Библиографическое описание:

Халилова Г. А. Сравнительно-типологический анализ словообразовательных гнезд юридической терминологии в английском и узбекском языках // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 280-281.

Одним из возможных направлений в изучении системности словообразования, которые нами принимаются, является исследование словообразовательного гнезда. Словообразовательное гнездо – это множество однокоренных слов, связанных структурными и семантическими отношениями словообразовательной производности. Лингвистическая литература располагает множеством работ, посвященных проблематике словообразовательного гнезда в английском и других языках. (Л.М. Махнутина, А.Г. Дмитриева, С.К. Мельник, Э.Т. Дерди, Ж. Бабажанова, И.Алимов, З.В. Семерикова). В этих работах рассматривается историческое развитие слов гнезда, изучаются вопросы, касающиеся структурно-семантических отношений производных в гнезде и т.д. Однако, несмотря на наличие целого ряда работ о природе словообразовательных гнезд слов, остается много неразработанных проблем. Не изучены словообразовательные гнезда терминологии, в частности, юридической терминологии в английском и узбекском языках. Описание разных характеристик словообразовательного гнезда слов в одном языке не даёт возможности понять его природу и обнаружить свойства и общие для разных языков закономерности. В связи с этим в данной работе анализируются словообразовательные гнезда юридической терминологии в английском и узбекском языках, это позволяет установить их сходство и различия, и выявить закономерность, которую нельзя определить внутри одного языкового анализа. В настоящее время в процессе обучения учащимися в юридических колледжах уделяется большое внимание к применению словообразовательных гнезд юридической терминологии в английском и узбекском языках. В этих работах в основном рассматривают структурные и семантические аспекты словообразовательного гнезда слов. Распределение основ однокорневых слов по гнездам является одним из принципов классификации лексики. Основы слов различной этимологии, например, слова с английскими корнями, характеризуются спецификой словообразовательных структур; основы различных частей речи имеют свои, свойственные именно данной части речи, словообразовательные связи. Все эти факторы отражаются и на характеристике словообразовательных гнезд, так как это зависит от того, какова словообразовательная структура входящих в состав гнезда основ, какова словообразовательная потенция этих основ, т.е. являются ли они производящими при образовании других основ с тем же корнем, по каким моделям построены эти однокорневые основы. Можно предположить, что структура гнезд зависит от следующих характеристик его вершины: принадлежность к определенной части речи; принадлежность к определенной этимологической группе речи; принадлежность к определенной семантической группе лексики. Структура словообразовательного гнезда такова, что каждая его последующая ступень является непосредственным продолжением предыдущей.

Основы глагола первой ступени производности наиболее активно становятся производящими при образовании имен существительных по моделям v +ег, v+ing. При этом была выявлена следующая зависимость: если от основы глагола можно образовать существительное по модели v+er со значением лица; предмета, то чаще всего от этой же основы можно образовать и существительное по модели v+ing со значением процесса или результата действия, например: to detain-detainer, detaining; to adhere-adherer, adhering, что в переводе означает «придерживаться».

Рассмотрим производные юридической терминологии в узбекском языке. Существительное: конун-конунбузар, конунчи, конуншунос, конунийлик, конуният. Глагол: конунлашмок, конунлаштирмок Прилагательное: конуний. Простая именная основа с разной степенью активности участвует в образовании основ разных частей речи: наиболее часто от нее образуются основы существительного и прилагательного, реже наречие, соответственно, наибольшее распространение среди исследуемых гнезд имеют те гнезда, первая степень в которых представлена сочетанием глагола, существительного и прилагательного. Среди проанализированных гнезд нет ни одного первой ступени, которая была бы представлена только наречием или сочетанием глагола и прилагательного. Можем сделать следующие выводы: в английском языке в юридической терминологии простая именная основа с разной степенью активности участвует в образовании основы прилагательного, глагола, существительного и наречий.

Такая же картина наблюдается при анализе юридической терминологии в английском языке. Существительное: crime-crimination-criminality-criminal-criminalist-recrimination-discrimination. Глагол: criminate-discriminate-recriminate. Прилагательное; discriminating-discriminativе-recriminatory

Однако, объём гнезда в изучаемых языках различается. Образование производных глаголов, прилагательных и существительных больше в гнезде английского языка, чем в узбекском языке. Результаты исследования позволяют на основании знания структуры и значения одной из производных основ предположить наличие образованных от той же основы других производных и определить их знания. Знание таких «принудительных» словообразовательных правил может быть полезным в практике изучения английского языка.


Литература:

  1. Дмитриева А.Г. Структура словообразовательных гнезд общегерманских существительных в современном английском языке. Автореф. дисс…канд.филол.наук. – М., 1971, c.21.

  2. Шишкина А.С. Система отыменных гнезд современного английского языка; Автореф.дисс…филол.наук. – М., 1979. С. 204.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle