Библиографическое описание:

Ещанова С. Т. Интегративный подход к формированию навыков частного предпринимательства учащихся на основе трудового воспитания // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 389-391.

В статье рассматриваются преимущества интегративного подхода к формированию навыков частного предпринимательства учащихся на основе трудового воспитания, вопросы единства трудового обучения и воспитания.

Ключевые слова: трудовое воспитание, трудовое обучение, моральные качества, интегративный подход.


Трудовое воспитание – неотъемлемая часть воспитания. Оно направлено на формирование трудолюбия, социальной трудовой активности, сознательной трудовой дисциплины и другие необходимые моральные качества для трудовой деятельности человека на благо общества. В современном обществе трудовое воспитание в широком смысле состоит из целесообразного формирования основ сознательного отношения к труду, воспитания гармонично развитого, социально активного гражданина. В узком смысле трудовое воспитание – это процесс подготовки детей и молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в тесной взаимосвязи с трудовым обучением. В результате трудового воспитания, обучаемые должны более глубоко осознавать необходимость труда, почувствовать потребность трудиться 1.

На уроках труда в школьной учебной мастерской знакомятся с различными материалами, орудиями и приемами пользования ими. Целью такого ознакомления является обработка их, придание определенной формы и размеров, превращение в полезную вещь. Также, учащиеся начинают осознавать свои созидательные, творческие силы. В процессе труда создаются благоприятные условия для формирования у учащихся таких качеств, как коллективизм, сознательная дисциплина, бережливость, чувство владельца общественного имущества, серьезного отношения к труду и человеку труда.

Отношение учащихся к труду, а также эффективность воспитательного процесса в определенной степени зависит от организованности учащихся. Все в учебной мастерской должно воспитывать учащихся, обучать красоте и порядку. При этом важным фактором является участие в процессе развития и совершенствования материально-технической базы мастерской, совершенствовние старого и создание нового оборудования, приспособлений, а также различного дидактического материала. При рациональной организации данной работы старательность, творчество, инициативность и другие качества обучаемых помогают преподавателю. У обучаемых пояляется уверенность в своих силах, что делает интересней и содержательней результаты их труда. Благодаря чему начинают они бережнее относиться к продуктам своего труда.

Как известно, не всякий труд можно считать педагогически целесообразным. Только если труд с поставленной перед ним целью вдохновляет учащегося, формы и методы организации данного труда соответствуют цели, он обретает воспитательное содержание, имеет воспитательное значение 2.

Образование не ограничивается прививанием учащимся знаний и умений, оно естественным образом связано с воспитанием. Единство образования и воспитания должно учитываться на каждом уроке, на каждом занятии в школьной мастерской. При организации всякого труда необходимо учитывать интересы учащихся. Труд, соответствующий интересам и потребностям учащегося, дарит ему радость и духовую удовлетворенность. Интерес к труду возникает и развивается, прежде всего, в трудовой деятельности. Активное участие в общественной работе и труде способствует проявлению учащимися своих сил, познании своих возможностей. Основное условие заинтересования учащихся в труде – формирование у обучаемых знаний, умений и навыков в процессе труда 3.

Современное оборудование, материалы, развитие технологических процессов и реализация новых направлений развития малого бизнеса частного предпринимательства на основе интегративного подхода в процессе трудового обучения во многом способствует обеспечению творческой активности учащихся. Интегративный подход открывает новые перспективы в деле повышения творческой активности учащихся, совершенствования трудового обучения, формирования навыков частного предпринимательства.

Система интегративного подхода при формировании навыков частного предпринимательства на основе трудового обучения предусматривает:

  • формирование у обучаемых потребности в усвоении экономических знаний;

  • обеспечение возникновения у обучаемых внутреннего стремления к овладению экономическими знаниями;

  • формирование теоретических и практических экономических знаний;

  • организацию практической деятельности для превращения экономических знаний в практические навыки (на основе активного вовлечения обучаемых к производственной практике);

  • формирование у обучаемых навыков организации малого бизнеса и частной предпринимательской деятельности;

  • создание необходимых условий для превращения навыков малого бизнеса и частного предпринимательства в соответствующие умения.

Организация трудового обучения на основе интегративного подхода способствует формированию у обучаемых системных понятий об особенностях работы технических средств, перспективах развития техники, проблемах проектирования. На основе применения усвоенных знаний, навыков и умений учащиеся овладевают методами решения задач. В процессе трудового воспитания при интегративном подходе к формированию навыков частного предпринимательства посредством экономического образования реализуются задачи подготовки учащихся к самостоятельной жизни, профессиональной ориентации. Так как именно на этих занятиях учащиеся учатся:

  • планированию идеи, цели;

  • её реализации на основе составленного плана;

  • оценивать результат (анализировать соответствие результата поставленной цели);

  • составляют первые бизнес-планы и пробуют их реализовать, таким образом, привыкают на плановой основе результативно осуществлять всякую деятельность.

Осознание учащимся результатов своего труда вызывает удовлетворение и воспитывает чувство причастности к нахождению решения задач, имеющих практическое значение.

Таким образом, трудовое воспитание на основе интегративного подхода к формированию навыков частного предпринимательства и правильная организация трудовой деятельности обучаемых может быть фактором, оказывающим сильное влияние на их эмоциональную сферу. Осознание общественного значения выполнения трудовых поручений и задач обеспечивает решимость учащихся при определении учащимся, в качестве самостоятельной личности своего места в обществе.


Литература:

  1. Мадалиев А. Таълим ва тарбия уйғунлиги-комил инсонни шакллантириш гарови. – Т.: Ўзбекистон миллий энциклопедияси, 2011. – 100 б.

  2. Зиёмуҳаммадов Б. Педагогика. – Т.: Турон-Иқбол, 2006.– 112 б.

  3. Давлатов К. Меҳнат ва касб таълими, тарбияси ҳамда касб танлаш назарияси ва методикасидан амалий машғулотлар. – Т.: Ўқитувчи, 1995. – 280 б.

Основные термины: навыков частного предпринимательства, формированию навыков частного, трудового обучения, трудового воспитания, интегративного подхода, Интегративный подход, частного предпринимательства учащихся, трудовое воспитание, основе интегративного подхода, основе трудового воспитания, трудовой деятельности, творческой активности учащихся, формированию рефлексивной компетентности, Системный подход, обучаемых навыков организации, процессе трудового, процессе труда, экономических знаний, формированию навыков управленческой, студентов педагогических вузов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle