Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Королева, И. А. Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН) / И. А. Королева, О. Ю. Зябкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 435-444. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4833/ (дата обращения: 25.04.2024).

Ситуация современного образования на сегодняшний момент такова, что реализовать приоритетную его цель – воспитание гармоничной и целостной личности – возможным становится, исключительно считаясь с широким влиянием научно-технического прогресса и инновационной политики. Качественные модификации содержания образования, происходящие в России, включают изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно-исторической педагогики развития.

Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к обучающимся общеобразовательных школ требования не только к наличию базового уровня образованности, но и универсальных способов действия, ключевых компетенций, высоких коммуникативных умений и навыков и т.д. [7].

Цель учебного процесса в настоящее время не просто достижение определенного уровня знаний, умений, навыков, а что не менее важно – создание условий и собственно осуществление развития индивидуальности личности школьника [12; с. 7].

Учитывая сложность и многоаспектность современного процесса обучения, очевидно, что усилий одних педагогов недостаточно для успешного его осуществления. Для эффективной реализации цели образования требуется синтез методико-педагогического и социально-психологического компонентов.

В последнее десятилетие в систему основного образования плотно вошла идея объединения усилий педагогов и психологов. Она нашла отражение в понятии «сопровождение», а благодаря активной работе ученых и практиков (Е.И. Казаковой, А.П. Тряпициной, Г. Бардиер, М.Р. Битяновой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Р.В. Овчаровой, С.В. Алехиной, Е.И. Метельковой, С. Новиковой и др.) сформировалась особая система помощи школьнику в успешном освоении образовательного пространства – психолого-педагогическое сопровождение. По мнению исследователей, создание системы психологической службы образования отвечает определенным запросам практики, необходимости применять психологические знания в процессе воспитания и развития детей [4; с. 24].

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде [16; с. 90].

Содействие в воспитании гармоничной и всесторонне развитой личности школьника оказывает и дополнительное образование. Оно призвано расширять возможности духовного, интеллектуального и физического развития ребенка, удовлетворять его индивидуальные творческие и образовательные потребности.

Для осуществления поставленной цели в системе дополнительного образования также необходимо наличие психолого-педагогического сопровождения (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие педагогической и психологической составляющих в образовательном процессе


Взаимодействие представленных компонентов в процессе обучения школьников позволяет создавать комплексные условия для развития и осуществления системы деятельности по формированию необходимых для обучающихся компетенций.

Для оптимизации и совершенствования существующих моделей психолого-педагогического сопровождения необходимо ознакомление с их действительной реализацией в различных учреждениях дополнительного образования.

Анализ данной практики можно осуществить на примере деятельности школьного отделения Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (НОЦ ИСЭРТ РАН).

НОЦ ИСЭРТ РАН осуществляет дополнительное образование школьников 5-11 классов в сфере экономики. Функционируя с 2003 года, к сегодняшнему моменту он объединяет в своих стенах 550 обучающихся и более 20 преподавателей. 19 учебных классов осуществляют подготовку по основному курсу экономики и факультативным учебным дисциплинам (олимпиадная экономика, финансовая математика, основы исследовательской деятельности, региональная экономика, финансовая грамотность, азбука общения, психология делового общения, риторика, деловой английский, информатика, социология).

В период обучения в НОЦ школьники активно принимают участие в конференциях, семинарах, дискуссионных клубах, профильных сменах и имеют возможность публиковать результаты своих исследований в научных трудах, издаваемых по итогам этих мероприятий.

Таким образом, Научно-образовательный центр создает условия для выявления и развития способностей талантливой молодежи и привлечения ее в научную среду, осуществляя создание собственной системы подготовки кадров в научной и образовательной сферах [6; с. 217].

В основу учебного процесса в НОЦ ИСЭРТ РАН положено непрерывное психолого-педагогическое сопровождение школьников на протяжении всего периода обучения, что закреплено в Концепции развития Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (автор: к.э.н. В.И. Попова). Оно представлено работой двух групп: учебно-методической (УМГ) и социально-психологической (СПГ), реализующих педагогическую и психологическую составляющие в организации процесса обучения (рис. 2).

Рис. 2. Организационная структура школьного отделения НОЦ ИСЭРТ РАН


Основными задачами, реализуемыми в процессе обучения школьников, являются:

– научно-обоснованное просвещение и компетентная пропаганда актуальных научных знаний в области экономики;

– создание благоприятных условий для организации образовательного процесса;

– социально-психологическое сопровождение образовательного процесса;

– создание комплексных условий для развития и осуществления системной деятельности по развитию интеллектуального и научного потенциала.

Данные задачи решаются посредством постоянного системного взаимодействия учебно-методической и социально-психологической групп (табл. 1).

Таблица 1

. Деятельность учебно-методической и социально-психологической групп НОЦ ИСЭРТ РАН

Учебно-методическая группа

Социально-психологическая группа

Цель

Организация процесса обучения школьников, создание и совершенствование форм и методов ведения обучения в целях достижения оптимального результата образования.

Формирование благоприятных социально-психологических условий для успешной учебной деятельности школьников.

Задачи

– организация учебного процесса НОЦ;
– отбор наиболее способных учащихся в ходе учебного процесса;
– проведение олимпиад, конкурсов, конференций и организация участия в них школьников;
– организация текущего и перспективного планирования учебно-научно-методической деятельности;
– организация дистанционного обучения школьников 8-11 классов посредством Экономической интернет-школы;
– способствование реализации интеллектуального потенциала школьников в русле научной деятельности.
– поддержка и укрепление психологического здоровья обучающихся;
– оценка комфортности психологических условий для эффективной учебной деятельности;
– содействие личностному, интеллектуальному и профессиональному становлению и развитию учащихся;
– развитие навыков эффективного общения, создание благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах;
– психологическое сопровождение на различных этапах учебной деятельности (адаптация, профориентация и т.д.);
– формирование установки на здоровый образ жизни;
– содействие в развитии научного мышления и творчества;
– выявление и сопровождение одаренных детей в рамках образовательного процесса.

Направления деятельности

1. Организационное направление.
2. Образовательное направление.
3. Социально-культурное.
4. Научно-исследовательское.
5. Научно-методическое.

1. Организационно-методическое.
2. Психологическая диагностика.
3. Просветительское.
4. Профилактическое.
5. Развивающе-коррекционное.
6. Консультативное.
7. Научно-исследовательское.
8. Социально-культурное.


Реализуя приоритетную цель образования, НОЦ осознает неразрывность методического и психологического компонентов в образовательном процессе. Характер работы эти двух групп имеет следующие особенности:

– комплексный подход к организации процесса обучения;

– непрерывное взаимодействие с субъектами образовательного процесса (педагогами, школьниками и родителями) на протяжении всего периода обучения;

– развитие, совершенствование и систематическое пополнение методических и психологических баз.

Подробно рассмотрим деятельность каждой из групп, проанализировав основные моменты их работы.

Учебно-методическая группа занимается организацией учебного процесса и научно-исследовательской работы со школьниками и обеспечивает его методическое сопровождение (разработка образовательных программ, тематических планов и т.д.). Деятельность службы, в первую очередь, направлена на совершенствование форм и методов ведения образовательного процесса в целях достижения оптимального результата обучения.

Основными направлениями деятельности учебно-методической группы являются (табл. 2):

1. Организационное направление заключается в определении реализации текущих и перспективных потребностей в кадровых и методических ресурсах образовательного процесса;

2. Образовательное направление состоит в совершенствование форм и методов ведения образовательного процесса, а также в осуществлении дистанционного обучения и организации участия школьников в олимпиадах и конкурсах;

3. Научно-методическое направление включает в себя разработку комплексной методики изучения экономических дисциплин, методическую поддержку преподавателей, проведение олимпиад и конкурсов, организуемых на уровне НОЦ ИСЭРТ РАН;

4. Научно-исследовательское направление заключается в привлечении школьников к участию в конкурсах научно-исследовательских работ, эссе, а также повышении квалификационного уровня специалистов службы посредством написания научных статей и участия в конференциях;

5. Социально-культурное направление включает в себя проведение экскурсий на предприятиях и организациях г. Вологды с целью активизации познавательной деятельности учащихся, а также ориентирования их на современном рынке труда.

Таблица 2

Практическая реализация основных направлений деятельности

учебно-методической группы НОЦ ИСЭРТ РАН

Направления

Мероприятия

1. Организационное

– комплектование групп экономического общегородского факультатива (набор в 5 класс, донабор в 6-11 классы);
– организация и проведение отборочных тестирований;
– ознакомление школьников с ходом учебного процесса, мероприятиями, проводимыми в НОЦ посредством прямого взаимодействия, с помощью сайта, системы «Электронный дневник»).
– подбор педагогических кадров;
– организационные собрания для педагогов;
– консультирование педагогов по методической организации урока.
– проведение для родителей организационных собраний, посвященных набору в экономический школьный факультатив;
– организация и проведение родительских собраний в связи с началом и окончанием учебного года;
– взаимосвязь с родителями посредством работы системы «Электронный дневник» (отправка информационных сообщений);
– размещение текущей информации об организационных моментах учебного процесса (расписание занятий, объявления о мероприятиях и т.д.) на сайте НОЦ ИСЭРТ РАН (http://noc.vscc.ac.ru).

2. Образовательное

– ведение балльно-рейтинговой системы оценивания уровня успешности обучающихся;
– ведение системы «Электронный дневник»;
– организация деятельности Экономической интернет-школы;
– участие в олимпиадах муниципального, всероссийского и международного уровней;
– организация профильных экономических смен во время школьных каникул.

3. Научно-методическое

– разработка образовательных программ и учебно-тематических планов;
– использование в учебном процессе инновационных средств обучения: интерактивных заданий, видеофильмов, презентаций и т.д.;
– проведение научно-методических семинаров для преподавателей НОЦ, учителей экономики из школ г. Вологды;
– посещение уроков преподавателей и анализ методической составляющей урока;
– создание банка интерактивных ресурсов;
– организация и проведение конкурса НИР и эссе, конференции «Экономика региона – глазами старшеклассников», Открытой Олимпиады по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН, Летней Олимпиады НОЦ ИСЭРТ РАН.

4. Научно-исследовательское

– написание научных статей, участие в научно-практических конференциях по педагогическим проблемам сотрудников УМГ;
– обеспечение участия школьников в конференциях и конкурсах муниципального, всероссийского и международного уровней;
– проведение дискуссионных клубов для школьников.

5. Социально-культурное

– организация экскурсий на предприятия и в организации г. Вологды;
– проведение мероприятий «Неделя науки», «Неделя предпринимательства» и др.


Социально-психологическая группа обеспечивает психологический комфорт участников образовательного процесса, а также ведет работу по формированию у школьников компетентности в сфере психологии личности.

Деятельность СПГ основана на открытости и всестороннем информировании об ее работе и направлена на развитие взаимодействия между участниками образовательного процесса. В основе сопровождения обучающихся лежит соблюдение приоритета их интересов, развитие активного взаимодействия, расширение кругозора в социальной и психологической сферах.

Цели и задачи, поставленные перед группой социально-психологического сопровождения, реализуются по следующим направлениям деятельности:

1. Организационно-методическое направление включает в себя помощь в организации работы преподавателей, формировании современной методической базы СПГ;

2. Психолого-диагностическое направление представляет собой комплексное изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся на протяжении периода обучения в НОЦ (эмоционально-мотивационная, интеллектуальная, личностная и др. сферы);

3. Просветительское направление реализуется в формировании психологической компетентности участников образовательного процесса;

4. Профилактическое направление заключается в выявлении и предупреждении дезадаптации школьников, разработке и реализации профилактических мероприятий и рекомендаций;

5. Развивающе-коррекционное направление проявляется в работе над активизацией личностных ресурсов школьников в преодолении трудностей, возникающих в ходе учебного процесса;

6. Консультативное направление представлено информационной и социально-психологической помощью участникам образовательного процесса в вопросах развития, обучения и воспитания;

7. Научно-исследовательское направление состоит в проведении научных исследований, написании научных статей, участии в научно-практических конференциях по социально-психологическим и психолого-педагогическим вопросам;

8. Социально-культурное направление заключается в организации и проведении различного рода групповых и коллективных мероприятий, направленных на повышение социальной активности и ответственности школьников.

Выделенные направления деятельности обращены на всестороннее воспитание личности школьника, предупреждение затруднений в обучении, развитии и совершенствовании у него навыков, необходимых для успешной социализации.

Система реализации выделенных направлений в деятельности группы социально-психологического сопровождения представлена в таблице 3.

Таблица 3

Практическая реализация основных направлений деятельности СПГ НОЦ ИСЭРТ РАН

Направления

Мероприятия

1. Организационно-методическое

– исследование мнения школьников о качестве преподавания в НОЦ;
– посещение уроков преподавателей и анализ психологической составляющей урока.

2. Психологическая диагностика

– диагностика уровня адаптации школьников 1 года обучения;
– диагностика эмоционально-мотивационной сферы школьников;
– диагностика интеллектуальной сферы школьников;
– диагностика личностной сферы обучающихся;
– диагностика профессиональных предпочтений учащихся 11 кл.

3. Просветительское

– проведение научно-методических семинаров для педагогов НОЦ;
– информирование участников образовательного процесса о мероприятиях на сайте НОЦ ИСЭРТ РАН (http://noc.vscc.ac.ru);
– преподавание курсов «Азбука общения», «Психология делового общения»;
– информирование о социальных акциях.

4. Профилактическое

– организация встреч школьников с сотрудниками медицинских, социальных и др. учреждений;
– проведение развивающих занятий по предупреждению дезадаптации, эмоционального выгорания и т.д.

5. Развивающе-коррекционное

– развивающая работа со школьниками 5-10 классов по курсам «Азбука общения», «Деловое общение», «Этика делового общения»;
– проведение развивающих занятий в рамках профильных экономических смен во время школьных каникул.

6. Консультативное

– проведение индивидуальных консультаций по запросам участников образовательного процесса;
– предоставление рекомендаций на сайте НОЦ ИСЭРТ РАН;
– консультирование педагогов по особенностям психологической организации урока.

7. Научно-исследовательское

– проведение научных исследований, написание научных статей на основе результатов диагностик школьников, участие в научно-практических конференциях по социально-психологическим и психолого-педагогическим проблемам.

8. Социально-культурное

– проведение мероприятий «Неделя психологии», «Неделя здоровья» и др.


Анализируя всю проведенную за истекший период работу, можно сказать о том, что вся деятельность СПГ велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем разрабатываемым направлениям. Их практическую реализацию можно считать качественной и успешной. Проведенная работа позволила определить основные пути для реализации деятельности СПГ и ее компетентностного роста в дальнейшем. Последующую работу группа социально-психологического сопровождения планирует с учетом анализа деятельности за прошлые годы.

Об эффективности деятельности групп сопровождения свидетельствуют количественные показатели. Первоначально проанализируем их значение в рамках работы УМГ НОЦ ИСЭРТ РАН.

Организация участия школьников в научных конкурсах и олимпиадах различного уровня является одним из приоритетных направлений деятельности данного учреждения. Ежегодно количество мероприятий и школьников, принявших в них участие, увеличивается (рис. 3). Так в период с 2007 по 2011 годы рост числа мероприятий составил 2,3 раза (с 7 до 18 соответственно). Вместе с тем, количество детей, участвовавших в них, увеличилось в 11,5 раза (с 71 чел. до 832 чел. соответственно).

Рис. 3. Количество мероприятий и участвующих в них школьников НОЦ ИСЭРТ РАН

за 2007/08 – 2010/11уч.гг.


Также постоянно расширяется спектр мероприятий, в которых участвовали школьники за 2007-2011 года. В 2010/11 учебном году обучающиеся НОЦ ИСЭРТ РАН приняли участие в 18 конкурсах, олимпиадах и конференциях: 1 – международного уровня, 6 – российского уровня, 2 – регионального уровня, 5 – городского уровня, 4 – организованные НОЦ ИСЭРТ РАН. Для сравнения: в 2007/2008 учебном году участвовали в 7 мероприятиях: 4 мероприятия российского уровня, 1 – регионального уровня, 1 – городского уровня, 1 – организованное НОЦ ИСЭРТ РАН.

В числе этих мероприятий большое внимание уделяется Открытой Олимпиаде по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН, которая проводится с целью выявления одаренных и талантливых обучающихся образовательных учреждений для их дальнейшего интеллектуального роста, повышения экономической грамотности, развития творческих способностей, содействия школьникам в профессиональной ориентации.

Открытая Олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН проводится на протяжении трех лет (2009/10 – 2011/12 уч.гг.) в два тура. В Олимпиаде могут принять участие школьники 5-11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и стран СНГ. За период проведения Олимпиады в ее структуре произошли некоторые изменения. Если в первый год было организовано два очных тура, то во второй и третий – заочный и очный. Также видоизменилась организация заочного тура Олимпиады. В 2010/11 уч.г. он состоял из трёх этапов, каждому из которых соответствовал определенный вид заданий (тесты, задачи, эссе). В 2011/12 уч.г. заочный тур включал в себя задания, распределенные на три части (часть А – тестовые задания, часть В – задачи, часть С – эссе), причем в каждую из них включены 20% заданий, связанных с экономикой Вологодской области. Ежегодно наблюдается рост показателей Олимпиады (табл. 4).

В 2011/12 году Открытая Олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН стала удовлетворять внешним требованиям для включения ее в перечень всероссийских олимпиад, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации.

Таблица 4

Показатели Открытой Олимпиады по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН

за 2009/10 – 2011/12 уч.гг., чел.

Показатель

2009/10 уч.г.

2010/11 уч.г.

2011/12 уч.г.

Количество участников

425

591

692

География участников
(регионы-участники)1

1

3

10

Доля школьников НОЦ в
общем количестве
победителей и призеров

18

20

39


Наряду с Олимпиадой проводится конкурс научно-исследовательских работ (НИР) школьников 9-11 классов. Начиная с 2004 года, конкурс проходит в период с декабря по апрель. Конкурс проводится в два этапа. На первом – работы оцениваются независимыми экспертами, определяющими 10 лучших, которые выходят в следующий этап. Второй – проходит в форме очной конференции «Экономика региона глазами старшеклассников», на которой ребята защищают свои проекты. Темы школьных исследований отражают различные социальные и экономические процессы, происходящие в стране и регионе. Школьники затрагивают проблемы здравоохранения, образования, социальной сферы, банковской и бюджетной системы, проблемы рыночных отношений, внешнеэкономической деятельности.

Параллельно с конкурсом НИР проходит конкурс эссе для школьников 6-8 классов. Он также проходит в два тура. Первый осуществляется в заочной форме: школьники представляют в оргкомитет конкурса свои работы, где экспертная комиссия дает им оценку и выявляет 10 лучших. Их презентация проходит на втором этапе – очной защите. В таблице 6 представлены основные показатели конкурсов НИР и эссе. Следует отметить ежегодный рост количества участников данных конкурсов, что свидетельствует об увеличении заинтересованности школьников в научной жизни региона и страны (табл. 5). В перспективе планируется вывести конкурс на всероссийский уровень.


Таблица 5

Количество научно-исследовательских работ и численность участников конкурса НИР и эссе в НОЦ ИСЭРТ РАН за 2004/05 – 2011/12 уч.гг.

Учебный год

Количество

научно-исследовательских работ школьников, шт.

Численность школьников, принимавших участие в конкурсе НИР, чел.

Численность

школьников,

принимавших участие в конкурсе эссе, чел.

2004/05

9

24

20

2005/06

19

48

29

2006/07

38

67

61

2007/08

33

76

26

2008/09

33

72

31

2009/10

26

40

29

2010/11

33

54

37

2011/12

34

58

36

Всего

225

439

269


Обучающиеся НОЦ ИСЭРТ РАН уверенно занимают призовые места как в мероприятиях регионального, так и всероссийского и международного уровней.

Психологическую подготовку школьников для участия в представленных мероприятиях осуществляет группа социально-психологического сопровождения НОЦ ИСЭРТ РАН. Показатели результатов работы СПГ также позволяют судить, насколько эффективными оказались созданные условия обучения школьников.

Залогом дальнейшего успешного обучения вновь поступивших в НОЦ детей является психологическая поддержка при освоении ими нового образовательного пространства. Она осуществляется по результатам исследования уровня адаптации школьников первого года обучения, которое проводится в сентябре и направлено на определение того, насколько комфортно чувствуют себя данные ученики в НОЦ, как им удалось адаптироваться в новом для них образовательном учреждении. Также диагностика ориентирована на выявление возможных проблем адаптации учащихся и выработку мер по их предупреждению.

Представленные данные позволяют выявить рост показателей адаптации школьников, что свидетельствует об улучшении образовательных условий в учреждении НОЦ (табл. 6).

Таблица 6

Динамика оценки адаптации школьников НОЦ ИСЭРТ РАН первого года обучения

за 2007/08 – 2011/12 уч.гг. (в % от количества опрошенных)

Уровни

адаптации

2007/08

уч.г.

2008/09

уч.г.

2009/10

уч.г.

2010/11

уч.г.

2011/12 уч.г.

1 этап

2 этап

Высокий

56,5

37,4

41,7

47,6

73

95,8

Средний

35,4

55,7

58,3

50

19,2

7,8

Низкий

8,1

6,9

0

2,4

7,8

0


Группой социально-психологического сопровождения осуществляется систематическое исследование эмоционального состояния обучающихся в процессе обучения в НОЦ ИСЭРТ РАН. Цель данного мониторинга заключается в выявлении отношения учащихся к занятиям экономикой через изменение их самочувствия, активности и настроения во время учебных занятий в НОЦ ИСЭРТ РАН. Диагностика эмоциональной сферы учащихся осуществляется с помощью методики «Самочувствие. Активность. Настроение» (авторы: В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).

Так, результаты исследования эмоционального состояния школьников, представленные на рисунке 4, свидетельствуют о благоприятной для успешного обучения тенденции: все показатели находятся в пределах нормы (от 4,5 до 5,5 баллов). Также мониторинг позволяет проводить корректировку учебных курсов, оказывать помощь педагогу в построении занятий таким образом, чтобы вызвать у школьников желание изучать предмет и чтобы одновременно нивелировать те факторы, которые снижают их интерес к обучению.

Рис. 4. Динамика показателей эмоционального состояния школьников в процессе обучения

в НОЦ ИСЭРТ РАН за 2003/04 – 2011/12 уч.гг. (в баллах, по 7-ми балльной шкале)


Для успешного усвоения школьниками учебной программы НОЦ ИСЭРТ РАН и ведения научно-исследовательской деятельности СПГ проводится работа по формированию и развитию у учащихся коммуникативных и организаторских способностей. Наиболее важными из таких качеств являются умения устанавливать и поддерживать связи с другими людьми и организовывать не только свою деятельность, но и деятельность окружающих.

Для проведения диагностики данных способностей используется методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы: В.В. Синявский и Б.А. Федоришин). Исследование проводится в каждом классе на протяжении нескольких лет (с 8 по 11 классы) с целью анализа динамики развития способностей обучающихся. В таблице 7 представлены показатели диагностики одного из классов НОЦ в период 2008-2012 гг. Данные результаты позволяют сделать вывод о росте и коммуникативной, и организаторской сфер у детей на протяжении периода обучения их в НОЦ. Следует отметить, что способности, связанные с организационной сферой деятельности, формируются позже и наиболее ярко выявлены в последний год обучения. Это связано с тем, что школьники в процессе активной научно-исследовательской деятельности приобретают уверенность в своих силах и осознают свои возможности.

Таблица 7

Динамика коммуникативных и организаторских способностей школьников НОЦ ИСЭРТ РАН за 2008/09 – 2011/12 уч.гг. (на примере 11 кл., в % от числа опрошенных)

Уровни

способностей

Коммуникативные способности

Организаторские способности

2008/09

уч.г.

2009/10

уч.г.

2010/11

уч.г.

2011/12

уч.г.

2008/09

уч.г.

2009/10

уч.г.

2010/11

уч.г.

2011/12

уч.г.

Высший

0

0

12,5

29,9

0

0

12,5

25

Высокий

5,9

29,4

68,7

33,3

0

11,8

50

37,5

Средний

64,7

70,6

18,8

25

29,4

88,2

37,5

33,3

Ниже
среднего

29,4

0

0

12,5

70,6

0

0

4,2

Низкий

0

0

0

0

0

0

0

0


Итак, работа учебно-методической и социально-психологической групп сопровождения школьников в образовательном процессе способствует повышению удовлетворенности деятельностью НОЦ учащихся, родителей и педагогов, а также эмоциональному комфорту всех участников образовательного процесса, направлена на успешность дальнейшей учебы школьников НОЦ, перешедших в другие образовательные учреждения (социальное самоопределение и поступление выпускников НОЦ в учебные заведения региона и страны).

Об этом свидетельствуют количественные показатели: результаты участия детей в конкурсах и олимпиадах, высокий уровень адаптации школьников первого года обучения, ярко выраженные коммуникативные и организаторские способности и т.д. Они являются результатом совместных усилий специалистов учебно-методической и социально-психологической групп НОЦ ИСЭРТ РАН. Как уже было отмечено ранее, деятельность данных групп находится в постоянном и динамичном взаимодействии на протяжении всего процесса обучения школьников.

Это выражается в общих моментах сопровождения образовательного процесса по следующим позициям:

– оказание своевременной помощи преподавателям в организации гармоничного процесса обучения;

– выработка рекомендаций по повышению эффективности их деятельности на основе компетентного анализа учебных занятий. По результатам психологических исследований школьников и педагогов формируются рекомендации по повышению эффективности обучения, которые служат руководством по организации методического сопровождения учебного процесса;

– совместное проведение социально-культурных мероприятий (экскурсии, профильные экономические смены, социально-тематические акции: «Неделя здоровья», «Неделя науки» и др.).

В процессе обучения школьников результаты исследований СПГ служат основой для разработки методических рекомендаций преподавателям по организации учебного процесса и индивидуального подхода к каждому обучающемуся. В свою очередь показатели УМК становятся предметом исследований для СПГ.

Таким образом, в условиях современного образовательного пространства необходимо большое внимание уделять повышению качества дополнительного образования. Одним из наиболее эффективных подходов к реализации этой деятельности следует считать объединение методического и психологического компонентов в процессе сопровождения школьников. Их взаимодействие способствует формированию нового видения самого содержания дополнительного образования, его методов и технологий и эффективной реализации целей обучения.


Литература:
  1. Алехина С.В. Психологическая служба в образовании: перспективы развития [Текст] / С.В. Алехина, М.Р. Битянова, Е.И. Метелькова // Психология образования: национальный опыт. Материалы 2-й науч.-прак. конференции (тезисы). – М., 2005. – С. 67-69.

  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

  3. Бурцева И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой образования [Текст] / И. Бурцева // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 136-142.

  4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики [Текст]: монография / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с.

  5. Леонидова Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст]: научно-популярное издание / Г.В. Леонидова ; под ред. М.Ф. Сычева. – Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2007. – 99 с.

  6. Леонидова Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательно-го пространства [Текст]: монография / Г.В. Леонидова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 272 c.
  7. Лукьянова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в предпрофильном и профильном обучении [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 19.03.2011. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-v-predprofilnom-i

  8. Метелькова Е.И. Психологическая служба как ресурс развития современного образования [Текст] : автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра псих. наук: 19.00.13 / Е.И. Метелькова. – М., 2010. – 45 с.
  9. Практическая психология в развивающем образовательном пространстве [Текст] : коллективная монография / под ред. Н.М. Швалевой. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. – 260 с.
  10. Прутченков А.С. Компетентностный подход в школьном экономическом образовании [Текст] / А.С. Прутченков // Экономика в школе. – 2011. – № 6. – С. 20-34.

  11. Пряжников Н.С. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова // Вопросы психологии. – 1994. – №2. – С. 99-112.

  12. Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи [Текст]: материалы Региональной научно-практической конференции, г. Ставрополь, 2 октября 2002 г., в 2 т. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

  13. Терюкова Т.С. Факторы инновационности в экономическом образовании [Текст] / Т.С. Терюкова // Экономика в школе. – 2011. – № 6. – С. 15-19.

  14. Терюкова Т.С. Экономическая педагогика как процесс интеграции экономики и педагогики [Текст] / Т.С. Терюкова // Экономика в школе. – 2011. – № 6. – С. 50-55.

  15. Психологическая служба [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 63 с.

  16. Щеголь В.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии [Текст] / В.И. Щёголь // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9 – С. 89-91.

1С 2010/11 уч.г. активное участие принимает Республика Беларусь.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, РАНА, учебный процесс, школьник, социально-психологическая группа, социально-психологическое сопровождение, дополнительное образование, мероприятие, Открытая Олимпиада, период обучения.


Похожие статьи

К проблеме психолого-педагогического сопровождения...

Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое

Объектом школьной педагогической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Психологическое сопровождение учебного процесса в системе...

производственное обучение, процесс обучения, потребность, ученик, учащийся, развитие, педагог, образование, учебный процесс, психологическое сопровождение, образовательное учреждение, достойное поведение...

Организация и содержание психолого-педагогического...

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образование, ребенок

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

О возможностях реализации принципа индивидуализации...

На сегодняшний день вся система образования движется от обучения, как процесса передачи знаний, к образованию как процессу становления личности.

То есть речь идет о том, что нужно создавать выбор, а для этого необходима особая образовательная среда — открытое...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы...

Сопровождение учащихся «группы риска» должно носить комплексный характер и реализовываться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи [7, с. 19]. Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой организованную...

Психолого-педагогическое сопровождение младших...

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

1. Успешная социальнопсихологическая адаптация к новым социальным условиям. 2. Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся первого класса.

Система психолого-педагогического сопровождения детей...

Как утверждает М. Р. Битянова, «сопровождение как система профессиональной деятельности педагога-психолога, направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного...

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Социально-педагогическая составляющая системы...

Дополнительное образование детей социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства.

Каждый их них нуждается в системе медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий...

Похожие статьи

К проблеме психолого-педагогического сопровождения...

Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое

Объектом школьной педагогической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Психологическое сопровождение учебного процесса в системе...

производственное обучение, процесс обучения, потребность, ученик, учащийся, развитие, педагог, образование, учебный процесс, психологическое сопровождение, образовательное учреждение, достойное поведение...

Организация и содержание психолого-педагогического...

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образование, ребенок

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

О возможностях реализации принципа индивидуализации...

На сегодняшний день вся система образования движется от обучения, как процесса передачи знаний, к образованию как процессу становления личности.

То есть речь идет о том, что нужно создавать выбор, а для этого необходима особая образовательная среда — открытое...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы...

Сопровождение учащихся «группы риска» должно носить комплексный характер и реализовываться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи [7, с. 19]. Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой организованную...

Психолого-педагогическое сопровождение младших...

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

1. Успешная социальнопсихологическая адаптация к новым социальным условиям. 2. Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся первого класса.

Система психолого-педагогического сопровождения детей...

Как утверждает М. Р. Битянова, «сопровождение как система профессиональной деятельности педагога-психолога, направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного...

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Социально-педагогическая составляющая системы...

Дополнительное образование детей социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства.

Каждый их них нуждается в системе медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий...

Задать вопрос