Библиографическое описание:

Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 405-412.

В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть возможные подходы к пониманию сущности процесса патриотического воспитания и особенностей его организации в системе дополнительного образования детей; рассматриваются возможные направления работы педагога дополнительного образования по патриотическому воспитанию обучающихся и особенности его подготовки к осуществлению этой деятельности.

In the present article attempt to consider a possible approaches to understanding of essence of process of patriotic education and features of its organization in system of additional education of children is undertaken; the possible directions of work of the teacher of additional education on patriotic education being trained and features of its preparation for implementation of this activity are considered.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог дополнительного образования.

Keywords: patriotism, patriotic education, civil and patriotic education, additional education, teacher of additional education.


Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений. Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность».

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» [3] (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [2], разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.

На решение этих задач ориентирована Национальная инициатива «Наша новая школа» [8]: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Но анализ сущности и особенностей их работы свидетельствует о том, что практика нуждается в определении ориентиров, укреплении материально-технической базы, разработке соответствующих программ деятельности и программ дополнительного образования детей, которые сегодня не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования [4] к такой работе.

Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя:

  • организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций;

  • комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела; необходимых физических качеств обучающихся;

  • педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;

  • управляемую деятельность обучающихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов [4,7,11].

Задачи учреждений дополнительного образования детей по патриотическому воспитанию обучающихся:

  • разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность;

  • развитие гражданского и национального самосознания школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

  • формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою родину;

  • создание педагогических ситуаций, направленных на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие модели патриотического воспитания, встречающиеся в учреждениях дополнительного образования детей как в чистом, так и в смешанном вариантах:

  • предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории;

  • межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;

  • институциональная, представляющаят собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;

  • проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;

  • диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.

Педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных лагерей, имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся по различным направлениям: героико-историческому, спортивному, военно-патриотическому, краеведческому, культурно-историческому, духовно-нравственному, гражданскому, социально-патриотическому.

На качество и результативность патриотического воспитания обучающихся в дополнительном образовании оказывают влияние следующие факторы:

  • индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);

  • социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);

  • материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);

  • педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнительного образования, реализующих программы военно-патриотической направленности) [4].

Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности: выполнение исследовательских работ по краеведению; организация поисковой работы; волонтерская и «тимуровская» работа; проведение встреч с известными людьми, героями; изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи; организация детских творческих конкурсов и т д.

В современных условиях программы дополнительного образования военно-патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан.

Организация и проведение патриотической работы, как одной из составляющих патриотического воспитания, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера, которые используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.

Вторая группа менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические объединения, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Третью группу образуют наиболее перспективные формы военно-патриотического воспитания, к которым относятся такие формы, как военно-спортивный оздоровительный лагерь; учебные сборы; патриотические клубы и объединения различной направленности.

Интеграция различных форм патриотической работы в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления военно-патриотической работы и позволяют, с одной стороны, придать военно-патриотическому воспитанию наиболее массовый характер, с другой стороны – вовлечь больше учащихся в самоуправление оборонно-массовой работы.

Широкое распространение получает в последнее время организация профильных военно-спортивных лагерей для подростков, в которых ребята знакомятся с армейской жизнью, с требованиями общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, занимаются по некоторым разделам боевой и тактической подготовки, получая знания, умения и определённые навыки, необходимые для будущих солдат, и армия перестаёт казаться для них чем-то неведомым и страшным.

Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.

Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества.

Ожидаемый результат патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.

Одним из путей гражданского и патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы. Так, например, ежегодно с 2005 г. Департаментом образования города Москвы организуется и проводится Московским институтом открытого образования Городской конкурс проектных разработок и творческих работ детей и молодёжи «Нет фашизму!» [10]. В конкурсе принимают участие от 1500 до 2000 учащихся московских школ, а по его итогам издается сборник детских творческих работ. Все это помогает ребятам глубже вникнуть и понять исторические события, воспитывает у них гордость за свою Родину и понимание своей причастности к событиям сегодняшнего дня.

Основными целями конкурса являются:

  • формирование у детей и молодёжи устойчивого иммунитета к фашизму;

  • сохранение памяти о жертвах фашизма и героях антифашистского сопротивления.

Достижение основной цели конкурса обеспечивается следующими задачами:

  • активизация процессов разработки проектов и творческих работ, создающих образ Победы над фашизмом средствами литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыки, хореографии, театра, кино, архитектуры, информационных технологий;

  • организация межкультурной коммуникации детей и молодёжи разных народов;

  • формирование разновозрастных коалиций антифашистской направленности.

Основное содержание конкурса определяется в контексте его целей и структурируется по следующим направлениям: Победа над фашизмом в 1941-1945 г.г.: люди, события, факты; Битва под Москвой: подвиг народов Советского Союза в Победе над фашизмом под в 1941 г.; Международный терроризм: проявление современного фашизма.

Порядок оценки конкурсных работ. Оценка конкурсных работ осуществляется экспертной комиссией, в состав которой входят специалисты, имеющие опыт работы в экспертных комиссиях региональных и федеральных конкурсов, и образование, позволяющее оценить качество конкурсных работ на профессиональной основе.

Предметом экспертизы являются: заявки на участие в конкурсе (1-ый – подготовительный этап); проектная разработка или творческая работа (2-ой – основной этап); результаты интеллектуального ринга и презентация конкурсной работы (3-ий –финальный этап); доклад (сообщение) на научно-практической конференции, презентация символики конкурса и глобальных проектов (суперфинал конкурса).

Экспертиза проводится профильными экспертными группами по тематическим направлениям на основе следующих критериев: полнота информации о конкурсной работе; оригинальность замысла работы; осмысленность избранных авторами темы, направления, жанра, вида и формы конкурсной работы.

Экспертиза конкурсных работ проводится с учётом требований к проектам и творческим работам. Конкурсные работы должны иметь:

  • пояснительную записку/ введение, в которой фиксируется информация, позволяющая сделать выводы о том, что проектируется (что предлагается авторами к созданию – предмет, конструкция, процесс и т.д.), в чём состоит авторский замысел конкурсной работы (что задумано), к какому виду относится проектируемый объект (в какой сфере жизнедеятельности человека он может быть использован), для достижения каких целей он предназначается, почему (по каким причинам) проектируемый объект разрабатывается и предлагается к реализации, кому данная работа нужна; кто заинтересован в создание проектируемого объекта, кем он может быть востребован, известны ли авторам аналоги проектируемого объекта (существуют ли похожие или аналогичные), чем от них отличается предлагаемый к созданию новый вариант;

  • описание проектируемого объекта (максимально полное представление о нём);

  • условия создания проектируемого объекта (определяются как ответы на вопросы, что требуется для реализации авторского замысла: что надо сделать, какие иметь ресурсы, какие нужны условия, кто может помочь в их создании, какие работы надо выполнить, чтобы конкурсная работа была реализована).

Конкурс предназначен для включения детей и молодёжи в работу по восполнению истории Победы в Великой Отечественной войне новыми фактами. По итогам каждого конкурса издается книга, в которой публикуются творческие работы детей и молодёжи города – участников конкурсов, направленные на сохранение в памяти новых поколений правды о сущности фашизма.

Визитной карточкой конкурса «Нет фашизму!» являются изданные книги «Это Победа твоя и моя» (2006 г.), «Непокорённая Москва» (2007 г.) и «Право на жизнь» (2010 г.). Каждая из них занимает особое место не только в формировании вступающих в жизнь новых поколений, но и поколений, в чьей судьбе Великая Отечественная война и одержанная в ней Победа над фашизмом осталась навсегда. Возвращение к исторической правде о войне, в которой человечеству удалось разгромить фашизм, сегодня одна из важнейших задач Правительства Москвы.

Не вызывает сомнений, что существующая система гражданско-патриотического воспитания требует внесения принципиально значимых изменений. В «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» [5] поднимается проблема низкого качества и недостаточной работы государственных институтов с подростками и молодежью. Среди установленных причин такого положения определены следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу; недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов; недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта; низкая спортивная материально-техническая база в образовательных учреждениях.

Все более очевидна постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Нельзя не отметить и то, что в плане формирования патриотизма резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования. А в некоторых местах патриотизм стал перерождаться в национализм и за последнее время в нашем обществе значительно усилились националистические настроения.

Очевидно и то, что в нашем многонациональном государстве среди молодежи во многом утрачено истинное значение самого понимания сущности интернационализма, напротив насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, не везде созданы условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.

Одним из современных вариантов решения данной стратегической задачи являются программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности, сориентированные на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, подготовку к службе в армии и т.п.

Для педагогов дополнительного образования проводится творческий конкурс авторских программ дополнительного образования детей, в котором одна из номинаций – образовательные программы военно-патриотической направленности, сориентированные на:

  • систематическое и целенаправленное формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, активной гражданской позиции, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского и воинского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

  • формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

  • воспитание патриотизма и патриотического сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

  • формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов;

  • воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

  • массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества, расширение знаний об истории и культуре России, ратных подвигах и судьбах соотечественников;

  • развитие таких физических качеств, как выносливость, быстрота реакции, скорость, сила и координация.

Принципы реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности: гражданственность; общенациональность; веротерпимость; приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, её духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских традиций; гуманизм; многообразие видов, форм, методов и средств; адаптивность; постоянное совершенствование; тесная и неразрывная связь с другими видами обучения и воспитания.

Особенности реализации программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности в учреждении дополнительного образования детей проявляются в добровольном выборе обучающимися деятельности по интересам, по формированию своего профессионально-личностного и гражданского самоопределения. Кроме того, организация обучения в учреждении дополнительного образования детей отличается практико-ориентированным, деятельностным подходом. Основными формами реализации образовательных программ дополнительного образования являются проектная деятельность и мастер-классы. Проектная деятельность – это социальные проекты и проекты по дизайну национальных костюмов, а также по созданию изделий из лоскута в технике «лоскутного шитья» с учетом народного творчества. Мастер-класс – это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (педагогом), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Основные преимущества мастер-класса – это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков. В работе мастер-классов в учреждении дополнительного образования детей принимают участие не только обучающиеся, но и старшие члены их семей (родители, бабушки, дедушки), где они делятся своими приемами при изготовлении изделий и собственным примером приобщают детей к творчеству, ведь единение членов семьи – это тоже патриотическое воспитание.

Оптимизирует реализацию программ военно-патриотической направленности использование ИКТ в образовательном процессе: с одной стороны, это позволяет педагогу обновлять раздаточный материал, составлять тесты по проверке знаний, размножать и использовать первоисточники, с другой стороны, создает возможность для активизации обучающихся, которые не просто получают готовый материал, а находятся в творческом поиске, совершенствуются, развиваются, готовятся активно к жизни.

Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотического содержания предоставляют широкий спектр направлений:

  • Патриотическое (героико-патриотическое воспитание детей и молодежи);

  • Музейно-экскурсионное (музей народной культуры, музейная педагогика и проблемы нравственности экскурсионные маршруты по местам боевой славы, музей и подрастающее поколение, пешие прогулки по Москве);

  • Поисковое (военная археология, поисковая работа на местах боев, юный следопыт;

  • Социальное (обществоведение, военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство их социализации, уроки выживания);

  • Военное (военное дело, морское дело, парусное вооружение военно-морских шлюпок, азбука юнги, военно-десантная подготовка, служебное собаководство, военный/армейский рукопашный бой, стрельба);

  • Историческое (история войны, история географических открытий).

Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности можно сгруппировать следующим образом:

I. Программы воспитательно-профилактического действия, направленные непосредственно на предупреждение этно-конфессионального экстремизма (программы).

II. Программы, обеспечивающие профилактику социальных отклонений в поведении школьников (профилактика наркомании, курения, пьянства, СПИДа, профилактика правонарушений, формирование непримиримого отношения к взяточничеству).

III. Программы, направленные на формирование у учащихся позитивных жизненных целей и мотивов.

IV. Программы общевоспитательной направленности.

Авторами дается очень краткая характеристика комплекса программ, в которой выделим:

  • нацеленность на непрерывный воспитательный процесс;

  • охват учащихся всех возрастных групп;

  • ориентация на работу не только с учащимися, но и с их родителями;

  • указание на использование современных методик;

  • обобщение и распространение опыта использования данных программ в образовательных учреждениях;

  • адаптация программ к специфике регионов.

Принимая идею патриотического воспитания к проектной проработке, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организаций дополнительного профессионального образования в целом и повышения квалификации в частности.

Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации.

Кафедра педагогики дополнительного образования Московского института открытого образования разработала и приняла к реализации структурно-уровневую модель повышения квалификации работников данной сферы. В ее основе - дифференцированный подход к организации повышения квалификации с учетом присущего сфере дополнительного образования детей многообразия образовательных областей, видов и типов образовательных программ и программ организации деятельности детей в рамках неформального и информального образования.

Реализуемая кафедрой модель системы повышения квалификации имеет трехуровневую структуру. На первой ступени решаются задачи введения в педагогику дополнительного образования и реализуются программы для начинающих педагогов, руководителей и для тех, кто не имеет педагогического образования. Вторая ступень предназначена для обеспечения профессионального роста специалистов. Здесь реализуется модульная комплексная программа «Теория и практика дополнительного образования детей». Количество программных модулей и их содержательная направленность находятся в состоянии постоянного обновления, что объясняется спецификой дополнительного образования детей. Все программные модули имеют базисную часть, отражающую общие для всех категорий работников дополнительного образования детей теоретические знания и специализированные методические (преимущественно 36-часовые) блоки, реализуемые на базе учреждений, располагающих оформленным опытом организации дополнительного образования по одному из направлений, силами работающих в них специалистов.

Для педагогов дополнительного образования программы формируются в соответствии с направленностями, а практический блок реализуется на базах профильных учреждений.

Один из модулей – «Дополнительное образование детей: военно-патриотическая направленность» реализуется на базе ГОУ «Московская городская станция юных туристов». Учебные занятия проводятся в разных формах. Лекции органично встроены в образовательный процесс. Особое место занимают коллективная рефлексия и самостоятельная работа специалистов. Образовательные программы повышения квалификации предполагают входную и итоговую диагностику, освоение подходов к созданию методических комплексов к реализуемым специалистами образовательным программам.

На третьей ступени решаются задачи совершенствования профессионального мастерства. Реализуемые на этой ступени программы и программные модули рассчитаны на опыт специалистов по организации дополнительного образования детей на высоком качественном уровне. Здесь реализуются проблемно-тематические программы. В рамках этих программ педагоги осваивают технологии презентации своего опыта в самых различных формах (подготовка статей к печати, подготовка самоанализа к аттестации, выступление на конференциях, участие в конкурсах, выставках и другое).

Особое место в системе повышения квалификации занимают постоянно действующие проблемно-практические семинары и городские методические объединения, на заседаниях которых рассматриваются в числе других вопросы военно-патриотического, духовно-нравственного, гражданского воспитания детей; организуются обсуждения профессиональным сообществом разработанных программ и материалов, проводится их экспертиза и т.д. Заседания городских методических объединений проводятся на базе как городских, так и окружных учреждений раз в месяц, возникающие на них вопросы становятся предметом обсуждения на методических семинарах и консультациях.

По данным информационных источников вскоре в России может появиться закон о патриотическом воспитании молодёжи. В Государственной Думе состоялось заседание круглого стола «Законодательное обеспечение патриотического воспитания молодёжи» [6], на котором обсуждалась также вероятность введения в обязательную программу уроки патриотизма и создания госзаказа патриот-проектов в области отечественного кинематографа, а также в СМИ [1].

Если в реальном законодательном поле появится обсуждаемая сегодня инициатива, то можно с уверенностью сказать, что это будет достойный первый шаг для обозначения на политической и гражданской карте России необходимости формирования патриотического мировоззрения.


Литература:

  1. Архипов О.Н. Кодекс патриотизма//Тюменский клуб патриотической мысли. – http://www.tkpm72.org/articles?id=32

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). – http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

  3. Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12-ФЗ) (с изм.на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).

  4. Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. – Санкт-Петербург, 2005. – 177 с.

  5. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р г. Москва. Опубликовано 12 февраля 2010 г. Вступает в силу: 20 февраля 2010 г. Опубликовано в "РГ" – Федеральный выпуск №5109 от 12 февраля 2010 г.– http://www.soldiers-mothers-rus.ru/conception.html

  6. Материалы круглого стола Комитет по делам молодежи Государственной Думы РФ (27 мая 2008 г.) « Законодательное обеспечение патриотического воспитания молодежи» – http://www.parlament-club.ru/news,1,456.htm

  7. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Микрюков Василий Юрьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].– Москва, 2009.– 315 с.: ил.

  8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271) – http://www.nvobrazovanie.ru/ndoo/npd/225

  9. Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» – http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php

  10. Положение о Московском городском конкурсе проектных разработок и творческих работ и детей и молодёжи «Нет фашизму!» – http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=81&prjid=312; сайт Конкурса – www.netfashizmu.ru

  11. Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях// Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции/ Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 131 с.

Основные термины: дополнительного образования, дополнительного образования детей, патриотического воспитания, патриотического сознания, программ дополнительного образования, военно-патриотической направленности, программы дополнительного образования, педагогов дополнительного образования, детей военно-патриотической направленности, образования детей военно-патриотической, учреждении дополнительного образования, системе дополнительного образования, российского патриотического сознания, of additional education, патриотического мировоззрения, патриотического воспитания граждан, процесса патриотического воспитания, организации патриотического воспитания, patriotic education, результативность патриотического воспитания

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle