Библиографическое описание:

Топор А. В., Кодрул Е. Н. О возможности экологизации уроков физики // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 436-437.

Ключевые слова: экологическое образование, физика, экологизация уроков.

Потребительское отношение человеческого общества к природным ресурсам привело к необратимым изменениям в биосфере Земли. Не смотря на существующую законодательную базу и разработанную концепцию экологического образования населения, к сожалению, эта проблема тревожит лишь умы ученых и участников экологических движений. По-прежнему основная масса населения находится вне рамок экологической деятельности.

Каков же выход из сложившейся ситуации? Да, многое делается в плане разработки экологических программ, регулярно проводятся научно-практические конференции экологической направленности, внимание широкой общественности к экологическим проблемам пытаются привлечь, проводя экологические акции и реализовывая всевозможные эко-проекты. Однако, по нашему мнению, на сегодняшний день по-прежнему нет четкого ответа на данный вопрос.

Для того чтобы изменить что-то в этом мире, каждому необходимо начать с себя, со своего собственного отношения к окружающей среде, начать проявлять уважение к труду других людей и ценить то, что мы имеем сегодня. Чем раньше каждый из нас это поймет, тем эффективнее будет наша совместная деятельность, направленная на установление экосообразных отношений с природой. Однако чем старше человек, тем тяжелее ему менять свой образ жизни, изменять устоявшимся привычкам, подстраиваться под новые правила: в магазине мы привычно берем пластиковый пакет, использованные батарейки и сгоревшие электрические лампы выбрасываем в общий мусорный контейнер, даже путь длинной не больше 200 метров предпочитаем проделать на автомобиле. Именно поэтому так важно менять отношение подрастающего поколения к экологическим проблемам, вовлекать в природоохранную эко-деятельность. И большая часть работы в этом плане ложится на плечи педагогов школы.

Однако не во всех школах в качестве обязательного предмета для изучения вводят дисциплины экологического цикла, а значит решать задачи экологического образования и воспитания предстоит учителям. Следуя концепции непрерывного экологического образования, начинают эту нелегкую работу учителя начальных классов, в основном в процессе знакомства младших школьников с интегрированным курсом «Окружающий мир», в среднем и старшем звене продолжают учителя-предметники.

Как учителю-предметнику организовать экологическое воспитание обучающихся во время уроков? С каких тем начать разговор об экологических проблемах? Пожалуй, наиболее удачным будет раскрытие экологической стороны человеческого жилища – близкой для каждого человека среды, которая является своеобразной экологической нишей, где протекает большая часть нашей жизни. Однако и в ней ряд факторов наносит непоправимый вред здоровью. К таким факторам можно отнести применение строительных материалов, включающих асбест, формальдегид. Применяемые в ходе ремонтных работ в жилых помещениях, некоторые лакокрасочные материалы и предметы бытовой химии, являются аллергенами.

Помимо этого различные шумы, производимые бытовыми приборами, оказывают вредное или раздражающее влияние на организм человека, снижают работоспособность. С развитием телевидения, радиовещания и компьютеризации, телефонной связи возросло влияние электромагнитных полей на организм человека. Их излучение вызывает целый букет болезней, таких как головные боли, аллергия, лейкоз. Так же их воздействие негативно влияет на нервную, иммунную системы, особенно чувствительны к этому воздействию дети, организм которых ещё не сформировался.

Отдельно следует упомянуть о вреде, который наносит окружающей среде используемый нами транспорт. Один легковой автомобиль в среднем в год потребляет около 4 тонн кислорода, а выбрасывает в атмосферу около 40 кг окиси азота и почти 200 кг различных углеводородов. Отработавшие газы автомобильных двигателей оказывают вредные влияния на весь организм человека, воздействуют на органы обоняния, вызывают раздражение глаз, верхних дыхательных путей, в некоторых случаях могут привести к серьёзным отравлениям. Это лишь некоторые опасности, которым подвергается человек в собственной среде обитания.

Общеизвестен факт: «предупрежден – значит, вооружен», в нашем случае, вооружен соответствующей информацией, следовательно, способен соответствующим образом реагировать. Немаловажную роль в получении такой информации играют уроки физики. В процессе изучение этой дисциплины учитель может предоставить ученикам информацию, позволяющую получить четкое представление о взаимосвязи общества и природы, о значении атмосферы для существования жизни на Земле, о главных источниках ее загрязнения, влиянии этих загрязнений на окружающую среду и жизненные процессы, а так же о мерах охраны живой природы от воздействия вредных физических факторов, о возможных пагубных последствиях преобразования природной среды (в том числе и тех, в которых участвуют сами школьники). Сделать это можно, не расширяя и не перегружая программу, а акцентируя внимание учеников на проблемах экологии тесно связанных с учебным материалом, и организуя соответствующую внеклассную работу.

В нашем регионе обучение физике до 9 класса идет по учебникам С.В. Громова, Н.А. Родиной, экологизацию которых можно осуществить при рассмотрении таких вопросов как:

  • процесс диффузии – здесь возможно раскрыть экологические проблемы, связанные с проникновением вредных веществ в воду и почву, распространением вредных газов;

  • давление – говоря об этой физической величине, можно показать к каким изменениям почвенного покрова приводи человеческая техника. Освещая темы, связанные с изучением атмосферного давления можно знакомить детей с экологическими проблемами возникающими в результате разрушения озонового слоя планеты, доказывать необходимость использования очистных сооружений, таких как электрофильтры, инерционные фильтры, аэрозольные фильтры, тканевые фильтры, адсорбционные фильтры, диффузионные мембраны и т. д. Раскрывая специфику давления на дне морей и океанов затронуть проблему загрязнение вод нефтью, промышленными отходами , радиоактивными веществами;

  • энергия – рассматривая специфику это физической величины освещать проблемы теплового загрязнения, выбросов в атмосферу, необходимость рационального использования природных ресурсов. Объяснять преимущества использования экологически чистых источников энергии (реки, ветер, солнечное излучение, морские приливы, геотермальные источники и др.), а также замкнутых производственных циклов;

  • звук, ультразвук, инфразвук – при изучении этих понятий знакомить с проблемами возникающими в результате их длительного негативного воздействия на организм человека;

  • электричество – вредное воздействие тока и его источников на живой организм, вредное воздействие мощного света на глаза.

Таким образом, экологическая направленность преподавания физики усилена в результате рассмотрения некоторых физических величин, а также явлений и прикладных вопросов с точки зрения их роли в природных процессах или влияния на них положительных и отрицательных сторон научно-технического прогресса, физико-технических методов и средств охраны природы. Благодаря этому можно добиться у школьников глубокого, более полного понимания все более усложняющегося взаимодействия общества и природы. Знаний об опасности непродуманного вмешательства человека в ее жизнь, умений ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, телепередач, а также привлекать их к активной защите окружающей среды.


Литература:

  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс.– М.: Просвещение, 2003.

  2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.

  3. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle