Библиографическое описание:

Замятин А. М. Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор достижений и нерешенных задач // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 418-420.

Современное развитие российского общества неотъемлемо связано не только с модернизацией экономики, созданием и внедрением передовых технологий, но и с построением новой образовательной парадигмы – «компетентностный подход». Данное направление в развитии образованияявляется актуальным, так как общество в большей степени заинтересованно в развитии институтов, обеспечивающих высокий уровень подготовки кадров (и личности в целом) для выполнения своих функций: способность к самостоятельным активным действиям, анализу ситуаций и принятию решений в постоянно изменяющихся условиях.

Повышение требований к современному высшему образованию требует переосмысления не только образовательной парадигмы, но и целей и задач образования в целом. Так современное высшее образование выходит на более высокий технологический уровень, который включает в себя не только получение знаний, умений и навыков, основой которых являются фундаментальные знания(традиционный подход), но и нормативно-ценностные ориентиры (компетентностный подход).

Компетентносный подход в образовании получает все больший статус. Свидетельством этого являются, внедрение в образовательную систему новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 3-го поколения, которые ориентированы на компетенции; на создание многоуровневой системы образования; интеграция и интернационализация образования в рамках болонского процесса. [1]

ФГОС дает следующие определения:

компетенция– способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных и жизненных ситуациях; [1]

компетентность– уровень владения выпуск­ником совокупностью компетенций, отражающий степень готовности к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.[1]

В соответствии с данными определениями, понятие компетенции значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. [1]

Таким образом, под компетентностью, с одной стороны, понимается интегрированная характеристика качеств личности, с другой – результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Проявление компетентности оцениваются на основе сформированной у выпускника вуза совокупности умений (интегративно отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях.

В настоящее время для оценки компетенций студентов ВПОимеются множество достижений и нововведений.

1. Создание и использование общепринятой модели компетенций первокурсника/выпускника.

Данная модель включает перечень ключевых компетенций студентов в начале обучения, которые основаны: на главных целях высшего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности выпускника средней общеобразовательной школы, а также на основных видах деятельности обучающегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

В обобщенном варианте базовые компетенций первокурсника разбиты на основные группы: ценностно-ориентационные; самообразования; предметно-ориентационные; деятельностно-коммуникативные; социально-трудовой деятельности; самоорганизации; общекультурные.Каждая группа состоит из профилей компетенций, которые задают начальный вектор профессионального развития первокурсника.[4]

2. Внедрение балльно-рейтинговой системы (модульно-рейтинговая оценка по дисциплинам).

Балльно-рейтинговая система позволяет оценить индивидуальные достижения студентов по дисциплинам. С внедрением компетентностного подхода балльно-рейтинговая система используется для оценки образовательных компетенций студентов, осуществления непрерывного контроля за усвоением учебного материала и повышенияобъективности оценки качества учебной работы студентов преподавателями. [2]

Балльно-рейтинговая система оценки образовательных компетенций студентов (БРС) также эффективна в процессе мониторинга качества обучения по дисциплинам учебного плана и стимулирования систематической работы студентов как аудиторной, так и самостоятельной.[2]

3. Внедрение шкалы перевода баллов.

В рамках интеграции системы образования стран участниц болонского процесса, разработана система ECTS, которая предназначена для перевода баллов в международные буквенные оценки и их числовые национальные эквиваленты.

4. Внедрение новых форм и методов оценки.

Кейс метод (англ. Casemethod, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Портфолио– подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них. Основной идеей портфолио как формы и метода оценки студента ВПО предполагает:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

  • интеграцию количественной и качественной оценок;

  • перенос педагогических акцентов с авторитарной оценки на самооценку.

Педагогические тесты

В настоящее время в этом направлении сделан большой шаг. С внедрением компетентностного подхода происходит переход от традиционного тестирования к тестированию разрабатываемому на основе теории педагогических измерений (психометрии, теория IRT, тестология).

Новая теория тестов основана на математических моделях, которые позволяют дать наиболее объективные результаты тестирования. [3]

Основные модели:

Модель Раша (логистическая, однопараметровая)

,

где s-уровень подготовленности участника тестирования ;

t-уровень трудности тестового задания;

p-вероятность правильного выполнения задания.

На практике используют видоизмененную формулу

,

где б – латентные переменные зависящие друг от друга.

Двухпараметрическая модель Бирнбаума

,

где d – параметр дискриминации;

Трехпараметрическая модель Бирнбаума

где: c – параметр угадывания;

d – параметр дискриминации.

5. Внедрение системыменеджмента качества высшего образования

В настоящее время в образовании можно выделить три основные группы моделей качества, составляющих основу построения системы гарантии качества в вузе. [5]

Первая группа базируется на концепции всеобщего менеджмента качества TQM и соответствующих стандартах менеджмента качества ИСО 9000.

Вторая группа – системы, характеризующиеся критериями модели совершенствования качества. Это модель совершенства EFQM (Европейского фонда управления качеством); модельENQA, согласованная со «Стандартами и рекомендациями для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве» (ESG), разработанными Европейской ассоциацией гарантии качества высшего образования; типовая модель, разработанная Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ».

Третья группа – модели совершенствования качества, имеющие более узкую направленность в сравнении со второй группой. К данное группе можно отнести систему показателей (BSC), методологию «Шесть сигм» (6 Sigma), систему инжиниринга, модель общей схемы оценки (CAF) и др.

В настоящее время реализация компетентностного подхода и создание системы оценки компетенций студентов ВПО в российской системе образования сопряжена с рядом проблем.

Проблема 1. Отсутствие действенного механизма взаимодействия вузов с работодателями.

Обобщая данную проблему можно выявить, что со стороны работодателя наблюдается пассивное потребление результатов деятельности образовательной системы, а со стороны вузов отсутствует «настройка» на рынок труда. Сегодня встает острая необходимость в выработке новых подходов в формировании взаимоотношений вуза и работодателей, а также использовании многочисленного арсенала методов, форм и способов взаимодействия и диалога высшей школы с различными внешними агентами. При этом выработка новых решений должны соответствовать российской действительности.

Проблема 2. Инертность развития.

Инертность заключается в том, что позиция некоторых вузов и профессорско-преподавательского состава вузов не отличается особой активностью, т. е. имеют нежелание перестройки своей деятельности, освоения инновационных технологий обучения, связанных с модульной организацией учебного процесса, единой системой зачетных единиц (кредитов), качественно новым подходом к оценке результатов образования.

Проблема 3. Отсутствует полноценное нормативно-методическое обеспечение в условиях перехода на стандарты нового поколения.

Проблема 4. Отсутствуют единые критерии оценки компетенций

Несмотря на достаточно полную разработанность теоретической базы компетентностного подхода в образовательном процессе, существует проблема создания и внедрения комплексной системы мониторинга и оценки компетенций студентов вуза.[2]

Для решения этой проблемы необходимо создать систему оценки компетенций студентов вузов, которая должна обеспечивать:

  • мониторинг знаний, умений и навыков;

  • мониторинг оценки компетенций;

  • объективность результатов мониторинга;

  • высокий уровень валидности ФГОС;

  • сопоставимость приобретенных компетенций и методов контроля будущей профессиональной деятельности выпускников;

  • возможность обратной связи (управление процессом обучения);

  • обобщение результатов.

Таким образом, в современных условиях (в условиях перехода и смены парадигмы в образовании) возникает необходимость разработки и внедрения комплексной системы оценки компетенций студентов ВПО, максимально охватывающих все стороны профессиональной и социальной деятельности (компетентности), что требует более углубленного исследования. Исследование будет проводиться в рамках диссертационного исследования. Тема: «Комплексная система оценки компетенций студентов высшего профессионального образования»

Объектом исследования являются высшие учебные заведения в рамках многоуровневой системы образования.

Предметом исследования комплексная система оценки компетенции студентов высшего профессионального образования.

Целью исследования является создание комплексной системы оценки компетенций студентов высшего профессионального образования.

Методологическая основа исследования. Достижение цели исследования производится на основе отечественных и зарубежных достижений в области педагогических измерений (тестология), системного анализа, многомерного анализа с применением технологии OLAP, а также использование теории вероятностей.

Литература:

  1. Проекты Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/

  2. Байденко В.И. Компетентносный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114с.

  3. Нейман Ю.М, Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов/ Ю.М.Нейман, В.А.Хлебников – Москва, 2000. – 168 с. с табл. и ил.

  4. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса приступающих к освоению основных образовательных программ Вестник ДГТУ, 2010. Т.10. № 5(48)[369-777c.]

  5. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве [Текст]. – Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. – 58 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle