучаемых от связи с творческим досугом, из чего можно сделать вывод о значимости влияния досуга на умение искать и анализировать информацию [5, С.79].
Подводя итоги данной статьи, следует отметить, что внимание педагогов должно быть сосредоточено на обучении умению учиться, развитию тяги к знаниям и организации самого процесса. При этом социальные педагоги могут использовать различные инструменты: посещение с учениками культурных, исторических, естественнонаучных мероприятий, организации бесед, уроков с интересными людьми, учёными и активной творческой деятельности. Как показывает история педагогики, ранее умение учиться означало умение извлекать знания из книг и практических занятий, однако, в наше время, в связи с повышением уровня значимости и развитости информации, умение учиться расширилось на умение искать и анализировать информацию. А эти навыки наиболее активно развиваются за счет досуговых интересов школьников, а не аудиторных занятий.

Литература:
  1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М Кастельс, М., 2000.

  2. Томас Стюарт. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций// Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева / Стюарт Томас, М.: Academia, 1999.
  3. Дьяков П.А. Отражение особенностей формирования досуговых интересов школьников малого города восточного Подмосковья в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов. Теория и практика общественного развития/научный журнал ISSN 1815-4964, №2, 2012.
  4. Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего ср. образования / И.Я. Лернер, М., 1983.
  5. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер, М., 1981.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle