Библиографическое описание:

Данилова О. Н. Особенности народно-певческого обучения в условиях национально-русского двуязычия (по материалам исследования функционирования марийского языка в студенческой среде) // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 382-383.

Республика Марий Эл является одним из двух десятков субъектов Российской Федерации, где языку титульной нации был придан статус государственного. Это не могло не отразиться на процессе подготовки специалистов в области народно-певческого искусства, который с 1993 года ведется на Хоровом отделении ГБОУ СПО РМЭ «Колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая».

В учебные планы реализуемых на отделении специальностей среднего профессионального образования «Хоровое дирижирование» (специализация «Руководитель народного хора») и «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» (специализация «Народное хоровое творчество») были введены такие дисциплины как «Марийский язык», «Народное музыкальное творчество мари», а в преподавании дисциплин специального цикла («Постановка голоса», «Хоровой класс», «Фольклорный ансамбль», «Расшифровка народной песни» и др.) активно используются марийские народные песни.

В 2008 году было проведено исследование по теме «Марийский язык в среде студентов, получающих народно-певческое образование», целью которого явилось желание проследить отношение студентов Хорового отделения к родному языку и выявить существенные характеристики языкового поведения в процессе обучения студентов владеющих и не владеющих марийским языком.

Для получения данных были составлена анкета с двумя группами вопросов: общие, касающиеся знания языка и национального самоопределения и вопросы, связанные конкретно с народно-певческим обучением и преподаванием специальных предметов на Хоровом отделении.

Всего было проанкетировано в период за февраль-март 2008 года 22 студента Хорового отделения, что составляет 91,7 % от общего числа студентов Хорового отделения.

Помимо вопросов о языке, мы собрали некоторые данные об этнографической принадлежности студентов Хорового отделения, вероисповедании, количестве лет обучения марийскому языку в школе.

По результатам исследования мы сделали несколько выводов:

1. Народно-певческое образование в Республике Марий Эл выбирают для себя преимущественно студенты, для которых родным языком является марийский (17 человек из 22). Подавляющее большинство из них – уроженцы сел и деревень районов республики, часть – представители восточной группы мари из мест компактного проживания марийцев: Башкирии, Кировской области, Удмуртии. Это говорит о том, что это поколение не оторвано от родных корней. В ряде местностей родители, учителя сумели в молодых выпестовать уважение, интерес к родной культуре, языку, обычаям. Больше половины из них сохранили марийскую (языческую) веру предков, часть христианизировалась. Общение дома, с родителями у большинства идет только на марийском языке.

2. Большинство наших студентов ответили, что, переехав из-за учебы в Йошкар-Олу, стали общаться на марийском языке не меньше, чем раньше, а некоторые – даже больше.

3. Хоровое отделение – одно из самых национальных отделений колледжа. Об этом говорят и анализ состава выпускников и абитуриентов. На отделении работают педагоги, прекрасно владеющие марийским языком. Часть предметов на отделении ведется на марийском языке, что вообще редкость в профессиональном образовании. Это «Расшифровка народной песни», «Этносольфеджио», «Народное музыкальное творчество мари», «Аранжировка народной песни». В этом большая заслуга преподавателей, потому что при этом требуется не только прекрасное знание предмета, но и марийского языка, чтобы донести смысл терминов и определений, которые уже устоялись в русском языке.

4. Исполнение марийских народных песен обязательно на предметах «Хоровой класс» и «Фольклорный ансамбль» для всех студентов, независимо от национальности. На этих предметах студенты поют вместе: и знающие марийский язык, и не знающие, и из разных этнографических групп мари.

Как выяснилось из опроса, подавляющее большинство студентов-мари прекрасно слышит разницу в произношении других – не знающих языка или из другой диалектной группы мари.

Это, конечно, создает большие трудности для педагогов, ведущих хоровые предметы, потому что хор должен звучать едино в фонетическом плане. Научить студентов, родным языком которых является русский, правильному марийскому произношению – это одна из самых трудных задач при обучении их народному пению (на марийском репертуаре). Такая же проблема (правильное произношение) встает и при обучении марийских студентов на русском репертуаре.

5. Даже если студент и не владеет своим родным языком, он начинает осваивать его в процессе изучения марийской певческой традиции. Это является мощным средством формирования у студентов-мари национального самосознания, помогает им осознать себя частью определенной общности людей, понять уникальность, самобытность родной культуры и марийской народной песни как её неотъемлемой части.

6. При народно-певческом обучении даже без знания марийского языка или теоретических знаний по марийской культуре, и русские студенты вовлекаются в музыкальный билингвизм, пусть даже в некой упрощенной или пассивной форме.

7. Как известно, в сфере образования марийский язык редко используется в обучении, так как в этом случае от языка требуется более высокий уровень развития, нежели в быту.

Одной из проблем народно-певческого образования является недостаточно развитая терминология вокально-хоровых предметов на марийском языке, из-за чего марийский язык становится лишь средством межличностного общения педагога со студентом, так как не разработана терминология методики их преподавания на марийском языке.

Таким образом, краткое исследование функционирования марийского языка в студенческой среде Хорового отделения показало, что использование второго (не русского) государственного языка в народно-певческом обучении имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, выстраивая педагогический процесс.

Основные термины: русского языка, Хорового отделения, марийского языка, уроках русского языка, студентов Хорового отделения, марийском языке, функционирования марийского языка, развивающего обучения, Уроки русского языка, условиях новой школы, родным языком, «Расшифровка народной песни», условиях современного школьного, «Народное музыкальное творчество, Особенности развивающего обучения, музыкальное творчество мари», системе развивающего обучения, современного школьного образования, марийский язык, Хоровом отделении

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle