Библиографическое описание:

Гаврилова Е. Э. Организация и проведение проектной и исследовательской деятельности на занятиях в школьном объединении «Театр» // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 378-382.

В свете современной инновационной политики Российского государства особое внимание в сфере образования уделяется вопросам, направленным на развитие творческой, инициативной личности. Национальный проект «Образование» от 2005 года и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», принятая в феврале 2010, направлены на создание современной школы, которая должна стать институтом опережающего развития. В ней «ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [1]. Образовательная инициатива выдвигает идею воспитания личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать свой профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Другими, словами речь идет о развитии творчески активной личности, для которой «творчество в повседневной жизни есть необходимое условие ее существования и развития» [2].

При этом активность рассматривается как деятельность, связанная с такими понятиями, как внутренняя позиция, инициативность, потребность, «актуальная жизненная позиция», личные качества, но также как переживание, т.е. психическая активность в виде восприятий, мыслей, чувств и представлений [3]. Помимо этого активность может быть когнитивной, интеллектуальной, познавательной, поведенческой, коммуникативной, трудовой, социальной. Таким образом, мы можем сделать предположение о том, что основой для проявления творческой активности является развивающая среда, в нашем случае учебно-воспитательная, как база практической деятельности школьников, где развивается их творческая самостоятельность, инициативность, происходит реализация интересов и способностей учащихся.

Для развития творческой активности школьников в современных образовательных учреждениях используются различные технологии. Одной из наиболее перспективных и результативных является технология «Проектной и исследовательской деятельности». Это справедливо, поскольку данные виды деятельности ориентированы на познавательную активность учащихся и, как правило, имеют опережающий характер обучения [4].

Главная цель проектной деятельности заключается в формировании самостоятельной поисковой, исследовательской позиции. Проектная деятельность реализуется в три основных этапа. На подготовительном этапе выбирается тема, определяются участники, распределяются задания, определяется проблематика выбранной теме. Проблема, лежащая в основе проекта, должна быть сформулирована руководителем и учащимися в соответствии со своим объемом знаний на доступном уровне сложности и адекватности. Практический или информационный этап заключается в сборе, обработке материалов и представление участниками информационного материала по проблематике проекта, разработке окончательного вида проекта и его реализации. Презентационный этап завершает проект выступлением группы и обсуждением результатов работы в целом. Такая последовательность предполагает целостное восприятие учениками всего рабочего процесса, что является необходимым условием обучения. А знание и понимание структуры проектной деятельности в дальнейшем может лечь в основу индивидуальной стратегии учащегося в учебном процессе. В ходе работы учащиеся обучаются писать сценарии проектов, брать интервью, анализировать и обобщать информацию, создавать видеоматериалы, макеты, презентации, результаты которых могут быть представлены на уроках, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях [5].

Особенность исследовательской деятельности в сфере образования состоит в том, что она является учебной по своей сути и главное в ней не получение объективно нового результата, а развитие личности. Если научное исследование направлено на получение нового знания, то в образовании цели смещаются:

- на приобретение учениками функционального навыка исследования как универсального способа восприятия действительности;

- развитие способности к исследовательскому типу мышления;

- активизацию личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и персонально значимыми для конкретного учащегося).

Важно помнить, что уровень подготовленности учащихся определяет возможность их включения в исследовательскую деятельность. Так, на первом подготовительном этапе учащиеся овладевают навыками работы с научной и публицистической литературой, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию. Результатом может стать доклад на занятие. На втором этапе «Написание реферата по выбранной теме», учащиеся знакомятся с теоретическими методами исследования, способами работы с различными первоисточниками, получают навыки оформления научных трудов. Рефераты могут быть представлены на уроках, школьных конференциях. На третьем этапе «Исследовательская деятельность», учащимися осуществляется научный поиск, который включает в себя практический этап исследования. Результаты представляются на научно-практических конференциях разного уровня в виде тезисов, устных докладов, статей [6].

Автор статьи в течение нескольких лет применяет технологию «Метода проектов и исследовательской деятельности» в школьной программе объединения «Театр», встраивая в нее элементы образовательной технологии ЦРПС (целенаправленное развитие познавательных стратегий). Образовательная технология ЦПРС школьников разработана и апробирована в процессе работы городской экспериментальной площадки «Изучение познавательных стратегий учащихся» под руководством Плигина А.А. [7].

Перед тем как привести примеры работ учащихся средней и старшей групп обучения, расскажу о том, каким образом организованы проектная и исследовательская деятельности во время учебного процесса.

Первый этап нашей совместной работы «Знакомство с проектной и исследовательской деятельностью» является теоретическим и строится он на эвристическом методе обучения, когда преподаватель задает вопросы, а учащиеся отвечают, активизируя знания и опыт в изучаемой области.

Ниже приводятся вопросы и варианты ответов.

1. Как вы думаете, что такое исследовательская и проектная деятельность? Можно ли назвать проведение дня рождения, туристический поход проектной деятельностью? Если да, то почему?

- Чтобы пойти в поход, нужна определенная подготовка: разработка маршрута, заготовка продуктов, вещей и т.д. Чтобы все прошло удачно, надо учесть все нюансы.

- Проектом можно назвать выступление на классном часе, проведение новогоднего праздника.

2. Приведите пример из своего опыта проектной и исследовательской деятельности.

А с чего вы начинаете, с чего начинали, что было потом?

- Исследовать можно все что угодно.

- Проведение исследований по химии и физики, проведение экспериментов и практических опытов.

- Я разрабатываю план, а затем его осуществляю. В случае неудачи осуществления возможны изменения.

- Последовательность проектной работы у всех примерно одинакова: прочтение материала, выбор наиболее подходящего, отбор наиболее интересного, подбор иллюстраций, оформление презентации, представление.

3. Как вы делаете проектную работу, сколько частей она содержит: с первого раза делаете или приходится переделывать?

Почти всегда все делают с первого раза – ответ характерный для большинства. Некоторые советуются с родителями, реже с учителем.

4. Как вы понимаете, что работа завершена?

Работа завершена, когда я ее сдал или представил на уроке, после проведения мероприятия, к которому я готовился.

После того, как дети поняли, что они уже имеют опыт проектной деятельности и понимают его отличие от исследовательской деятельности, мы переходим к следующей части занятия. Учащиеся придумывают темы проектов и исследований в области «Театра»: «Театр древней Греции», «Русские скоморохи», «Детские театры в Москве», «Словарь театральных терминов», «Мой любимый театральный актер», «Причины, по которым ребята занимаются в театральном кружке», «Как часто учащиеся нашей школы ходят в театр», «Характер роли и актера».

Когда круг тем очерчен, учащиеся определяются, как они будут работать индивидуально, парно или в группе и выбирают тему проекта или исследования. Выбрав тему, ученики готовят небольшое выступление: «Почему я выбрал эту тему? Что в ней интересного?»

На втором этапе «Памятка учащегося» работы группа обсуждает составляющие исследовательской и проектной деятельности. После чего в минигруппах составляется пошаговая «памятка учащегося». Затем представители от минигрупп зачитывают составленную памятку, на основе которой составляется «Универсальная памятка учащегося по подготовке и представлению проектной и исследовательской работы».

Памятка для проектной и исследовательской деятельности.

1. Определи тему своей работы.

2. Определи цели и задачи (В исследовательской деятельности выдвини гипотезу, которую будешь доказывать).

3. Подбери материал необходимый для исследования темы.

4. Изучи подобранную литературу.

5. Отбери и систематизируй отобранный материал.

6. Если необходимо, уточни (скорректируй) тему.

7. Подбери дальнейшие методы исследования.

8. Составь вопросы для анкетирования или интервьюирования.

9. Проведи опрос, анкетирование, интервьюирование.

10. Обработай полученные данные и проанализируй их.

11. Сделай выводы.

12. Разработай рекомендации.

13. Оформи работу.

14. Составь тезисный план представления работы.

15. Представь работу.

Третий этап работы является самым длительным, так как он включает в себя разработку проблематики, аспектов исследования, работу с литературой, сбор и обработку информации, практическую часть, подготовку презентации. На этом этапе работы руководитель совместно с учащимися обсуждает цели и задачи, консультирует по материалам работ и, в случае необходимости, корректирует деятельность участников, помогает формулировать выводы, правильно оформлять и представлять работу.

На четвертом этапе работы осуществляется представление проектов и исследований на занятиях в группе.

Каждый учащийся представляет свою работу. По окончании представления работы докладчикам задают вопросы по теме их выступления. Итогом презентаций учащиеся является обратная связь в виде вопросов: Какие работы вам понравились, что в них было интересного и необычного? Самые интересные работы представляются на заседании ШНО.

Как пример, приведу три работы учащихся, представленных окружном и городском конкурсе. В статье работы сокращены и приводятся в варианте стендового доклада.


Тема: «Исследование причин участия в театральных постановках учеников 6 класса»

Авторы: Корнилов Николай, Костин Павел.

Жанр работы: экспресс – исследование.

Введение. В нашем классе ребята очень любят участвовать в различных театральных постановках, которые проходят во время проведения Недели литературы, Недели искусств, Новогодних представлениях, концертных программах, перед ветеранами, в библиотеке перед младшими школьниками. Мы решили выяснить, почему же им это нравится. Это стало темой нашей работы.

Цель. Выяснить, почему ребятам нравится участвовать в театральных постановках.

Задачи:

1. Подготовить вопросы.

2. Опросить ребят нашего класса, почему они участвуют в театральных постановках.

3. Опросить ребят нашего класса, почему они не участвуют в театральных постановках.

Методика проведения исследования:

1. Подготовка опросника.

2. Проведение опроса.

Анализ результатов

Анкетирование показало, основные причины по которым ребят нашего класса, с удовольствием принимают участие в театральных постановках:

1. 40% ребят это нравится,

2. 12% – интересно,

3. 8% – для разнообразия в жизни,

4. 8% – радовать других,

5. 4% чтобы развивать память, чтобы общаться,

6. 4 % – чтобы не бояться публики,

7. 4% – чтобы быть знаменитым.

Выводы

Во время выступлений к ребятам становятся более уверенными в себе, своих способностях. Они получают не только удовольствие от собственных выступлений, но и хотят радовать других. Благодаря выступлениям их жизнь становится интереснее и разнообразнее.

Практические рекомендации

Для тех, кто принимает участие в театральных постановках продолжить играть в спектаклях, участвовать в концертах. Тем, кто боится сцены, помочь преодолеть страх, начав с эпизодических ролей. Кому не интересно и лень принимать участие в театральных постановках найти такие формы дел, которые были бы им интересны.

Представленная работа не является полноценным исследованием, так как в ней отсутствуют основные элементы, соответствующие данному виду работы. Она не содержит атрибуты актуальности, гипотезы, обзора и списка литературы. Но, тем не менее, это первый важный шаг на пути к более серьезному исследованию. В процессе работы учащиеся опробовали свои силы, познакомились и освоили новые элементы исследовательской работы: составление вопросов, анкетирование, обработка результатов в процентном содержании, сделали самостоятельные выводы и практические рекомендации. Год спустя один из авторов представленной работы, Корнилов Николай, приступил к новому исследованию. Оно качественно отличается от того, с которым мы имели возможность познакомиться. Для сравнения представляю его следующую работу.

Тема: «Исследование выбора роли участниками школьного театра».

Автор: Корнилов Николай, учащийся средней группы.

Актуальность. Занятия в школьном театре могут оказать серьезное влияние на развитие и становление личности. Театр дает возможность попробовать себя в разных ролях, перевоплотиться в героев с разными характерами, с несвойственной исполнителю манерой поведения. В процессе работы над ролью мы с педагогом даем оценку поступкам героя, рассматриваем причины его поведения, изучаем его характер. Во время репетиций начинаешь лучше понимать своего героя, получаешь опыт новых взаимоотношений между людьми и лучше понимаешь себя.

Введение. Ребята нашего класса второй год являются участниками школьного театра. За это время мы приняли участие в различных театральных постановках. Во время распределения ролей, при постановке спектакля, я обратил внимание на то, что большинство хотят играть главные роли. Меня это заинтересовало, и я решил исследовать, так ли это и что влияет на выбор роли участников спектакля.

Гипотеза: Основным критерием (признаком) выбора роли является то, что она должна быть главной и положительной.

Цель: Исследование критериев выбора роли участниками школьного театра.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.

  2. Выявить критерии выбора роли.

3. Выявить приоритетные критерии выбора роли.

Методика проведения исследования

  1. Интервьюирование.

  2. Анкетирование.

  1. Контрольное анкетирование.

  2. Анализ.

Результаты анализа:

  1. У 85 % (17) участников школьного театра есть роль, которую они мечтают сыграть. Ребята предпочитают играть героев, значительных личностей, обладающих властью и сверхъестественными способностями. У 15 % (3) человек нет конкретной мечты, им все равно кого играть.

  2. Для 65% (13) опрошенных, важно играть положительные роли. 20% (4 человека) – хотят играть отрицательные роли, 15% (3 человека) – любые. 7 человек (35%) находятся в поиске чего-то нового и необычного.

  3. 70 % (14 человек) выбирают жанр комедии и комедийные роли. 10% (2) человека жанр трагедии, 10% (2) человека – драмы, 10% (2) человека – комедии и драмы.

  4. 50 % (10 человек) согласны играть главные роли, 50 % (10 человек) – не обязательно. Для второй половины важна не центральность, а сам процесс игры на сцене.

  5. 50% (10 человек) хотят сыграть героев, совершенно не похожих на себя, потому что им это интересно, и они хотят ощутить новизну роли, получить новый опыт. 25% (5 человек) – выбирают свою роль, потому что видят в персонаже знакомые черты, т.е. роль по характеру похожа на них; 25% (10 человек) выбирают роль, потому что хотят быть похожими на своего героя. Эти роли им близки и понятны.

После анализа анкет мы решили перепроверить критерий мечты и центральности в связи с тем, что 17 человек мечтает сыграть роль-мечту, но такой роли может не быть в спектакле или она может быть занята.

После контрольной проверки выяснилось:

6. Если роль-мечта уже занята, то из 17 человек 94 % ребят согласны играть другую роль и 1 человек – 6 % откажется.

7. Если центральная роль занята, то из 10 человек 90 % (9 человек) согласны играть другую роль, а 10 % (1 человек) откажется.

Критерий положительности и жанра мы проверять не стали, т.к. в спектакле больше ролей положительных, чем отрицательных, желание играть в комедии может меняться с настроением, возрастом.

Выводы: В процессе работы наша гипотеза: «Основным критерием выбора роли является то, что она должна быть главной и положительной» – подтвердилась частично. На момент анкетирования для группы опрашиваемых шестиклассников основными критериями при выборе роли является то, что она должна быть:

1. Положительной, комедийной, интересной.

2. Хотят сыграть что-то новое, необычное и интересное.

Практические рекомендации

Литература

Представленная работа содержит в себе все элементы исследования. Участие в окружном конкурсе ЮТМ, в формате стендовой сессии, позволило Николаю получить серьезный опыт не только в ходе исследования, подготовки результатов, но и в процессе его представления. Предлагаю рассмотреть еще одну исследовательскую работу учащейся старшей группы объединения «Театр», Труевцевой Серафимы выполненную в рамках учебного проекта «Характер моего персонажа». Тема: Исследование типа темперамента актера школьного театра и выбранной им роли.

Введение

Гипотеза: Мы предполагаем, что темпераменты персонажа-роли и актера-исполнителя в большинстве случаев совпадают между собой.

Исследование проходило в два этапа.

Цель первого этапа: Научиться определять типы темпераментов героев пьес и произведений, которые ставились, и будут ставиться в 2010 году, на сцене школьного театра.

Цель второго этапа: Исследовать темперамент ученика-актера школьного театра и темперамент роли, которую он выбирает.

Задачи:

  1. Изучить литературу по типам темпераментов.

  2. Найти тесты «Типы темпераментов».

  3. Составить анкеты. Провести анкетирование.

  4. Провести тестирование.

  5. Проанализировать и обобщить данные тестов и анкет.

Методика проведения исследования

На первом этапе исследования был проведен:

1. Устный опрос на тему «Самые яркие персонажи, сыгранные на школьной сцене». (Прил. №1). В опросе приняло участие 70 респондентов.

2. Анкетирование «Тип темперамента персонажа, сыгранного на сцене школьного театра». (Опросник Айзенка, адаптированный по методике Т. Маталиной, Прил. № 2). В анкетировании приняло участие 120 респондентов.

3. Анализ.

На втором этапе исследования было проведено:

1. Анкетирование «Вы и ваша роль». Прил. №3.

2. Тестирование «Типы темперамента» по методике А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь. Прил. №4.

3. Сравнение и анализ.

Анализ. Проанализировав результаты исследования, мы определили:

На первом этапе исследования:

- 120 учащихся получили навыки определения типа темперамента персонажей, из них 9 совсем не смогли определить типы темпераментов;

- было исследовано 55 персонажей, 22 из которых вызвали затруднения в определении типа темперамента. По результатам исследования составлена книжка «Характеристики и типы темпераментов персонажей». Прил. №5.

На втором этапе исследования

- из 22 у 3 актеров, которые писали, что они похожи с персонажем – не совпали типы темпераментов, так как они неправильно определили темперамент персонажа; т.е. на самом деле типы темпераментов совпадают;

- из 13 актеров, написавших, что они не похожи со своим персонажем, у 4 актеров, после их собственного тестирования, оказалось, что их типы темпераментов и персонажей, на самом деле, совпадают;

- из 15 актеров, считающих, что они частично схожи со своим героем, у 7 человек результаты подтвердились, у них действительно тот же смешанный тип темперамента, как и у персонажа, но с разной доминантой.

Заключение

В ходе исследования гипотеза: «Темпераменты персонажа-роли и актера-исполнителя в большинстве случаев совпадают между собой» подтвердилась.

1. Анализ анкетных данных и тестирования респондентов показал, что:

- из 50 участников – 43 схожи со своими персонажами, так как 7 не смогли правильно определить тип темперамента персонажей и не очень хорошо знают и понимают свой тип темперамента;

- 7 респондентов действительно частично схожи со своими персонажами.

2. Изучение типа темперамента, характера дает лучшее понимание и осознание учащимися самих себя.

3. Опираясь на наблюдения, мы с руководителем обратили внимание на то, что ребята, в жизни по характеру спокойные, позитивные, хотят сыграть отрицательную роль, и наоборот, те которых считают в жизни хулиганами, хотят сыграть положительные роли. Тестирование показало скрытые черты темперамента этих учеников, а школьный театр даст возможность раскрыть свой темперамент в полной мере.

4. Театр выполняет важную компенсаторную функцию, позволяя, с одной стороны проявлять учащимся те эмоции, которые в силу обстоятельств и правил поведения они не могут показывать в жизни, с другой стороны, показать и реализовать свои скрытые возможности.

Практические рекомендации

Продолжить изучать темпераменты персонажей. Это дает ключ к лучшему пониманию не только своего героя, но и себя. Играя роли разного плана, юные актеры имеют возможность получить новый опыт взаимоотношений между людьми, который можно перенести в свою жизнь.

В результате пятилетней работы, учащимися были подготовлены проектные и исследовательские работы, с которыми школьники выступали на окружных и городских конкурсах. Многие работы стали учебными ресурсами для наших занятий – в качестве теоретического материала для младших групп. Полученный в ходе подготовки проектных работ опыт, дети могут использовать во время учебного процесса в различных предметных областях. А такие сегменты исследовательской деятельности, как отбор, анализ и структурирование материала, умение сделать выводы являются важнейшими навыками в самостоятельном освоении школьной программы. Индивидуальная работа позволяет учащимся выработать навыки самостоятельности, ответственности и самоконтроля. Групповая работа помогает приобрести навыки коммуникации, освоить ролевую деятельность (сценаристы, кинооператоры, авторы текстов, ведущие и т.д.).

Любая проектная и исследовательская деятельность интегративна и позволяет максимально раскрыть учащимся свои индивидуальные способности, активизировать творческое мышление и творческую инициативу.


Литература:

  1. Образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

  3. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие), – М-В., 2000.

  4. Финкельштейн Э.Б. Исследование деятельности школьников и интеграция.– М., 2006.

  5. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. // Статьи Негановой Е.В., Ворониной Е.В.; Туктаевой Л.И., – М., 2004.

  6. Журнал «Лицейское образование» №8, приложение «педагогическая лоция – метод проект в учебном заведении», – М., 2007.

  7. Плигин А.А. Стратегии обучения – основные компоненты личностно-ориентрованного образования. – М., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle