Библиографическое описание:

Зильгараева А. К., Шабанова А. Р. Формы контроля теоретических знаний студентов // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 393-395.

Перед проведением лабораторной или практической работы студенты должны знать их теоретическую основу. Приступая к расчетам, необходимо иметь представление о методике расчетов, итоговой цели того или иного раздела. Для этого используется вспомогательный контроль, который не должен занимать много учебного времени. Поэтому он проводится, как правило, в виде тестового контроля, либо в форме устного опроса студентов.

Контроль знаний и умений студентов дает необходимый учебный и воспитательный эффект. С точки зрения науки он должен быть:

– планомерным и систематическим, что позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению;

– объективным позволяющим реально оценить успехи и недостатки деятельности студентов;

– всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения студентами учебной информации;

– индивидуальным и экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;

– педагогически тактичным, осуществляемым в спокойной деловой обстановке.

В педагогической литературе выделяют четыре вида контроля, составляющие единую систему: предварительный, текущий, рубежный, итоговый.

Предварительный контроль позволяет определить исходный уровень знаний и умений студентов, чтобы ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Он служит для успешного планирования и руководства учебным процессом. На основании этого вида контроля, проводимого, в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, методические материалы.

Задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью студентов и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Преподаватели, правильно осуществляющие текущий контроль, постоянно побуждают студентов к совершенствованию знаний и умений, к выработке объективных самооценочных суждений, к развитию потребности в самоконтроле. Поэтому он имеет много различных форм. Рассмотрим некоторые из них.

Устный опрос студентов можно провести в процессе игры, т.е. ребята друг другу задают вопросы по пройденной теме, если студент не может ответить на вопрос, то тот студент, который задал вопрос, отвечает сам. Делается акцент на эффективное усвоение студентами пройденного материала и закрепление полученных знаний. В процессе игры все участники (даже имеющие плохую подготовку) лучше усваивают материал. В процессе коллективного общения играющих активизируется их мышление. Кроме того, находятся в обстановке раскованности (эмоционального комфорта), студенты усваивают материал не в результате общения с преподавателем, не под его «давлением», а через групповое общение.

Эффективной формой контроля является использование тематических тестов.

Преимущества тестирования перед традиционными методами контроля знаний:

  • более высокая объективность контроля;

  • более дифференцированная оценка;

  • более высокая эффективность.

Можно проводить промежуточное тестирование (срез знаний), с целью усиления контроля успеваемости учащихся и повышения качества знаний по специальным дисциплинам.

Тематический тестовый контроль осуществляется преподавателем по каждой преподаваемой дисциплине по завершении изучения каждой темы. Целью тематического тестирования является непрерывный мониторинг усвоения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся по предмету. Для осуществления тематического тестового контроля преподаватель разрабатывает тесты 2-4 вариантов. Каждый вариант теста должен содержать не менее 10 заданий. Это могут быть задания открытой формы, на установление соответствия или на установление правильной последовательности, а также задания с несколькими вариантами правильных ответов.

Умение представлять определенный материал и отстаивать свою точку зрения позволяет такая форма контроля как проведение презентаций, например, с использованием программы Power Point.

Например, при изучении дисциплины «Электроника и схемотехника аналоговых устройств» по теме: «Тиристоры» студентами предлагается следующая презентация:


Обобщение опыта работы преподавателей по использованию методов и форм контроля знаний студентов позволяет в качестве форм и методов выделить: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, комбинированный), письменный опрос (ответы на вопросы, решение задач и примеров, подготовка рефератов, докладов, тезисов, самостоятельная работа, домашние контрольные работ,). Практическая проверка знаний и умений осуществляется при проведении лабораторных работ, конкурсов профессионального мастерства, в ходе технического творчества.

Стандартизированный контроль складывается из разработки тестов, карточек – заданий, а также самоконтроля и взаимоконтроля с использованием обучающих программ, аудиовизуальных средств обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle