Библиографическое описание:

Рахимов З. Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 486-488.

Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего учителя профессиональной образования в современном вузе способствует повышению эффективности процесса профессионального развития будущих учителей, формирует у них качества, необходимые для реализации педагогического взаимодействия на основе сотрудничества в самостоятельной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: технология, сотрудничества, педагогическое взаимодействие, самостоятельность

Using to technologies cooperation in process of preparing the future teacher of the vocational training in modern high school promotes increasing to efficiency of the process of the professional development of the future teachers, forms beside them quality required for realization of the pedagogical interaction on base cooperation in independent professional activity.

Keywords: technology, cooperation, pedagogical interaction, independance


Социально-экономические и политические изменения, происходящие в Республике Узбекистан, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Социальный заказ современному педагогу заключается в том, чтобы поднять осуществление учебно-воспитательного процесса на более высокий, качественно новый уровень. Это делает проблему совершенствования подготовки студентов к педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов в системе последипломного образования особенно важной, поэтому вопросы совершенствования подготовки педагогических кадров приобретают в настоящее время особую актуальность. Особое место в исследовании проблемы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в современных условиях занимают вопросы, связанные с развитием личности будущего педагога. Являясь ключевой фигурой педагогического процесса, учитель должен обладать не только определенной системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и совокупностью профессионально и личностно значимых качеств, соответствующих все возрастающим требованиям общества. Особенно актуальной в условиях модернизации системы образования и утверждения гуманистической парадигмы образования является проблема подготовки будущих учителей к реализации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, основанного на идеях педагогики сотрудничества. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план задачу обновления подходов к организации образовательного процесса в вузе. С учетом этого в системе подготовки будущего педагога профессиональногообразования в качестве одной из составляющих выделяется личностный компонент. Личностный аспект подготовки будущего педагога профессиональногообразованияпредставляет собой неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, органически связанный с другими элементами данной системы. Данный элемент в единстве с другими элементами системы содействует профессионально-личностному развитию будущих учителей в процессе их подготовки к эффективной самостоятельной профессиональной деятельности. С учетом идей системного, интегративно-деятельностного, профессионально-личностного подходов личностный аспект подготовки будущих учителей профессионального образования рассматривается как система мер в образовательном процессе вуза, обеспечивающая формирование нравственно-психологической готовности будущих учителей к самостоятельной профессиональной деятельности. Условно функции личностного аспекта подготовки студентов к профессиональной деятельности можно разделить на внутренние и внешние. Первые отражают возможности личностного аспекта, взаимосвязь и взаимозависимость его отдельных компонентов, вторые выражают отношение данного вида подготовки к другим компонентам системы профессиональной подготовки, их взаимодействие. К внутренним функциям относятся: познавательно-гносеологическая, преобразующая и нормативная. Познавательно-гносеологическая функция обеспечивает формирование у студентов целостных представлений о педагогической деятельности, о реальных путях ее познания и освоения. Ее реализация предполагает осуществление познания и анализа педагогических явлений, что становится возможным на основе овладения будущими учителями системой общекультурных, общепедагогических и специально-предметных знаний. Кроме того, реализация познавательно-гносеологической функции личностного аспекта профессиональной подготовки будущих учителей направлена на создание в процессе подготовки условий, способствующих осознанию будущим учителем себя как субъекта педагогической деятельности, способного не только воспринимать, анализировать педагогические явления и факты, но и вносить изменения в педагогическую действительность, направленные на ее совершенствование.

Преобразующая функция личностного аспекта подготовки отражает его влияние на изменения в когнитивной, эмоционально-волевой и деятельностной сферах личности будущего педагога. Нравственно-психологическая подготовка студентов предполагает формирование познавательной, социально-нравственной, профессиональной направленности личности будущих учителей, что включает развитие их познавательных и профессиональных интересов, социально-нравственных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, положительной мотивации педагогической деятельности. Кроме того, реализация данной функции предполагает формирование у студентов профессионально-значимых качеств личности в процессе теоретической и практической подготовки. Все это является необходимым условием успеха будущей профессиональной деятельности. Нормативная функция заключается в выработке у студентов норм, определяющих поведение учителя и соответствующих требованиям современного общества. В самом общем плане требования к учителю отражены в Государственном образовательном стандарте, однако, в современных исследованиях, посвященных личности педагога, особое место занимает решение проблем педагогической деонтологии, одной из задач которой выступает выявление требований к нравственному облику учителя. Принятие будущими учителями данных требований в качестве нравственного императива обеспечивает активность студентов в процессе профессиональной подготовки, осознание необходимости осуществления педагогической деятельности на основе установления педагогически целесообразных взаимоотношений с участниками педагогического процесса. К внешним функциям личностного аспекта профессиональной подготовки будущих учителей относятся нравственно-гуманистическая и интегрирующая функции.

Нравственно-гуманистическая функция предполагает реализацию процесса профессиональной подготовки будущих учителей на основе общечеловеческих и педагогических ценностей и создание условий для развития личности студентов, служит укреплению гуманности во взаимоотношениях субъектов педагогической деятельности. Данная функция проявляется в идее гуманитаризации образования, что означает не только повышение значимости гуманитарных дисциплин в образовательном процессе педагогического вуза, но и актуализацию в содержании дисциплин всех блоков подготовки культурно-нравственных, общечеловеческих и собственно педагогических ценностей [3]. Построение профессиональной подготовки будущих учителей на гуманистической основе создает условия для формирования у профессионально-нравственного отношения к действительности и педагогической деятельности, развития педагогических способностей и социально-нравственных, профессионально- и личностно-значимых качеств.

Интегрирующая функция проявляется двояко: во-первых, она отражает объективно существующую органическую взаимосвязь структурных компонентов нравственно-психологической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности; во-вторых, она раскрывает целостный характер образовательного процесса в педвузе, обеспечиваемый взаимосвязью дисциплин общекультурного, общепрофессионального и специального циклов.

Реализация данных функций в единстве обеспечивает успешность профессионально-личностного развития будущих педагогов. Важным при этом является выбор оптимальных средств, методов и приемов деятельности, т.е. технологического обеспечения образовательного процесса. В качестве одного из основных направлений реализации содержания технологии сотрудничества выделяют применение дидактического активизирующего и развивающего комплекса, основанного на следующих положениях: содержание образования рассматривается как средство развития личности, а не как самоцель; образовательный процесс направлен на овладение обобщенными знаниями, умениями и навыками и способами мышления; интеграция дисциплин различных циклов; вариативность и дифференциация обучения; использование положительной стимуляции познавательной деятельности [2].

В стимулировании познавательной деятельности важную роль играют содержание учебного материала, методы и организация образовательного процесса и уровень его эмоциональности. Так, например, при изучении иностранного языка в педагогическом вузе для повышения эмоциональности и стимулирования познавательной активности студентов могут использоваться различные методы коллективного взаимодействия – такого способа организации образовательного процесса, при котором обучаемые активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных. Для коллективного взаимодействия хорошо подходит применение игровых методов, занятий в форме соревнований, выполнение групповых проектов и пр.

Одно из главных положений технологии сотрудничества – учение без принуждения – реализуется посредством применения различных игр, придания личностной ориентации общения на иностранном языке, создания условий для коллективного взаимодействия преподавателя и студента на занятиях. Овладение технологией сотрудничества обеспечивает профессиональное развитие будущих учителей, формирование у них готовности к творческому решению педагогических задач, возникающих в образовательном процессе в вузе. Это позволяет конструировать педагогическое взаимодействие из резерва освоенных элементов, своеобразное сочетание которых в конкретный ситуационный момент обеспечивает педагогу возможность творчества в поиске и реализации способов педагогического взаимодействия [1].

Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего учителя профессиональной в современном вузе, творческий подход преподавателя к организации и осуществлению образовательного процесса в сочетании с гуманистическими установками не только способствует повышению эффективности процесса профессионального развития будущих учителей, но и формирует у них качества, необходимые для реализации педагогического взаимодействия на основе сотрудничества в самостоятельной профессиональной деятельности.


Литература:

  1. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1997.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle