Библиографическое описание:

Токарев А. А., Секачева Т. Р. Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 433-436.

Проблему развития ребенка дошкольного возраста трудно переоценить.

Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребенка так велика роль близких ему людей, которые должны помочь ребенку гармонично развиваться, создавать психологический и физический комфорт для его успешного роста. Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки. Музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.

В.Б. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал В.Б.Бехтерев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные).

Г.П. Шипулин еще в 1928г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, воображение, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление и внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, впитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. социализируют ребенка.

Выработка механизмов торможения подкрепляются упражнениями под музыку. Если можно считать прочно установленной зависимости моторики от психического состояния, то не следует и об обратном влиянии моторики на психику.

Слушание музыки на психо-гимнастики может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное психо-эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) способствует общему успокоению, а драматическая музыка (отражающая концентрированные эмоции аффекта в их сложности) возбуждает, повышает жизненный тонус (Б.Г.Ананьев)

Музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции или делает ярче образные представления детей (этюды типа «Гроза», «Ябеда» и т.п.)

В 70-80-е годы было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой из которых имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К.Швабе,1974), ранним детским аутизмом (Р.О. Бенензон, 1973), органическими заболеваниями головного мозга (ЭюКоффер – Ульрих,1971).

В Берлине вышла книга Ю.Брюкер, И. Медеоаке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.

Для нас интересна одна из методик, которая может быть использована и на занятиях психо-гимнастикой. Основная цель этой методики – распознавание эмоций. Она состоит из четырех музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий. На первом уроке дети получают шесть карточек с изображениями на них детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания и задумчивости. Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все карты настроений совпадают с настроением музыки, то эмоции, выраженные в них, не называются.

На последующих занятиях дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, и соотносить их с картами настроений. Так как мимика на картах настроений решена неоднозначно, то дети могут после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты.

На занятиях мы используем приемы психо-гимнастики направленные на развитие и коррекции различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психо-гимнастика: во-первых, ориентирована на детей младшего возраста.

Во-вторых, основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении.

Основная цель моих занятий научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

В ходе этих занятий дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.

Приемы психо-гимнастики не отменяют традиционные методы воздействия на детей: все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.

Каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы.

Оно состоит из трех частей.

1-я часть – снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социометрическое значение (кого выбирать в напарники и т.д.)

2-я часть – пантомима (поведение в ситуации, например, боязнь запачкаться).

3- я часть – заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы).

На занятиях психо-гимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.

Основная цель – преодоление барьеров в сближении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Во время занятий в основной используется бессловесный материал.

Детям, прошедшим курс психо-гимнастики становиться, проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера.

Уверенность, честность, смелость, доброта изживаются, невротические проявления страхи, различного рода опасения, неуверенность. Практическая часть

На своих занятиях мы применяем приемы и методы работы с детьми дошкольного возраста, предложенными М.И.Чистяковым и его последователями.

Каждое задание состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психо-гимнастике мы используем концентрический метод – от простого к сложному.

В дошкольном и младшем школьном возрасте внимание детей еще неустойчиво. Дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха я использую подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Схема занятий по психо-гимнастике.

1 фаза. МИМИЧЕСКИЕ И ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

ЦЕЛЬ. Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

«Стыдно» (для детей 4-5 лет)

Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель сломал его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.

Выразительные движения. Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

«Стрекоза замерзла» (для детей 4-5 лет)

Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

Холодно, холодно,

Ой-ей-ей!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне некуда деться,

Сугробов не счесть.

Пустите погреться

И дайте поесть.

Звучит музыка В. Герчика «Песня Стрекозы»

Мимика. Приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами.

2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем выразительных движений одновременно.

«Смелый заяц» (для детей 4-5 лет)

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Выразительные движения. Поза.

Положение, стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика. Уверенный взгляд.

«Вкусные конфеты» (для детей 3-4 лет)

У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажку и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки».

Мимика. Жевательные движения, улыбка.

3фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.

Использую мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

Этюды на выразительность жеста.

«Тише!» (для детей 3-4 лет)

Цель. Развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».

Этюд выполняется под музыку Б.Берлина «Спящий котенок».

«Дружная семья» (для детей 6-7 лет)

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто – то рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

4 фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Игры, способствующие успокоению и организации.

Цель. Успокоение возбужденных детей и их организации.

«Слушай команду!» (для детей 5-6 лет)

Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают произнесенную шепотом команду ведущего и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводиться до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание. Заключение

Проведя наблюдения в дошкольном учреждении, изучив методики музыкального воспитания дошкольников и методику «Психогимнастики», мы пришли к выводу, что недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на ход развития личности любого ребенка и задержки его психического развития. Поэтому этюды и игры на вызывание и выражение эмоции радости должны быть обязательными для каждого занятия. Заканчивать занятие лучше всего успокоением детей, обучением их саморегуляции.


Литература:

  1. Чистякова М.И. «Психогимнастика» Москва «Просвещение» «Владос» 1995г.

  2. Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» практическое пособие. –М.:АРКТИ, 2008г.

  3. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет». М.: АРКТИ, 2006г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle