Библиографическое описание:

Махмудов Х. А. Инновационный подход – важный фактор формирования культуры свободного мышления учащихся профессиональных колледжей // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 408-411.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся научно-теоретических основ, сути и значения формирования у учащейся молодежи Узбекистана культуры свободного мышления с использованием инновационных технологий как фактор свободного мышления на основе преподаваемых в профессиональных колледжах общеобразовательных предметов, национальных ценностей.

In article the questions, concerning scientific-theoretical bases, an essence and value of formation at studying youth of Uzbekistan of culture of free thinking with use of innovative technologies as the factor of free thinking on a basis преподаваемых in professional colleges of general educational subjects, national values are considered.


Ключевые слова: формирование личности, свобода личности, свободное мышление, инновация, глубоко мыслящий гражданин, новаторские идеи, национальная педагогика, формирование широкого мировоззрения, национальные ценности

Keywords: Formation of the person, personal freedom, free thinking, the innovation, deeply conceiving citizen, innovative ideas, national pedagogics, formation of wide outlook, national values

В Национальной программе по подготовке кадров и Законе «Об образовании» Узбекистана в качестве приоритетных задач обозначены вопросы обучения учащихся профессиональных колледжей и академических лицеев свободному мышлению, организации уроков с использованием передовых методов, новых педагогических и информационных технологий для достижения этих целей, то есть развития навыков свободного мышления.

Воспитание навыкам свободного мышления учащихся в образовательных учреждениях среднего специального, профессионального образования нового типа – это учебный процесс, в частности суть обучения должна быть основана на преподавании общеобразовательных дисциплин по новейшим педагогическим технологиям и дидактическим, психологическим, гигиеническим требованиям, что является требованием нынешнего развития и потребностью общества.

В данном вопросе Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов выдвинул перед педагогами актуальную задачу, отметив, что «все мы должны осознать одну истину. Жизнь будет развиваться, обстоятельства – меняться – следовательно, мы должны найти новые подходы, нетрадиционные решения» [1, c. 335].

Личность, группа или социальный слой, способные выражать свое свободное мнение, прежде всего, должны иметь ясные, обоснованные взгляды, глубоко чувствовать ответственность за последствия своей точки зрения, следовать требованиям культуры дебатов и дискуссий, а для этого в современном человеке должны быть сконцентрированы требования свободного мышления – терпение и сдержанность, опирающиеся на глубокие знания, аналитическое мышление, и вытекающие из этого выводы. Обучение учащихся профессиональных колледжей и академических лицеев навыкам свободного мышления и их развитие является актуальной задачей сегодняшнего дня. Одна из целей развития в республике среднего специального, профессионального образования заключается в воспитании свободомыслящей, всесторонне развитой личности, владеющей современной техникой и технологиями в условиях поэтапного перехода к рыночной экономике путем построения свободного, демократического государства. Подготовка имеющего свободное мышление специалиста среднего звена осуществляется на основе комплексных мер и использования возможностей науки.

Одним из важных требований Национальной программы по подготовке кадров является не только в содержании образования, но и дальнейшее совершенствование его форм, способов и средств формирования и развития культуры свободного мышления учащихся с более широким применением инновационных дидактических средств новых, активных методов образования.

Если рассматривать свободное мышление, как логическое продолжение независимого мышления, а точнее, если второе из данных понятий является объектом предмета психологии, то первое воспринимается как объект философии и права, также изучается в дидактической сфере педагогики. В обучении независимому мышлению это начинается с различных способов и мер, помогающих росту интереса и способностей ребенка в начальной и общеобразовательной школе, а также с воспитания в семейной атмосфере. Несмотря на наличие взаимосвязи между свободным мышлением и независимым мышлением, все же с точки зрения понятия они различаются по придаваемым им социальному значению и задачам. Учитывая это, следует сказать, что независимое мышление начинается с раннего возраста ребенка, а свободное мышление – в процессе обучения в старших классах и получения профессии на этапе среднего специального, профессионального образования, или другими словами это следует рассматривать как потребность развивающегося общества. Свобода мышления вбирает в себя все направления интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода мышления является абсолютным правом человека и в соответствии со статьей 29 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право на свободу мысли, свобода мнений и их выражения могут быть ограничены законом по мотивам государственной или иной тайны [2, c. 8].

Для развития свободного мышления учащихся имеются большие возможности в последующем после общеобразовательной школы периоде – в продолжения ими обучения в академических лицеях и профессиональных колледжах, освоения профессиональных навыков, получения знаний по общеобразовательным дисциплинам. С этой точки зрения, при использовании эффективных дидактических возможностей в развитии навыков свободного мышления учащихся в процессе преподавания общеобразовательных предметов в профессиональных колледжах и академических лицеях, а также проведении внеурочных мероприятий, кружковой работы можно достичь намеченных педагогических целей. В преподаваемых в профессиональных колледжах учебных курсах «Изучаем Конституцию», по родному языку и литературе, иностранным языкам, истории, основам духовности, «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы» имеются большие дидактических возможности для развития у учащихся свободного мышления.

Известно, что трудно за один или несколько занятий достичь намеченных результатов в деле формирования и развития навыков свободного мышления учащихся. Данная задача может быть решена посредством осуществления на основе плана комплексных мер и занятий с использованием возможностей каждого предмета.

Поэтому для успешного решения данной задачи следует конкретно определить направления, главы и разделы предметов, входящих в блок общеобразовательных дисциплин в типовых учебных планах профессиональных колледжей. Раз мы выдвигаем вопрос развития навыков свободного мышления учащихся профессиональных колледжей, следовательно, в преподавании им таких обязательных предметов, как родной язык и литература, иностранный язык, история, Конституция Республики Узбекистан, основы духовности, Идея национальной независимости: основные понятия и принципы – важное значение имеет развитие навыков свободного мышления учащихся. При изучении Конституции Республики Узбекистан в процессе ознакомления учащихся со статьей 29 Основного закона наряду с предоставлением сведений необходимо им объяснить, что данная статья является одним из больших достижений нашей республики после обретения независимости, что отраженный в нем принцип свободы мысли – является одним из основных прав человека. Тем самым в сознании учащихся формируется мнение о том, что каждый имеет право на свободу мысли, не подвергаемую идеологическому давлению, на независимый выбор желаемой им системы духовных ценностей [3, c.108-109]. В ходе цикла занятий и внеурочных мероприятий, проведенных в социально-экономическом колледже Уртачирчикского района Ташкентской области, в профессиональном колледже машиностроения и технологий Мирзо-Улугбекского района города Ташкента (в сентябре 2007 года машиностроительный профессиональный колледж преобразован в академический лицей), которые были направлены на обучение и развитие свободному мышлению учащихся, был накоплен и обобщен интересный опыт. В обоих колледжах была проведена образовательно-воспитательная работа на основе плана, разработанного под девизом Свободно мыслим, свободно учимся, свободно живем». В частности, в Уртачирчикском социально-экономическом колледже исходя из данной темы в ходе внеурочных мероприятий был создан «Клуб свободомыслящих», членами которого стали учащиеся колледжа, обучающиеся в направлении «Право хозяйственной деятельности», «Международный бизнес», «Биржевая деятельность» и др. В фойе колледжа был установлен «Ящик свободных мыслей», куда каждый учащийся мог оставить свои мнения и суждения о волнующих его проблемах, при необходимости оставлять свои критические замечания и предложения. Выраженные на основе свободной мысли в данных письмах мнения и суждения раз в два месяца анализировались на общем собрании учащихся колледжа при помощи педагога, по их результатам были приняты меры в деле устранения выявленных недостатков и просчетов. Благодаря этому на основе формирующегося среди учащихся колледжа свободного мышления у них стала возрастать уверенность в себе, в свои возможности. В колледже стали укрепляться взаимное доверие, здоровая дружеская атмосфера. Члены данного клуба завоевали первенство в областном этапе смотра-конкурса «Знаете ли вы закон?» и почетное место – в республиканском этапе. В этом направлении была проведена широкомасштабная работа, и вышеназванный девиз стал основным девизом колледжа. На основе методов проведения нового урока согласно предложенным нами планам в процессе оценки знаний учащихся была дана возможность для их самооценки, затем в ходе открытого обсуждения с участием группы молодежи обеспечивалась справедливость и правдивость оценок за знания. Во время таких мероприятий и уроков, направленных на свободное мышление, преподаватель выполнял функцию не учителя, а специалиста-эксперта сферы. В ходе участия учащихся на уроках и освоения ими предметов формировались ростки свободного творческого подхода и духовной свободы. Отмечается, что «отказ от педагогики, основанной на подчинении и послушании, переход к образовательно-воспитательному процессу, пронизанному духом творчества и сотрудничества – это одно из основных направлений» [4, c. 4-5].

В расширении рамок мышления учащегося, развитии способностей и навыков свободного мышления в ходе урока родного языка и литературы важное значение имеет сочинение на свободную тему. Сочинение на свободную темуэто, можно сказать, показатель полученных учащимся уровня знаний, духовно-нравственной подготовки. Данный вид письменной работы позволяет задействовать творческое мышление – другими словами, служит описанию мысли на логической основе при помощи художественного слова, учит свободному мышлению. Сочинение на свободную тему наряду с совершенствованием способности к размышлению, также расширяет представление, мировоззрение, ведет к познанию. Ведь сочинение на свободную тему – это также критерий мысли учащегося. Известно, что тема сочинения определяет содержание сочинения. Если учащийся не имеет представления о теме, то конечно он не сможет раскрыть суть сочинения. Поэтому при подготовке к написанию сочинения на свободную тему творческого характера, учащийся должен тщательно изучить тему, размышлять по теме, суметь мастерски изложить художественный материал с использованием глубоких мыслей и суждений, тогда он достигнет ожидаемого результата и успеха.

Воспитывающийся на основе свободного мышления учащийся творчески и свободно подходит к каждой детали, логической цепочке событий, избегает шаблонных форм изложения мысли, не использует повторных фраз и оборотов, ранее высказанные мысли и суждения, наоборот, на основе синтеза своего художественного мировосприятия опирается на свое личное мнение. Не повторяет чужих мыслей, своим независимым представлением и мыслью пронизывает дух сочинения.

Преподаватель родного языка и литературы высшей категории педагогического колледжа города Бекабада Ташкентской области Г. Эрназаров также достиг определенных успехов на различных смотрах-конкурсах республиканского масштаба и его учащиеся, участвуя в смотрах-конкурсах на свободную тему, достигли хороших показателей. Этот педагог при подготовке учащихся к конкурсу предложил обратить внимание на следующие моменты.

1. Вспомнить и подумать над каким-либо фактом, связанным со своей жизнью, который может послужить ключом темы, направленной на развитие свободного мышления.

2. Подборка мудрых мыслей, поддерживающих и обогащающих свободные мысли.

3. Поиск исторических фактов, отражающих в сочинении особенности национальных ценностей.

4. Подборка выдержек из образцов мировой литературы, жемчужин просветительства.

5. Изучение кратких поучительных рассказов, лирических стихотворений, образов и символов по определенной тематике.

При подборе материала для сочинения на свободную тему следует исходить из вышеназванных требований, в результате будет созданы условия для глубины и свободы мыслей. Его ученицы, победившие на республиканском смотре-конкурсе – М. Эрназарова, М. Муллажонова, М. Абдураззокова, следовали его следующим рекомендациям и указаниям:

а) обогащение ядра темы на основе свободного мышления;

б) лаконичность мысли, позитивный метод, привлекательность языка;

г) жизненность чувств;

д) изложение фактов на основе свободной мысли;

е) чистота помыслов в выводах.

Исходя из вышесказанного, следует сказать, что при развитии свободного мышления учащихся в процессе общеобразовательных предметов есть особое место каждого предмета, внеурочного мероприятия. А от учителя для достижения намеченной цели в ходе организации уроков на основе современных, передовых средств обучения требуется применение методов и инноваций, способствующих развитию свободного мышления учащихся. При организации нынешних уроков, которые должны соответствовать требованиям времени, учителю необходимо находить и использовать новые подходы к проведению урока, новые формы и методы преподавания.


Литература:

  1. Каримов И. Ўзбекистон буюк келажак сари. Асарлар тўплами. –Тошкент, “Ўзбекистон”, 1998 йил, – Б. 686.

  2. Ўзбекистон Республикаси Конституцияси. –Тошкент, Ўзбекистон” нашриёт матбаа ижодий уйи, 2008. –Б. 40.

  3. Азизхўжаев А., Ҳусанов О., Азизов Х. Конституциявий ҳуқуқ (изоҳли луғат). –Т ошкент, “Академия” нашриёти, 2001 йил, –160 б.

  4. Сиддиқов Б., Ғуломов Н., Содиқов М., “Таълимни гуманитарлаштиришнинг маънавий-маърифий асослари”, “Касб- ҳунар таълими” журнали, 2002 йил, 2 – сон, 4-5 бетлар.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle