Библиографическое описание:

Мухачева А. М. Проблемы подготовки иностранных студентов на предвузовском этапе // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 473-476.

Российские вузы стремятся к увеличению числа иностранных студентов с целью интернационализации образования, понимая, что в закрытой системе продвижение инноваций невозможно. Иностранные студенты могут стать проводниками, благодаря которым вузы не только могут знакомиться с лучшими наработками зарубежных вузов и организаций, но и вовлекающими все лучшее, что есть в России в мировую экономику.

Обучение иностранных студентов начинается с подготовительного факультета. Этап предвузовской подготовки представляет собой «продолжительный по времени период, в течение которого проверяются возможности обучения иностранного абитуриента на неродном языке и проживания в новых климатических условиях жизни в России» [4, 275].

Основное место на данном этапе подготовки занимает русский язык, поскольку без знания языка страны, конечно, невозможно интегрироваться в общество. Помимо русского языка учащимся подготовительного факультета необходимо освоить общеобразовательные и гуманитарные дисциплины. Преподавание этих дисциплин «необходимо для восполнения недостающих знаний по предметам, для корректировки объема и содержания этих знаний, полученных иностранными учащимися на родине» [5, 51].

Изучая общетеоретические дисциплины, иностранцы должны не только восполнить знания по предмету, но и овладеть языковой базой, необходимой для обучения на первом курсе университета, поэтому преподаватели-предметники должны обучить «предмету через русский язык или русскому языку через предмет» [5, 53].

А.Я. Алеева в своей статье [1] описывает концептуальную модель готовности иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности. По мнению автора, данная модель включает в себя мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и операциональный компоненты. Так, студенты должны:

  • иметь интерес к обучению, изучению русского языка, овладению языком специальности;

  • понимать цели предвузовского обучения, представлять будущую специальность;

  • иметь высокую степень самоорганизации, удовлетворение от получения профессионально значимой информации;

  • владеть лингвистическим аппаратом как средством получения профессионально значимой информации, владеть навыками самостоятельной работы, решения учебно-профессиональных задач.

Университет, и в частности подготовительный факультет, должны стремиться к созданию такой среды обучения, в которой иностранный студент получит возможность развить все данные компоненты.

Российская школа методики преподавания русского как иностранного имеет большую историю, богатый опыт учебно-воспитательной работы и, конечно, решает большинство этих задач вполне успешно.

Тем не менее, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются все университеты, имеющие отделение предвузовской подготовки. Стародуб В.В. в своей статье [4] говорил о необходимости:

  • совершенствования и развития нормативно-правовой базы, регулирующей обучение иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки (мы полагаем, что в этом вопросе необходимо уделить внимание стандартам и программам обучения по профилям. Также мы согласны с мнением Н.И. Гузаровой [2, 36], которая, ссылаясь на приказ №866 от 08.05.1997, утвердивший требования к минимуму и уровню подготовки выпускников подфака, отмечает необходимость изменений учебных планов и программ, поскольку они не удовлетворяют потребностям современной высшей школы);

  • разработки концепции самостоятельной работы студентов (в данном вопросе каждый вуз должен заниматься созданием базы материалов для самостоятельной работы);

  • создания учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному нового поколения, отражающих достижения методики преподавания русского языка как иностранного и возможности современных технических средств обучения (мы согласны, что каждый вуз стремится создать учебник с учетом потребностей своего учреждения, в другом вузе учебник используется выборочно, не в полном объеме, возможно, стоит стремиться создавать унифицированные учебники);

  • урегулирования взаимодействия с Головным центром тестирования в решении организационных вопросов, связанных с получением версий тестов, передачей результатов тестирования и получением сертификатов (данное положение больше всего касается вузов, расположенных не в Москве, возможно выходом явилась бы передача некоторых полномочий региональным центрам тестирования, например, подготовка и выдача сертификатов);

  • координации деятельности вузов, центров, кафедр, осуществляющих предвузовскую подготовку иностранных студентов в России, поскольку сейчас каждый вуз осуществляет обучение, исходя из возможностей своего педагогического коллектива и материально-технической базы университета (мы согласны, что необходимо обобщение опыта работы с иностранными студентами, возможно издание справочников, рекомендаций, курсов повышения квалификации для руководителей предвузовского отделения, что особенно важно для тех учреждений, которые начинают осуществлять обучение иностранных граждан).

Среди проблем, влияющих на результативность предвузовской подготовки, Н.И. Гузарова [2, 36] выделяет и качество набора, поскольку редко кто приезжает хотя бы с элементарным знанием русского языка, а студенты-контрактники, как правило, имеют «посредственные оценки в школьных аттестатах». Абитуриенты приезжают в основном из стран Восточной Азии, языки народов которых принадлежат к совершенно другим языковым семьям, по сравнению с русским. Среди студентов отмечается низкая мотивация к изучению русского языка. На результативность предвузовской подготовки влияет также и не постоянный количественный и качественный состав групп, значительно растянутый по времени заезд слушателей.

Мы предполагаем, что одним из выходов в такой ситуации может стать дистанционное обучение. Когда потенциальному абитуриенту будет предложено пройти предвузовскую подготовку online. Очевидное преимущество дистанционного обучения заключается в «расширении доступности изучения русского языка иностранными гражданами в своей стране, что не только существенно увеличивает общее количество студентов, изучающих русский язык, но и снимает важнейшую проблему недостаточного уровня языковой компетентности тех студентов, которые приезжают для учебы в вузы России» [3, 56]. Проведение очных тестовых экзаменов может определить сформированность умений и навыков для продолжения учебы в вузе. Дистанционное обучение хорошо еще тем, что оно позволяет студенту фактически не «терять» год учебы, изучая только русский язык как язык общения и специальности, а также возможность определиться и с будущей специальностью и готовностью учиться в России.

Одним из острых вопросов является проведение государственного тестирования по русскому языку. Не секрет, что на первые курсы вузов приходят студенты фактически не владеющие I сертификационным уровнем, что существенно усложняет возможность получения качественного образования. Возможно, получение данного сертификата должно стать обязательным, и если абитуриент не демонстрирует владения соответствующим уровнем, то ему должно быть предложено повторное обучение или дополнительные курсы по русскому языку.

Мы провели социологический опрос слушателей подготовительного отделения (47 респондентов) и студентов 1 курса (34 респондента) с целью выяснения мнений студентов об эффективности и достаточности языковой подготовки на подготовительном факультете, а также о возможности обучения на подфаке дистанционно. Отметим, что в опросе участвовали слушатели из Сирии, Китая, Вьетнама, Монголии, Египта (1 респондент) и студенты 1 курса из Вьетнама, Китая, Монголии, Нигерии и Зимбабве (по 1 респонденту из), Франции (1 респондент).

97,9% респондентов слушателей ПО уверены, что изучать русский язык и готовиться к поступлению в российский университет лучше в России, также как и 97% студентов 1 курса. 48,9% слушателей ПО приехали в Россию, потому что здесь можно получить хорошее образование, только для 10,6% материальный фактор оказался значимым. Из студентов 1 курса 79,4% считают, что в России можно получить хорошее образование. Конечно, среди причин приезда в Россию и слушатели ПО и студенты 1 курса также называют: совет друзей, родителей, необходимость для страны (особенно вьетнамцы).

Проблемы, в основном, видят в изучении предметов на русском языке: слушатели ПО – 44,7%, студенты 1 курса – 61,8%; в изучении русского языка: слушатели ПО – 19,1%, студенты 1 курса – 26,5%. Также и слушатели ПО и студенты 1 курса указывают среди проблем общение с русскими студентами, с администрацией, с преподавателями по предметам (отмечая, что они не всегда понимают, что русский не их родной язык).

76,6% слушателей ПО указали, что они бы хотели иметь больше занятий по русскому языку, потому что они считают, что «это – основной предмет», «надо свободно говорить на русском языке», «можно будет хорошо изучать предметы». Остальные (студенты из Монголии) не хотят иметь больше уроков по русскому языку.

89,4% респондентов уверены, что смогут получать образование на русском языке после окончания ПО, 1 респондент понимает, что ему будет трудно, но надеется, что сможет, только 2 ответили, что думают, что не смогут, поскольку плохо понимают по-русски.

На вопрос о возможном дистанционном обучении на подфаке 80,9% ответили, что не согласны, потому что «нужен преподаватель», «это не удобно». 14,9% согласны были бы пройти обучение на подфаке дистанционно, потому что «это удобно».

64,7% студентов 1 курса отметили, что знают русский язык недостаточно для того, чтобы изучать предметы на русском языке. Однако среди остальных респондентов, которые отметили свой уровень как достаточный, 50% указали, что у них есть проблемы в изучении русского языка.

На вопрос о возможном дистанционном обучении на ПО 35,3% согласились бы, потому что «это удобно», «можно изучать дома», «можно знать русский язык лучше», «так легче», «в Томске холодная погода, и можно дома». 35,3% респондентов не согласились бы учиться дистанционно. Среди причин указываются следующие: «нужна практика», «трудно для понимания и говорения», «общаться с друзьями лучше в жизни», «нет преподавателя, который может объяснить», «мне трудно самому понимать мои ошибки», «мне надо будет самому платить». Остальные 29,4% решительно отказались бы от такой возможности.

Проанализировав результаты социологического опроса, мы можем отметить, что в целом студенты готовы получать образование в России, считают его достаточно хорошим. Среди главных проблем обучения на ПО остается изучение предметов на русском языке, что заставляет нас задуматься над решением этой проблемы (и речь, прежде всего, идет о том, готовы ли сами преподаватели предметники обучать иностранных студентов).

Что касается дистанционного образования, то если проанализировать причины отказа от него, то можно заметить, что студенты не до конца понимают возможности дистанционного обучения, не понимают, что при дистанционном обучении также есть общение с преподавателем. В данном случае необходимо работать над содержательной и маркетинговой стороной данного вида обучения.

Отметим, что, несмотря на проблемы, существующие в системе высшей школы России, получение высшего образования в российских вузах остается привлекательным для иностранных студентов из разных стран мира. Но в условиях роста абитуриентов актуальной выглядит задача повышения эффективности предвузовской подготовки.


Литература:
  1. Алеева А.Я. Компоненты структуры готовности иностранных учащихся к обучению в вузе / А.Я. Алеева // Международное сотрудничество в образовании. – СПб., 2002. – Ч. 2. – С. 123-125.

  2. Гузарова Н.И. Организационные и методические аспекты повышения эффективности предвузовской подготовки иностранных студентов / Н.И. Гузарова // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты. – Томск, 2008. – С. 34-37.

  3. Капитонова Т.И. Концепция дистанционного курса русского языка для обучения китайских студентов / Т.И. Капитонова, Н.И. Озерова // Обучение иностранцев на современном этапе. – Волгоград, 2003. – С. 54-58.

  4. Стародуб В.В. Актуальные проблемы языковой подготовки иностранных студентов к обучению в техническом вузе / В.В. Стародуб // Международное образование в начале XXI века. – М., 2005. – Ч. 1. – С. 275-279.

  5. Филимонова Н.Ю. Предвузовская подготовка иностранных учащихся в рамках непрерывного образования / Н.Ю. Филимонова, А.Е. Годенко // Международное образование в начале XXI века. – М., 2005. – часть 1. – С. 50-57.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle