Библиографическое описание:

Зыбина Н. Е. О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 420-423.

Современные условия жизни способствуют активному развитию туристской индустрии и сферы сервиса. Возрастающий спрос на предоставление качественных туристских и гостиничных услуг, а также услуг сферы обслуживания определяет необходимость в квалифицированных специалистах в данных областях. Выпускники вуза должны обладать теоретическими знаниями, практическими навыками по выбранным направлениям обучения, готовностью к решению профессиональных задач в соответствующих видах профессиональной деятельности, а также общекультурными и профессиональными компетенциями в изучаемых областях.

Особое положение в палитре необходимых профессиональных качеств специалиста в области туризма и сервиса занимает знание иностранных языков (ИЯ). Все острее чувствуется потребность в специалистах, способных и готовых вступать в межличностные и деловые коммуникации с представителями других стран и культур, способных решать профессиональные задачи в условиях иноязычного общения. Однако довольно часто выпускники неязыковых специальностей университетов обнаруживают достаточно низкий уровень владения иностранным языком, не нацелены использовать его в ситуациях общения, связанных с профессиональной деятельностью. Слабая языковая подготовка выпускников влияет на их профессиональную адаптацию и является препятствием при устройстве на работу, так как в крупных гостиничных и туристских компаниях владение одним или несколькими иностранными языками является необходимым требованием к соискателю. Таким образом, очевидна необходимость осуществления специальной подготовки студентов к профессионально-ориентированному общению на иностранном языке, предполагающем формирование иноязычных коммуникативных умений с целью решения профессиональных задач.

В неязыковых вузах обучение иностранному языку с учетом будущей профессии приобретает сегодня приоритетное значение и регламентируется Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Так, согласно ФГОС ВПО третьего поколения выпускники, обучающиеся по направлениям подготовки «Туризм» и «Сервис» должны владеть способностью к устной и письменной коммуникации на иностранных языках, готовностью к работе в иноязычной среде и осуществлению межкультурной коммуникации на ИЯ в рамках своей профессиональной деятельности. Кроме того, должно уделяться внимание формированию уважения и толерантности по отношению к культуре и обычаям других стран и народов, терпимого отношения к национальным, расовым, конфессиональным различиям. В результате изучения ИЯ обучающиеся по направлениям «Туризм» и «Сервис» должны владеть ИЯ в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников; уметь использовать знание ИЯ в профессиональной деятельности; владеть основами деловых коммуникаций и речевого этикета изучаемого ИЯ, а также должны знать культуру и традиции страны изучаемого ИЯ [1, 2].

Таким образом, требования стандартов к владению ИЯ выпускниками неязыковых вузов, необходимость обязательного учета специфики будущей профессиональной деятельности определяют современные направления в области преподавания ИЯ. Основной целью является развитие иноязычной коммуникативной компетенции и профессиональной компетенции, предполагающей способность обучающегося организовывать свою иноязычную деятельность адекватно ситуациям профессионального общения.

Очевидно, что при обучении ИЯ приоритетное значение должен иметь профессионально-ориентированный подход. Под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении ИЯ, диктуемого особенностями будущей профессии. Профессионально-ориентированный подход в обучении ИЯ предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности [5, с.21].

Следует отметить, что процесс обучения ИЯ ориентирован не только на чтение литературы по специальности, развитие умений ориентироваться в потоке профессиональной информации и усвоение специальной лексики и терминологии. Очень важным является развитие коммуникативных навыков в определенных профессиональных ситуациях, способностей обмениваться информацией на понятном реципиентам уровне, т.е. быть эффективным участником межкультурной коммуникации, что для специалистов в области сервиса и туризма имеет особую актуальность. Профессионально-ориентированное общение предполагает взаимодействие представителей различных культур в сфере профессиональной коммуникации, направленное на успешное решение профессионально значимых для участников общения задач путем достижения взаимопонимания [3].

В ходе обучения ИЯ необходимо уделять внимание развитию умений налаживания и поддержания диалога, способностей выразить свою точку зрения по определенным проблемам (пользуясь доступными средствами ИЯ), аргументировать свои доводы, а также умению слушать и слышать партнера по общению, распознавать и адекватно интерпретировать интенциональные1 позиции собеседника. Эффективность коммуникации зависит от способности партнеров понять интенциональную направленность порождаемого собеседником текста, а также донести свои интенциональные смыслы до собеседника. От умений «войти» в ситуацию партнера по общению зависит достижение смыслового контакта, который лежит в основе полноценных диалогических отношений и определяет успешность осуществления профессионально-ориентированного общения на иностранном языке.

Обучение будущих специалистов в области туризма и сервиса стратегиям профессионального коммуникативного взаимодействия, адекватному речевому поведению, эффективному воздействию на партнера подразумевает развитие навыков идентификации и порождения текстов и речевых моделей, используемых в ситуациях профессионального общения. Это достигается посредством использования продуктивных образовательных технологий и активных методов обучения ИЯ, отличительными особенностями которых являются: высшая степень сознательности и активизации мышления, восприятия и поведения обучающихся; высокая степень вовлеченности в процесс обучения и обязательность взаимодействия обучающихся между собой; высокий уровень мотивации и творчества в обучении; эффективность развития профессионально-прикладных навыков в сжатые сроки [5, с.57].

Обучение ИЯ в современных условиях проходит на интерактивной основе, что предполагает организацию интенционального диалогового взаимодействия преподавателя и учащихся, учащихся в группах. Это происходит посредством моделирования ситуаций реального профессионального общения, создания условий, максимально приближенных к деятельности специалиста в области туризма и сервиса. В создаваемых ситуациях профессионального характера необходимо обращать внимание на моделирование социального и предметного содержания будущей профессиональной деятельности, что поможет студентам осознать ее сущность, требования к профессионалу, мысленно построить образ специалиста, способного эффективно выполнять поставленные задачи, соотнести его с образом собственного «Я» и разработать стратегию действий, направленную на достижение желаемого результата.

К основным видам работы можно отнести разыгрывание коммуникативных ситуаций, обсуждение профессионально значимых вопросов, дискуссии, а также ролевые игры, драматизации, интервью. Освоению ИЯ профессионального общения способствует использование метода проектов и презентаций. Применение технологии интерактивного обучения развивает способности студентов самостоятельно переносить ранее приобретённые знания в новую ситуацию, находить варианты решения поставленной проблемы, применять ранее усвоенные способы деятельности для ее решения, учиться налаживать диалогические отношения с партнерами в рамках профессиональной коммуникации. Взаимодействия студентов, ограничивающиеся заучиванием и воспроизведением уже готовых, представленных в учебных пособиях диалогов и ситуаций, педагогически малоэффективны. Особенно, если при этом доминирует установка на эмоционально-смысловую нейтральность высказываний, если обучающиеся физически и статусно фиксированы в пространстве учебной аудитории, если в ходе взаимодействия не находят реализации другие средства общения, включая контакт глаз, имплицитные смыслы, интонационный строй, паузы, темп, тембр голоса и невербальные компоненты речи. При организации ролевых игр, драматизаций, симуляций коммуникативных ситуаций (например, беседа с клиентами в офисе туристской фирмы, бронирование тура, бронирование номера в отеле, решение возможных проблем в отеле и др.) следует уделять внимание не только отработке необходимых грамматических структур и лексических единиц, но и разъяснению оптимальных в данных ситуациях речевых тактик, созданию возможного сценария коммуникации.

При отборе содержания обучения ИЯ в рамках профессионально-ориентированного подхода следует учитывать основные цели обучения ИЯ студентов направлений «Туризм» и «Сервис». Материал должен быть интересен обучающимся с профессиональной точки зрения, способствовать подготовке к будущей профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному развитию. Материал должен давать студентам современное представление об изучаемых областях, о профессиональных обязанностях специалистов, давать определения и основные понятия туризма, гостеприимства и сферы сервиса, информацию страноведческого и социокультурного характера. В содержании обучения ИЯ должны быть обязательно отражены современное состояние и направления развития туристской индустрии и сферы сервиса в России и мире.

В процессе обучения ИЯ большое внимание уделяется работе с текстами как источниками необходимых лексических и терминологических единиц, а также новейшей информации по профилю профессиональной подготовки. Поскольку целью обучения является формирование у будущего специалиста способности использовать изучаемый язык как инструмент реального общения в поликультурном общественном пространстве, то тексты должны иметь аутентичный характер. Это оригинальные тексты, создаваемые для реальных условий общения, а не для узко понимаемых учебных ситуаций, ценные в познавательном отношении и отражающие особенности профессии, жизни и культуры страны изучаемого языка. Полезно использовать прагматические тексты, статьи из журналов и газет, ресурсы Интернета. Стоит уделять внимание не только заданиям на понимание содержания текста (например, ответы на вопросы по содержанию текста; определение соответствия приведенных высказываний содержанию текста; составление таблиц или схем по содержанию текста; передача содержания текста и т.д.), но и заданиям творческого характера, способствующим развитию умений понять основную идею текста, интерпретировать интенциональный посыл автора текста, выразить собственное видение проблемы, свое отношение к проблемам, представленным в тексте. К таким заданиям могут относиться предтекстовые задания (например, обсуждение вопросов, касающихся темы текста, прогнозирование содержания текста по заголовку, фотографиям, картинкам и др.) и задания после прочтения текста (передать краткое содержание текста и выразить собственное понимание основной идеи текста; выразить свое отношение к имеющейся в тексте проблеме; обсудить затронутые проблемы шире, не только в рамках содержащейся в тексте информации, найти дополнительные материалы по проблеме и т.д.).

Эффективным способом развития навыков общения представляется организация обсуждений актуальных проблем, имеющих значение для профессионального и личностного становления обучающихся. Обсуждения могут основываться на интерпретации текстов и статей, затрагивающих актуальные профессиональные проблемы. Преподавателем также могут быть составлены вопросы для обсуждения. Такие вопросы обычно не предполагают однозначных ответов, побуждая к разностороннему рассмотрению затрагиваемой проблемы и открывая возможности для обмена мнениями в данном направлении. Кроме вопросов можно использовать задания, где необходимо выразить согласие / несогласие с приведенными высказываниями, представить свою интерпретацию высказываний, обосновать свое отношение к обсуждаемой проблеме, провести обсуждение в микрогруппе, составить моновысказывание по теме и т.д. В процессе обсуждений и дискуссий сталкиваются, сопоставляются разнообразные ценностно-смысловые установки, ценностные позиции. У учащихся формируется опыт публичной аргументации собственной точки зрения, опыт вслушивания в аргументацию партнеров по общению, опыт принятия чужой ценностно-смысловой позиции, опыт группового взаимодействия, сотрудничества в поиске оптимального решения и др.

Использование в процессе обучения проектных заданий является еще одним эффективным интерактивным инструментом формирования профессиональных умений и личностных качеств будущих специалистов. Проектная технология основана на идее взаимодействия обучающихся в группе, в ходе которого они берут на себя индивидуальную и коллективную ответственность в решении учебных задач. Применение проектной технологии создает условия для взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студентов, студентов между собой, позволяет «активизировать учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал» [4, с.124], выработать навыки работы в команде. Проектная технология предполагает решение определенной проблемы, её детальную разработку и направлена на получение и презентацию результата, который можно применить в реальной практической деятельности. Для достижения желаемых результатов в ходе проектной деятельности студентам необходимо самостоятельно мыслить, используя межпредметные связи, привлекая для этого знания из разных областей, свой личный опыт, необходимо умение прогнозировать результаты различных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Из разнообразных видов проектов целесообразным представляется выполнение проектных заданий, имеющих профессиональную направленность и представляющих для студентов профессиональный интерес (например, подготовка и презентация проектов фирм и компаний сферы обслуживания, разработка рекламных проектов туристских компаний, продвижение туристской продукции, разработка маршрутов туров, организация и проведение экскурсий и др.). Результаты проделанной работы оформляются в виде презентаций с использованием компьютерных технологий.

Иностранный язык сегодня является не просто одной из вузовских дисциплин, а необходимой составляющей профессиональной подготовки и нацелен на формирование профессионально-значимых качеств и всестороннее развитие личности студента. Обучение ИЯ на основе профессионально-ориентированного подхода, комплексное применение активных методов и интерактивных технологий обучения, отбор имеющего профессиональную значимость содержания обучения будут способствовать формированию компетентных специалистов в области туризма и сервиса.


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 «Сервис» (квалификация (степень) «бакалавр»). http://минобрнауки.рф/

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр»). http://минобрнауки.рф/

  3. Ионова А.М. Методика обучения профессионально ориентированному устному общению студентов бакалавриата на основе лингвокультурологического подхода (направление подготовки 031900 «Международные отношения»). Автореф. дис… канд. пед. н.: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык). М., 2012.

  4. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М.:АРКТИ, 2002. – 176 с.

  5. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / под. ред. П.И. Образцова. – Орел: ОГУ, 2005. – 114 с.

1 Вслед за Т.М. Дридзе и Т.З. Адамьянц под интенциональностью понимаем порождаемые и интерпретируемые цельные, психологически-завершенные, иерархически-организованные мотивационно-смысловые доминанты личности, определяющие особенности взаимодействий и принятия управленческих решений на всех уровнях социокультурной организации общества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle