Библиографическое описание:

Абдукадыров А. А., Тураев Б. З. Роль информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в компетентности будущего инженера // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 363-366.

В данной статье рассматривается модель формирования компетентности будущего специалиста информационных технологий при преподавании дисциплины «База данных».

The model of the formation of the future specialist’s competence of information technologies in teaching discipline "Database" is reviewed in this article.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные и компьютерные технологии, компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность инженера.

Key words: informational-communication and computer technologies, competency, competence, competence-based approach, the professional competence of an engineer.

Под информационно-коммуникационными и компьютерными технологиями понимают технологии, базирующиеся на современных персональных компьютерах, коммуникациях представляющие собой совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости ее использования, повышения надежности и оперативности информационных процессов.

В состав данных технологий ученые включают: технологию обработки данных; технологию автоматизированного офиса; технологию текстового поиска; технологию экспертных систем; мультимедиа технологию; технологию создания информационных систем; сетевые информационные технологии.

Информационно-коммуникационные и компьютерные технологии существенно влияют на формирование нового содержания образования, изменение организационных форм и методов обучения, поскольку имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными образовательными технологиями:

а) новые возможности предъявления и работы с информацией (электронные библиотека, базы данных, поиск по тексту, гипертекст, мультимедиа, моделирование изучаемых процессов и явлений и т.д.);

б) возможность виртуального сотрудничества и сотрудничества (участие в совместных проектах, обсуждениях, дистанционных проектов и т.д.).

Применение компьютерных технологий в сфере производства открывает не только широкий простор для творчества инженеров, расширяет его возможности при решении профессиональных задач, но и выдвигает качественно новые требования к подготовке будущих инженеров в плане формирования у них информационно-коммуникационной компетентности.

Внедрение компьютерной технологии в профессиональную деятельность специалистов, в частности инженеров настоящее время является актуальной. Профессионализм будущего специалиста-инженера – синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую, техническую, информационно-коммуникационную и компьютерную составляющие. В научно-методических литературе множество работ посвящено уточнению понятий «Компетенция», «Компетентность», «Компетентностный подход» и «Профессиональная компетентность». Анализ научной литературы показал отсутствие устоявшейся трактовки терминов.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Профессиональная компетентность инженера – интегративная профессионально-личностная характеристика специалиста, отражающая его профессионализм, готовность выполнять профессиональные функции и добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности; профессиональная компетентность инженера интегрирует в себе комплекс профессиональных компетенций; психологическую, методическую, предметную, коммуникативную, техническую информационно-коммуникационную, компьютерную, исследовательскую и др.

Остановимся на вопросе формирования и развития информационно-коммуникационной и компьютерной – компетентности будущего специалиста – инженера.

Под мы будем понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в профессиональной деятельности.

Для формирования базовой информационно-коммуникационной, компьютерной – компетентности будущего специалиста – инженера необходимо:

- наличие представлений о функционировании профессионального компьютера и дидактических возможностях информационно-коммуникационной и компьютерной технологий;

- овладение основами и возможностями Microsoft Excel;

- овладение основами и возможностями Microsoft Access;

- использование Интернета, цифровых информационных ресурсов и базу данных в профессиональной деятельности;

- формирование положительной мотивации к использованию информационно-коммуникационной и компьютерной технологий.

Для повышения уровня информационно-коммуникационной и компьютерной технологий – компетентности инженера можно:

- участвовать в семинарах различного уровня по применению информационно-коммуникационной и компьютерной технологий в учебной практике;

- участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и конференциях;

- использовать при своей деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров, базу данных;

- обеспечить использование коллекции информационно ресурсных центров и ресурсов Интернет;

- формировать банк учебных заданий, банк данных выполняемых с активным использованием компьютерных технологий;

- разрабатывать собственные инженерные проекты по использованию информационно-коммуникационных и компьютерных технологий.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения будущего инженера, способствовать достижению поставленных целей и задач. Компьютер не заменяет инженера или какого-нибудь учебник, но коренным образом меняет характер инженерской деятельности.

Учитывая вышеизложенное, информационно-компьютерную компетентность будущего инженера мы рассматриваем, как важнейшую составляющую его профессиональной компетентности и определяем ее как интегративную характеристику специалиста, отражающая готовность и способность будущего инженера эффективно использовать информационно-коммуникационную, компьютерные технологии, в частности базу данных в профессиональной деятельности, совершенствовать свой опыт по их использованию и расширять его содержание и границы.

Принимая во внимание, что компетентность – это не только владение компетенциями, но и личностное отношение человека к предмету деятельности, мы выделили компонента информационно-компьютерной компетентности будущего инженера: мотивационный, когнитивный и операционный.

Мотивационный компонент фиксирует интерес будущего специалиста к компьютерным технологиям, его мотивацию на овладение данным технологиями и их использование при решении профессиональных задач, а также установку на развитие своей информационно-компьютерной компетентности.

Когнитивный компонент представляет собой единство методологических, теоретических и технологических знаний, которые интегрируют общие знания в области компьютерных технологий и педагогические знания по использованию компьютерных технологий при решении профессиональных задач.

Операционный компонент вбирает в себя комплекс умений и навыков использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности (гностические, проектировочно-конструктивные, контрольно-оценочные).

В динамическом аспекте, учитывая процессуальный характер формирования информационно-компьютерной компетентности, мы определили ее уровни (низкий, средний, высокий) и этапы формирования (мотивационно-целевой, активно-действенный и обобщающий).

Формирование информационно-компьютерной компетентности будущего специалиста мы рассматриваем как неотъемлемую часть общего процесса становления профессиональной компетентности будущего инженера, где целенаправленное изменение внутренней структуры информационно-компьютерной компетентности и внешних форм ее проявления приводит к возникновению новых качественных состояний, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного, а также как саморегулирующийся процесс, т.е. внутренне необходимое движение, «самодвижение» будущего инженера от наличного уровня информационно-компьютерной компетентности до более высокого в соответствие с этапами данного процесса.

Учитывая, что информационно-компьютерной компетентность не формируется сама по себе, а требует специально организованной деятельности, мы выдвинули задачу о необходимости построения модели данного процесса. Новый модель должен охватывать следующие блоки: 1) определение границ модели и формулировка уели проекта; 2) формулировка цели и задач модели; 3) обоснование принципов участвующих при разработки модели; 4) обоснование блоков модели и разработка их содержания; 5) определение условий функционирования модели; 6) определение результата внедрения модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики; 7) экспериментальная апробация модели в соответствующих условиях.

Модель должна быть четко ориентирована на поставленную цель – формирование информационно-компьютерной компетентности будущих инженеров. В контексте нашего исследования группа основных подцелей соотносится с задачами формирования у будущих инженеров компонентов структуры информационно-компьютерной компетентности, а промежуточных подцелей – с задачами этапов данного процесса.

Теоретический блок модели обязательно должен быть связан с обоснованием методологических подходов к организации процесса формирования у будущих специалистов информационно-компьютерной компетентности. В работе показано, что для достижения цели нашей модели наиболее эффективными являются компетентностный, модульный, проблемный, деятельностный и рефлексивный подходы. Обеспечение их возможно на основе реализации соответствующих им принципов: модульности, проблемности, сжатия информации, приоритета деятельностного содержания над информационным, межпредметной интеграции, осознанной перспективы, центрации на личность, обратной связи и гибкости.

Структура организационно-технологического компонента должен представляться:

- содержательным блоком, включающим: проблемно-модельные программами дисциплины «База данных»;

- блоком средств (информационные, обучающие, диагностические);

- блоком методов обучения (проблемные, метод проектов, интерактивные, нетрадиционные, педагогические технологии), используемых на этапах процесса формирования информационно-компьютерной компетентности будущих инженеров;

- блоком комплекса условий, включающим в себя: проблемно-модельное структурирование учебного материала; включение будущих инженеров в совместную деятельность по изучению компьютерных технологий на основе метода проектов; формирование у инженеров установки на саморазвитие информационно-компьютерной компетентности.

Результативной компонент модели должна строится в соответствии со структурой информационно-компьютерной компетентности и будет включать в себя уровни (высокий, средний, низкий), критерии (знания и умения, необходимые для использования компьютерных технологий, мотивация), соответствующие им показатели и диагностические методики.

Таким образом, структура модели формирования информационно-компьютерной компетентности будущих специалистов должна состоять из: целевым и теоретическим компонентами, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса; организационно-технологическим компонентам, обусловливающим содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности будущих инженеров.


Литература:

  1. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. – С. 20–22.

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2006. – С. 291-296.

  3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 352 с.

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. – С. 32–36.

  5. Смолянинова О.Г. Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущего бакалавра/магистра в информационно-образовательной среде вуза // Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий: Материалы научно-практической конференции «Инфо-2009». – Сочи, 2009. – С. 5-8.

  6. Петухова Т.П., Глотова М.И. Информационная компетенция будущего инженера как образовательный результат / Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Материалы 6-й Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2006, – С. 134-137.

  7. Альбекова З.М. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов – техников на занятиях по дисциплине «Базы данных» [Текст]/ З.М. Альбекова // Технологии профессионального образования: традиции и инновации: Материалы Международной научно-методической конференции: В 2т. – Самара: СГАСУ, 2009. – Т. 2. – С. 226-232. (0,8 п.л.).

  8. Агибова И.М., Альбекова З.М. Формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов – техников в модульно-информационной технологии обучения в сфере СПО (на примере дисциплины «Базы данных») [Текст]/ И.М. Агибова, З.М. Альбекова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: IV Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – С. 219-225. (0,5 п.л., авторских – 0,25 п.л.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle